<<
>>

Московское восстание 1648 г

стало результатом противоречий, которые накопились в отношениях между разными социальными группами горожан. Главной причиной было то, что многие были недовольны существованием т.

н. «белых слобод», население которых имело много налоговых льгот, потому что принадлежало «лучшим людям». С остальных же, «тяглых людишек», правительство взимало повышенные поборы. Свои интересы преследовали и дворяне, которые стремились сравняться в правах с феодальной аристократией, добиться от правительства отмены «урочных лет». Кроме того, почти все были недовольны действиями, обогащением и ролью в руководстве страной «дядьки» и шурина молодого царя Алексея Михайловича боярина Б. И. Морозова и его родни.

Восстание вспыхнуло летом 1648 г. в ответ на отказ царской свиты передать челобитную москвичей на имя Алексея Михайловича. Разъярённая толпа начала громить дворы Б. И. Морозова и его сторонников, некоторые из которых были убиты. Только по просьбе царя восставшие позволили ему сослать Морозова, хотя хотели также убить.

Правительство пошло на удовлетворение некоторых экономических требований восставших. Был созван Земский собор. Он сформировал комиссию для подготовки нового Уложения, в котором должны были учесть пожелания восставших — прежде всего дворян и посадских людей.

Городские восстания 1648—50 гг. имели те же причины, что и Московское восстание (хотя, конечно, с учётом местных особенностей). Это восстания 1648 г. в городах Поморья (Соль Вычегодская, Устюг Великий, Каргополь и др.), во Владимире, Козлове, Воронеже, Курске, Томске и др., 1650 г. — в Новгороде и Пскове. В последнем случае наиболее ярко проявились противоречия между верхами и низами городского населения. Низы были возмущены возросшей спекуляцией хлебом в условиях недорода. Власть перешла в руки земских старост. Но правительственные войска во главе с князем И. Н. Хованским захватили Новгород, а через несколько месяцев и Псков.

Принятие Соборного Уложения 1649 г. стало итогом всего предшествующего развития законодательной системы России и кодификации старых и новых правовых документов. Подготовка и принятие Соборного Уложения было ускорено восстанием 1648 г. Основная работа по его созданию была проведена специальной комиссией во главе с Н. И. Одоевским, а затем её результаты были обсуждены Земским собором в 1649 г и приняты в качестве общероссийского законодательного документа.

Соборное Уложение состоит из 25 глав и 967 статей. Оно юридически зафиксировало крепостнические порядки, оформило самодержавный строй, ввело строго регламентированную систему норм и правил буквально во всех областях государственной и частной жизни, определило функции и прерогативы деятельности государственных и иных органов, установило порядок судебных процессов, систему наказаний и др.

На основе статей Соборного Уложения стала в основном действовать судебная система. Суд в XVII в. находился в ведении государственной власти, ее центральных (приказы) и местных (у воевод) органов. Политические дела рассматривались при непосредственном участии самого царя, то есть были в его юрисдикции. Известен также церковный суд и суд вотчинный. Развивалась новая форма судебного процесса — розыск (сыск), который разбирал особо важные дела (политические, церковные, гражданские). Суд не только судил, но и вёл следствие, допрашивал, пытал подозреваемых.

Организация вооруженных сил в XVII в. основывалась на двух принципах: 1) сохранение и попытка реформирования поместного ополчения; 2)образование новых подразделений регулярного войска. Для них было характерным низкое материально-техническое обеспечение со стороны государства, слабые дисциплина, маневренность и мобильность, давление местнических настроений и принципов. Однако именно в XVII в., уже при Михаиле Фёдоровиче в армейские построения стали внедряться новые организационные принципы. Так, ещё в 1616 г. Земский собор принял решение о жалованье служилым людям, находившимся под Смоленском, а в 1630-1632 гг.

была составлена смета российского войска, произведён т. н. «разбор служилых городов» и, что самое важное, начался набор первых солдатских полков. В 1637 г. был создан приказ сбора ратных людей.

Построение же войска в XVII в. в целом не претерпело существенных изменений: обычно к театру военных действий выдвигались 5 полков (большой, передовой, правой руки, левой руки, сторожевой), сопровождаемых ертаулом и нарядом (артиллерия). Военное управление в XVII в. было сосредоточено в таких приказах, как Разрядный, Рейтарский и Стрелецкий. Таким образом,. единого центрального военного управления не было. На местах военным делом ведали съезжие, разрядные, стрелецкие и казачьи приказные избы.

Восстание 1662 г. в Москве известно под названием «Медный бунт». Причинами выступления москвичей против правительства было введение медных денег и усиление налогового гнета с взиманием недоимок за прошлые годы. В связи с военным положением и хлебным недородом правительство увеличило разные сборы. Восстание началось с подачи челобитных царю с требованием выдать бояр «на убиение» и уменьшить налоги. Но стрелецкие отряды, неожиданно напав, рассеяли толпу и устроили кровавое побоище: несколько тысяч челобитчиков было убито в селе Коломенское, а десятки повешены в Москве.

Народное движение под руководством С. Разина разворачивалось в 1670-1671 гг. на Дону и Волге. В нем отразились разные линии социальных противоречий, которые обострились в конце правления Алексея Михайловича. Грабительские походы донских казаков за «зипунами» переросли в могучий всплеск народного недовольства своим экономическим положением. Вокруг казачьих отрядов, которыми руководил атаман Степан Тимофеевич Разин, очень быстро объединились группы беглых крестьян, «работных людей», голытьбы, «ярыжек», стрельцов. С этой силой в 1667 г. был взят Яицкий городок, в течение нескольких лет совершались нападения на прикаспийские города Персии. Удачные действия С. Разина увеличивали его авторитет среди донских казаков, поволжского крестьянства и нерусских народов Поволжья.

Весной 1670 г. с 7 тыс. человек он пошёл на Царицын, откуда осуществлялось царское управление этим регионом. Город был взят, а воевода Тимофей Тургенев убит. Был разбит стрелецкий карательный отряд. Летом же 1670 г. после короткого приступа разинцы захватили Астрахань и замучили около 500 человек, имевших отношение к власти, в том числе воеводу князя Ивана Прозоровского. Везде вводилось казачье правление. Следующей целью стало взятие Москвы. Через «прелестные листы» С. Разин звал к себе всех, кто был недоволен боярами, воеводами, приказными людьми, звал на борьбу за «доброго царя» Алексея Алексеевича, который будто бы находился среди казаков.

Собралось пёстрое воинство, ядро которого составляли донские казаки. (В ранее изданной научной литературе события 1670-71 гг. чаще всего определяются как «крестьянская война». В последние годы историки были сдержаны в своих оценках, потому что нет оснований говорить о массовом и широком крестьянском движении, хотя крестьяне, ощутив крепостной гнёт, где с опаской, а где и активно реагировали на «прелестные листы». Поэтому более правильной будет оценка этих событий, как «народное движение», в котором разные социальные группы преследовали свои интересы, а его руководители были не без политических амбиций). Разинцы безрезультатно пытались взять Симбирск осенью1670 г. и были откинуты царской армией под командыванием воеводы Н. Борятинского. Казацкая старшина Дона во главе с атаманом К. Яковлевым обратились к Москве за военной помощью и подготовила захват С. Разина в Когальницком городке весной 1671 г. Уже 6 июня 1671 г. казацкий атаман был казнён на Красной площади Москвы.

Реформирование православной церкви в России было вызвано необходимостью ликвидировать накопившиеся за столетия расхождения с другими православными церквями (в первую очередь — с Константинопольской греческой) в обрядности и богослужебных книгах. Эта необходимость была ускорена вероятностью соединения с православной церковью Украины, которая в большей степени придерживалась классических образцов православной обрядности.

Патриарх Иосиф и правительство пригласили в 1649 г. учёных монахов из Киева для исправления богослужебных книг. Реформирование обрядности началось после того как патриарх Никон 14 марта 1653 г. разослал по церквям «память» о замене земных поклонов поясными, и о крещении тремя пальцами вместо двух. В скором времени были изменены и другие обрядовые нормы, были запрещены иконы т. н. «нового письма». Реформы были утверждены на церковных соборах 1654, 1655, 1656 гг., а их противников отлучили от церкви. Реформа церкви проводилась при поддержке и инициативе царского правительства и фактически приблизила время подчинения церкви светской власти.

Церковный раскол стал итогом церковных реформ, которые в 50-х гг. XVII в. проводил патриарх Никон при поддержке правительства царя Алексея Михайловича. Реформы размежевали общество на сторонников и противников. Среди последних (т. н. «раскольников», «старообрядцев») были самые разные люди: феодальная знать, духовенство, крестьяне, посадские люди и др. Фактически раскол в общество внесли сами реформы, их инициаторы, но правительственная и церковная пропаганда определила и закрепила в исторической памяти виновников раскола среди тех, кто не согласился принять нововведения и начал борьбу за возвращение старых порядков.

В 1685 г. правительство определило систему репрессий против раскольников, начиная от конфискации имущества до сжигания в срубе самого инакомыслящего.

Соловецкое восстание 1668—76 гг. отразило ту напряжённость в российском обществе, которая возникла после проведения церковных реформ. Монахи Соловецкого монастыря с самого начала не приняли нововведений Никона, объявив их «латинской ересью». На попытку правительства сломить сопротивление посылкой сюда стрелецкого отряда монахи ответили вооружённым выступлением под руководством архимандрита Никонора и старца Геронтия. К монахам присоединились монастырские крестьяне и посадские люди, беглые стрельцы, казаки, крестьяне, бывшие участниками разинского движения. Только благодаря предательству одного из монахов, который открыл перед правительственной армией потайной ход, монастырь был взят.

Восставшие были жестоко наказаны.

III

1613—1645 — правление царя Михаила Федоровича Романова.

1611, 1613, 1618, 1634 — указы, содержавшие положения о юридическом уравнивании поместий с вотчинами.

1619—1633 — патриаршество Филарета.

1620—1632 — указы о «дворовой четверти» для бобылей.

1630 — первый набор в солдатскую службу.

1621, 1647 — создание первых воинских уставов.

1632 — основание А. Д. Виниусом железоделательного завода.

1642 — указ о запрещении перехода служилых людей в холопы.

1645 — 1676 — правление царя Алексея Михайловича Романова.

1645 — 1648 — деятельность правительства Б. И. Морозова.

1646 — указ о налоге на соль.

1647 — отмена указа о налоге на соль.

1648 — 1650 — городские восстания.

1649 — принятие Соборного Уложения.

1649 — 1652 — посадская реформа.

1650 — создание Монастырского приказа.

1652 — 1658 — патриаршество Никона.

1653 — работа последнего Земского собора.

1654 — учреждение приказа Тайных дел.

1654 — 1666 — церковные реформы, начало Раскола.

1659 — «Послание» Никона царю.

1658 — 1660 — проведение трёх общегосударственных наборов даточных людей в пожизненную солдатскую службу (1 человек от 20-25 крестьянских и посадских дворов).

1662 — «Медный бунт» в Москве.

1667 — принятие Новоторгового устава.

1667 — 1669 — закладка верфи в селе Дединово Коломенского уезда и спуск на воду первого российского корабля «Орел».

1668 — 1676 — восстание в Соловецком монастыре.

1670 — 1671 — восстание под руководством Степана Разина.

1672 — упразднение Монастырского приказа.

1676—1682 — правление царя Фёдора Алексеевича Романова.

1679 — 1681 — введение подворного налогообложения

1б82 — сожжение Аввакума в Пустозерске.

1685 — Стрелецкий бунт.

IV

Аввакум Петрович (Петров) — протопоп, священник Казанского собора в Москве, идеолог раскола, активный противник церковных реформ патриарха Никона. С 1653 г. в ссылке, а в 1666 г. предан анафеме, расстрижен и сослан в Пустозерский острог. Известен как писатель, обличавший пороки официальной церкви (например, «Житие»). По царскому указу сожжён в 1682 г. вместе с ближайшими сподвижниками.

Алексей Алексеевич — царевич, сын Алексея Михайловича. Его неожиданная смерть позволила С. Разину объявить, что тот якобы примкнул к восставшим, спасаясь от жестокого отца и происков бояр, но не умер.

Алексей Михайлович — российский царь (1645-1676). Первые годы царствования находился под влиянием боярина Б. И Морозова, но затем значительно укрепил своё самодержавное правление. При нём значительно усилился госаппарат, ослабла роль Боярской думы, Земских соборов . Добился весомых внешнеполитических успехов: была фактически присоединена Левобережная Украина, укреплены границы России на юге. С царской поддержки прошло реформирование церкви, которая постепенно превратилась в часть госаппарата. С его правления фактически началось превращение сословно-представительской монархии в абсолютную

Алёна — предводительница крестьянского отряда в период восстания под руководством С. Разина. Её отряд действовал в Темниковском и Шацком уездах, участвовал во взятии Темникова. Была схвачена правительственными войсками, подверглась жестоким пыткам и затем сожжена.

Борятинский Юрий — князь, воевода, который вёл борьбу с разинцами под Симбирском в 1670 г.

Вонифатьев Стефан — протопоп, настоятель Благовещенского собора московского Кремля, духовник царя Алексея Михайловича. В конце 40-х гг. XVII в. возглавил т. н. «Кружок ревнителей древлего благочестия», члены которого ставили цель ликвидировать изьяны в организации церковной жизни.

Демидов Гаврила — земский староста в Пскове, руководитель восстания 1650 г.

Иван V Алексеевич — сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, российский царь с мая 1682г. Был посажен на престол в результате восстания стрельцов. Земским собором утверждён как «первый царь», тогда как его сводный брат Пётр I — «вторым». Тем самым это уникальное двоецарствие отразило сложную политическую борьбу за власть, которую вели группировки Милославских и Нарышкиных. . Был крайне болезненным, полуслепым человеком. После 1689 г., когда бразды правления перешли в руки Петра I, И. V оставался царём, но его участие в государственных делах было формальным.

Иоаким — патриарх Московский и всея Руси (1674 — 1690). Проявил известную строптивость по отношению к царской власти: в 1675 г. был ввёден церковный суд, сбор церковной дани перешёл в руки духовных лиц. Автор полемических антираскольничьих сочинений (в первую очередь — «Увет духовный»). В 1687 г. переподчинил Киевскую митрополию.

Иосааф I — патриарх Московский и всея Руси (1634 — 1640), преемник и протеже Филарета. Известен своей лояльностью к царю, изучением и исправлением церковно-богослужебной литературы и составлением «Лествицы властям» — своеобразного руководства в церковном местничестве.

Копыто Иов, Коза Порфирий, Лисица Елисей — руководители восстания посадского люда в Пскове в 1650 г., члены временного правительства. Наиболее активные и непримиримые противники московских властей.

Матвеев Артамон Сергеевич — государственный деятель и дипломат. Управлял Малороссийским и Посольским приказами. С 1674 г. — боярин. Сторонник полного присоединения Украины. Родственник и доверенное лицо царя Алексея Михайловича (Наталья Нарышкина — воспитанница М.). С 1675 в ссылке. В 1682 г. убит во время стрелецкого бунта.

Милославские — дворянский род, известный с XV в., но особо возвысившийся после женитьбы Алексея Михайловича на Марии Ильиничне М. Её отец Илья Данилович после восстания 1648 г. стал фактическим главой правительства. Своей политикой и влиянием при дворе М. вызывали ненависть народа, что ярко проявилось в ходе восстания 1662 г.

Милославский Иван — боярин, воевода Симбирска во время штурма его разинцами осенью 1670 г.

Михаил Федорович — первый российский царь из династии Романовых (1613—1645). На царство избран Земским собором, что положило конец т. н. «смутному времени». Застал Россию в состоянии крайнего хозяйственного разорения и политического беспорядка. По молодости лет и будучи слабовольным и болезненным правил чисто номинально: государственные дела вершили его отец, патриарх Филарет, и ближайшие родственники (Стрешнёвы, Салтыковы). Внутренняя политика России в его царствование определялась интересами дворянства: расширялось феодальное землевладение, дальнейшее развитие получило крепостничество, были введены новые прямые и косвенные налоги и т. п. Во внешней политике правительство М. Ф. решало две главные задачи: борьба с Речью Посполитой и угрозой со стороны крымских татар. Были расширены дипломатические связи с Англией, Голландией и другими странами Европы.

Морозов Борис Иванович — боярин (с 1653 г.), глава правительства в царствование Алексея Михайловича, шурин царя. Лично руководил несколькими приказами. Инициатор введения высокого налога на соль, приведшего к восстанию 1648 г., когда взбунтовавшиеся москвичи растерзали его ближайших помощников дьяков Чистого и Траханиотова. Самого М. спас царь, отправив в фиктивную ссылку. М. — один из авторов Соборного Уложения. Он был крупнейшим землевладельцем (имел 9 тыс. тяглых дворов) и предпринимателем (владел кирпичными, железоделательными, поташными и др. мануфактурами).

Морозова Федосья Прокопьевна — боярыня, дочь царского родственника окольничьего П. Соковнина, невестка (жена брата) известного государственного деятеля периода правления царя Алексея Михайловича Бориса Ивановича Морозова. Как ярая противница церковной реформы, навлекла на себя гнев царя. Была взята под стражу, заточена в тюрьму, где умерла голодной смертью, не изменив своей вере. Её изобразил художник В. Суриков на своей знаменитой картине.

Нарышкина Наталья Кирилловна — вторая жена царя Алексея Михайловича (с 1671). С детства воспитывалась у близкого друга отца А. С. Матвеева, который и сосватал её за царя-вдовца. Родила ему троих детей, в том числе и будущего царя Петра I, который питал к ней очень тёплые чувства. Слыла образованной женщиной.

Неронов Иван — священник, наставник и друг Аввакума, один из руководителей «Кружка ревнителей древлего благочестия», ярый обличитель Никона и его реформ.

Никон (Минов Никита) — патриарх Московский и всея Руси (1657 — 1666). Пользуясь поддержкой царя Алексея Михайловича провёл реформу обрядности, службы и канонов церкви. Приобрёл огромную власть и значение в делах светских и государственных (в том числе военных, дипломатических и т. п.). Низложен на церковном соборе при участии восточных патриархов с обвинением в его адрес об оскорблении церкви, царя, «всех православных христиан» и др. Сослан.

Одоевский Н. И. (князь, руководитель), Прозоровский С. В. (князь), Волконский Ф. Ф. (князь), Леонтьев Гаврила (дьяк), Грибоедов Фёдор (дьяк) — члены комиссии («приказа»), созданной Земским собором 1648 г. для разработки нового Уложения. Кодифицировали все прежние царские указы, соотнесли их со старыми Судебниками, проанализировали юридические нормы других стран (прежде всего Статут ВКЛ) и внесли дополнения и некоторые изменения в действовавшее российское законодательство и таким образом стали создателями Соборного Уложения 1649 г.

Разин Степан Тимофеевич — донской казак, предводитель народного движения 1670—1671 гг. Известен с начала 60-х гг., когда как атаман водил казаков против крымских татар и турок, а затем организовал поход по Волге и вдоль побережья Каспийского моря с целью захвата добычи. Этот поход с 1670 г. перерос в широкое народное движение c ярко выраженной антикрепостнической направленностью, проходившее под лозунгом борьбы за «доброго царя». Поражение отрядов С. Р. под Симбирском в октябре 1670 г. вскоре привело к полному разгрому восставших. С. Р. был схвачен, привезён в Москву и казнён.

Разин Фрол Тимофеевич — младший брат Степана Разина, один из руководителей казачьих отрядов, действовавших в 1670—1671 гг. в верховьях Дона. Был схвачен вместе с братом и приговорён к смертной казни(то ли умер во время пыток, то ли был казнён в 1676 г.).

Романовы — боярский род, к представителям которого в 1613 г. по решению Земского собора перешла корона российских царей (первый царь из династии Р. — Михаил Федорович). Решающую роль сыграло то, что Р. были поддержаны верхушкой казачества, посадскими людьми, и к тому же они были в родстве с прежней династией Рюриковичей (Михаил Фёдорович — племянник царя Фёдора Ивановича). Немаловажной была и позиция аристократических кругов, полагавших, что молодой и болезненный Михаил Романов станет орудием исполнения их воли. Однако вскоре новая династия укрепила свои позиции и удерживала престол до 1917 г.

Ртищев Ф. (окольничий), Никон (архимандрит), Аввакум, Даниил, Лазарь, Иван Неронов (протопопы), Иванов Ф. (дьякон) — члены «кружка ревнителей древлего благочестия».

Семёнов Матвей, Харитонов Михаил, Шелудяк Фёдор, Шилов Михаил, Осипов Максим — казачьи атаманы, соратники С. Разина, руководившие отрядами, которые направлялись для захвата поволжских городов.

Славинецкий Епифаний, Сатановский Арсений, Птицкий Дамаскин — ученые монахи Киева, которые в 1649/50 гг. были приглашены в Москву правительством России для исправления богослужебных книг по греческим образцам.

Ус Василий Родионович — атаман донских казаков, возглавивший в 1666 г. поход к Москве. Простояв лагерем около Тулы некоторое время, казаки вернулись на Дон. Один из ближайших соратников С. Разина в событиях 1670-1671 гг. После захвата Астрахани — главный атаман.

Фёдор Алексеевич — сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, российский царь (1676—1682). Из-за малолетства и болезненности к управлению государством имел формальное отношение. Делами заправляло семейство Милославских, патриарх Иоаким, которые опирались на неродовитых помещиков. Проводилась политика увеличения их числа за счёт раздачи казакам и служилым людям поместий и вотчин на вновь присоединённых землях. В годы его царствования были осуществлены ряд реформ: перепись населения (1678), введение подворного налогообложения (1679), составление первого госбюджета (1680) с расходами на армию в 62,2%, ликвидация местничества (1682). Была реформирована приказная система, (проведено укрупнение и усилено руко-водство), ужесточены меры борьбы с раскольниками, развёрнута подгото-вительная работа по созданию славяно-греко-латинской академии. Царь слыл слабохарактерным человеком, но был хорошо образован, увлекался музыкой (его воспитателем и учителем был Симеон Полоцкий).

Филарет (мирское имя — Романов Фёдор Никитич) — патриарх Московский и всея Руси (1619—1633), отец первого царя из династии Романовых. Ещё в 1608 г. в Тушинском лагере был «наречён» патриархом, хотя официально этот пост занял в 1619 г. В 1611—1619 гг. находился в польском плену. По возвращении в Россию стал фактическим духовным и светским правителем, полностью ведя государственные дела за своего слабовольного и болезненного сына-царя.

Чирок Михаил — крепостной крестьянин, предводитель крестьянских отрядов в событиях 1670—1671 гг. Формировал своё воинство как из крестьян-добровольцев, так и по развёрстке — с дома по человеку. Его отряд влился в казачий отряд атамана М. Харитонова. Судьба неизвестна.

Чистой Назарий (дьяк), Плещеев Леонтий (судья Земского приказа), Траханиотов Пётр (окольничий) — соратники и родственники боярина Б. И. Морозова, убитые во время Московского восстания 1648 г.

Щербак Андрей — посадский человек, один из инициаторов «медного бунта» 25 июля 1662 г. в Москве. Подталкивал к выступлению стрельцов и солдат, посадских людей, звал нести челобитную царю. Был схвачен и после пыток казнён.

V

Абсолютизм (абсолютная монархия) — форма государственного управления, когда монарх как верховный властитель обладает никем и ничем не ограниченной властью, реализуя её через мощный и разветвлённый государственный аппарат, армию, полицию, сыск, церковь. Становление А. В России приходится на правление Алексея Михайловича и утверждается при Петре I. Ослабевает и эволюционирует в процессе развития буржуазных отношений.

Ближняя (Тайная) дума — узкий круг особо доверенных лиц при первых царях из династии Романовых, с которыми они обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Боярская дума — в XVII в. этот представительный орган феодальной аристократии трансформировался и превратился всего лишь в правительственный орган, целиком подчиненный царю. В члены Б. д. назначались царём пожизненно преимущественно представители высшей знати. Думные люди между тем делились на четыре степени: бояре, окольничьи, думские дворяне, думские дьяки. Т. е. наблюдалась своеобразная демократизация представительства господствующих слоёв (гл. образом за счёт неродовитых царских фаворитов, преданных царю высших бюрократов). Б. д. разрабатывала законодательные акты (совместно с царём), была высшим контрольным учреждением, исполняла распорядительные функции, курировала дипломатические вопросы и др.

«Бунташный век» — условное обозначение, утвердившееся в исторической литературе, политических событий, произошедших в России в XVII в.

«Великое московское разорение» — так в источниках обозначены пос-ледствия «смуты» начала XVII в., когда экономика России, её городское и сельское хозяйство были буквально разрушены (восстановление только сельскохозяйственного производства заняло несколько десятилетий — по 50-е гг. XVII в.)

Владельческие крестьяне — крестьяне светских (помещики, царская семья) и духовных (монастыри, церкви, патриарх) феодалов. В XVII в. они составляли до 90 % всего тяглого населения России.

Воевода — глава воеводского управления, утвердившегося на местах (город, регион и др.) в России XVII в. Сосредотачивал в своих руках не только военную, но и административную, судебную, финансовую власть, т. е. всё местное управление, тем самым заменив или подчинив себе земское управление; находился в подчинении и под надзором московских приказов. Для воеводского управления характерны поборы, злоупотребления, открытое насилие над местным населением, которое называло воевод «мучителями и разорителями».

Дьяк — один из «начальных людей» приказа, выходец из дворянства. Обычно в XVII в. дьяк фактически являлся руководителем приказа. Особо важные приказы возглавляли думные дьяки, т. е. члены Боярской думы.

Земская изба — орган местного управления (волости, посада и др.) во главе с выборным земским старостой.

Земский собор — в XVII в. представительный орган дворянства и посадских людей. Его роль особо возросла в связи с тем, что именно З. с. 1613 г. «всенародно» избрал на царство нового царя, и в первые годы царствования Михаила Романова неокрепшей царской власти приходилось ссылаться на «всенародный приговор». Вскоре роль органа сословного представительства стала стремительно ослабевать (он стал созываться главным образом для организации сбора служилых людей ввиду военных действий), и З. с. 1653 г. по сути стал последним, хотя царь в XVII в. несколько раз вынужден был прибегать к выслушиванию мнения «всей земли».

«Извет» — донос, на основании которого обычно начинался сыск по преступлениям, направленным против царя.

«Кружок ревнителей древлего благочестия» — группа духовных и светских особ России, которые в конце 40-х гг. XVII в. объединились под идеей наведения порядка в православной церкви через усиление дисциплины церковной жизни и службы, активизации религиозности населения, исправления богослужебных книг и обрядности по старорусским образцам (некоторые члены кружка, в том числе и будущий патриарх Никон, были сторонниками греческих образцов). Кружок фактически распался вместе с реформированием церкви Никоном в 1653 г. Многие его члены стали ярыми противниками реформы и возглавили раскольническое движение. Официальная церковь и правительство развернули против них репрессии ( многие члены кружка были сосланы).

«Начальные люди» (судьи) — руководящие лица в приказах. Назначались из числа служилых людей думных или московских чинов, а также дьяков.

«Новый летописец» — историко-публицистический трактат, созданный около 1630 г., проводивший идею о божественном предначертании, законности и наследственных правах избранного всенародно (Земским собором) нового царя Михаила Романова.

Подъячий, пристав, сторож — приказные люди XVII в.

Подъячий с приписью — «товарищ» воеводы, облачённый правом подписывать документы воеводского делопроизводства.

Предпринимательство — новая форма хозяйствования в XVII в, когда некоторые феодалы становились на путь интенсификации своего производства, хотя и с использованием труда крепостных крестьян. Более всего практиковались различные промыслы (винокурение, производство поташа, железа и др.), реже — ростовщичество.

Приказы — центральные правительственные учреждения, ведавшие определёнными отраслями государственного управления или конкретными территориями, регионами. На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления — как количественно (свыше 80), так и по значимости. Следует различать временные и постоянные приказы. Находились в прямом подчинении царя и Боярской думы и имели различный уровень компетенции: общегосударственные (Разрядный, Поместный, Монастырский, Ямской, Посольский, Тайных дел и др.) и областные (Земский, Соборский, четверти и др.). Выделялись и приказы, ведавшие делами царского двора — дворцовые (Большого двора, Казённый, Аптекарский и др.). В XVII в. не раз предпринимались попытки реформировать приказную систему управления с целью повышения её эффективности.

Промыслы — изготовление тех или иных изделий в массовом количестве с целью не только внутреннего потребления, но и продажи на рынке. В XVII в. приобретали характер мелкого товарного производства (в отличие от домашних промыслов), так как развивалось в вотчинах крупных феодалов с использованием значительного количества рабочей силы; сырья и т. д. Предшествовали мануфактурам.

«Слово и дело государевы» — политические дела, которые вели судебные органы в XVII в., когда обвиняемым вменялись в вину преступления, направленные против чести, достоинства и жизни царя.

Служилые люди «по отечеству» — состав поместного ополчения, которое набиралось на период военных действий или военной опасности из числа думских и московских чинов, дворян; детей боярских. За службу они получали поместное или денежное жалование.

Служилые люди «по прибору» (т. е. по набору) — воинские формирования (стрельцы, казаки, пушкари, татары, башкиры), которые находились на постоянной службе и имели свои военные организации (приказы) как в военное, так и в мирное время.

Стан, волость, погост, губа — составные части уезда.

Староверы (старообрядцы, раскольники) — значительная часть населения России XVII в., не принявшая реформирование православной церкви, проведённого патриархом Никоном, и оставшаяся верной «старой» вере и обрядам.

Стол — один из отделов приказа (четверти), ведавший или определённой территорией, или вопросом (например, сбор денег).

Судебники ХV—ХVI вв., указы и боярские приговоры, указные книги приказов и др. — юридические документы, на основании которых в первой половине XVII в. велось все судо- и делопроизводство.

Съездная изба (приказная палата) — центр воеводского уездного управления, сосредоточение делопроизводства, судебных дел, расправы.

«Товарищи» — дьяки или подьячие, посылаемые из Москвы в помощь воеводам в ведении управления на местах.

Товарный хлеб, товарное скотоводство — формы хозяйствования, которые стали всё более развиваться в России в первой половине XVII в. и обеспечивали возможность преодоления экономического разорения начала века. Проявление тенденции капиталистического производства в условиях господства феодальных отношений.

Тульский, Белгородский, Севский, Смоленский и другие разряды. — военно-административные округа, созданные в XVII в. на пограничных территориях для их охраны и управления (возглавляли воеводы, иногда окольничьи).

Феодальная рента — повинности крестьян в пользу феодала (натуральный оброк, наряду с отработками, преобладали над денежным оброком на протяжении XVII в.)

Уезд — основная административная единица в России XVII в. (известно более 250), в центре которой находился город как сосредоточение военного, судебного и административного управления.

Холопы — в XVII в. эта категория феодально зависимого населения России по своему фактическому положению сблизилась с крестьянами, что и было юридически оформлено в статьях Соборного Уложения 1649 г.

«Царь указал и бояре приговорили» — словесная формула, которой начинались многие документы XVII в. с решениями по важнейшим государственным вопросам. Отражает характер взаимоотношений монарха и высшей феодальной аристократии, функции этих двух сторон, их отношение к власти и управлению государством.

Черносошные крестьяне — лично свободные крестьяне, выполнявшие ренту непосредственно в пользу государства. Располагали некоторыми правами в распоряжении землёй, хотя были связаны круговой порукой и подчинялись мирским органам.

Четверть — особая форма приказа, в задачу которого входили вопросы финансового, судебного, управленческого характера регионального масштаба (известны 5 четвертей — Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская).

«Язычная молка» — донос (оговор) со стороны допрашиваемого или подвергнутого пыткам.

VI

Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Л., 1986.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2001.

Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII—XVIII. М.,2000.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М.,1996.

Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л.,1987.

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

Буганов Б. И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

Буганов В. И. Разин и разинцы. М.,1995.

Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII в. (численность, сословно-классовый состав, размещение). М., 1977.

Глазьев В. Н. Власть и общество на юге России в XVII веке: противодействие уголовной преступности. Воронеж,2001.

Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI-первой четверти XVIII в. Т. 1. М.,1998.

Государственные учреждения России ХVI—ХVII вв. / Под ред. Н. Б. Голиковой. М., 1991.

Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России ХVII в. и её роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М.,1995.

Заборовский Л. В. Россия, Речь Посполитая и Швеция в середине XVII в. М.,1981.

Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.

Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

Западноевропейские купцы и их товары в России XVII века / Сост. А. В. Дёмкин. М., 1992.

Каргалов В. В. Московские воеводы XVI—XVII вв. М., 2002.

Козляков В. Н. Михаил Фёдорович. М., 2004.

Крестьянская война в России XVII—XVIII веков: проблемы, поиски, решения / Под ред. Л. В. Черепнина. М., 1974.

Кристенсен С. О. История России XVII в. М., 1989.

Маньков А. Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. Л., 1980.

Московские восстания конца ХVII века. М., 1969.

Никитин Н. И., Вилков О. Н. Очерки социально-экономического развития Сибири к. XVI — нач. XVIII в. Новосибирск, 1990.

Рогожин Н. М. У государевых дел быть указано… М.,2002.

Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986.

Русское государство в XVII веке. М., 1961.

Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. М.,1998.

Чистякова Е. В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. (30—40-е годы). Воронеж, 1975.

Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667—1676 гг. Новосибирск, 1998.

<< | >>
Источник: О. А. Яновский, Л. Л. Михайловская, С. В. Позняк и др.. История Руси, России и Украины (с древнейших времен до конца XVIII в.): Учеб. пособие / Под ред. О. А. Яновского. — Мн.: БГУ,. — 1007 с.. 2005

Еще по теме Московское восстание 1648 г:

  1. Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства
  2. Вопрос об иерархии городовых корпораций и конфликты между ними
  3. «Ординация Войска Запорожского реестрового»
  4. «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой
  5. Первые Романовы на российском царствовании
  6. Московское восстание 1648 г
  7. Глава 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в.
  8. Россия в XVI веке
  9. 3. РОССИЯ В XVII в.
  10. Осень Московии