5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
Контакты в области культуры являются интегральной частью международных отношений в целом. Они играют важную роль в межцивилизационном диалоге наций, способствуют взаимному обогащению национальных культур, формированию взаимопонимания и взаимного доверия между народами.
Иными словами, культурное взаимодействие является действенным фактором сближения разных стран и народов. На современном этапе развития человечества процесс взаимообогащения их культур становится непременным вектором глобализации современной жизни мирового сообщества. Одновременно каждая страна берет из чужой культуры то, что она может воспринять с пользой для себя, не утрачивая собственных национальных корней. Это способствует сохранению культурной идентичности каждого народа, залогом развития и тормозом вырождения, мировой цивилизации. В системе межцивилизационных отношений культурным взаимосвязям принадлежит ведущая роль, так как культурное сотрудничество стран и народов является одним из древнейших форм их международных связей, средством их сближения и взаимопонимания. Проблемы дальнейшего формирования мировой цивилизации будут, очевидно, решаться в зависимости от уровня культурного развития ее отдельных национальных звеньев.Россия и Монголия - страны древних цивилизаций. Первая представляет русскую или российскую цивилизацию, вторая - монгольскую цивилизацию как разновидность мировой кочевой цивилизации. На стыке культур этих государств, при участии культур других, соседних с Россией стран - Китая, Кореи, Японии, зародился такой феномен как евразийская цивилизация.
Россия и Монголия - два географически и исторически взаимосвязанных государства. Вот уже много веков подряд их отношения не ограничиваются только областями политики и экономики, они простираются шире, выходят на цивилизационный уровень, демонстрируют культурное взаимное тяготение наших народов.
И если активные политические и экономические связи в первую очередь свидетепьствуют о стремлении извлечь из них определенную материальную либо политическую выгоду, о взаимном уважении национальных интересов, то культурное взаимодействие России и Монголии ведет их к духовной близости, укреплению контактов между людьми, не зависимо от их религиозных убеждений и особенностей интеллекта. Культурное монгольское влияние на Россию через приграничные регионы всегда служило и служит одним из важных каналов, по которым происходит влияние восточно- азиатских культур на нашу страну. И, напротив, культурное российское влияние на Монголию привносило в эту страну дыхание европейской цивилизации с ее демократическими традициями и первостепенным значением для государства каждой отдельной личности. И такое взаимовлияние закономерно, ведь изначальным базовым условием его является непосредственное соседство, обоюдное стремление соблюдать мир и спокойствие на общих границах, ближе познакомиться с традициями и нравами своих соседей. В итоге Россию и Монголию издавна связывает культурное сотрудничество в самых различных областях. Но следует заметить, что Россия оказывала на Монголию более широкое воздействие, как влияет страна крупномасштабная и развитая, на страну малую, еще не преодолевшую отставание, особенно в области экономики244.Тем не менее, и в русской (российской) культуре существует отчетливый монгольский след, в том числе многочисленные заимствования из монгольского языка, отдельные литературные сюжеты, некоторые обычаи и пр. В монголо-язычных регионах России (Бурятия, Тува, Калмыкия), где проживает также много русских, такое влияние наблюдается сильнее. Языковый фактор облегчает взаимодействие двух стран.
Россия и Монголия вступили в XXI век, имея за плечами огромный исторический опыт добрососедства и сотрудничества. Культурные связи занимают в нем одно из главных мест. Предпосылки дальнейшего развития и углубления культурного сотрудничества весьма обширны и разнообразны.
Монгольская культура сама по себе уникальна как любая культура других народов. Вместе с тем она впитала в себя элементы культуры многих других стран - Китая, Тибета, Индии, Кореи и, конечно, России, сохранив при этом всю свою яркую самобытность и выразительность.Китай влиял на Монголию, скорее через политические и экономические связи, а Тибет и Индия - по религиозным каналам245.
В дореволюционной Монголии, то есть до 1921 г., в этой стране широко были известны литературные и исторические произведения на санскрите и тибетском языках, правда, доступны они были только небольшой группе образованных монгольских интеллектуалов и отдельным политикам. Русскоязычная литература и другие носители российской культуры проникали в Монголию через приграничные контакты, вместе с русскими купцами и путешественниками.
Следует также учитывать, что сейчас в Монголии есть крупная группа русских жителей, многие десятки лет проживающих бок о бок с монголами в мире и согласии. Это обстоятельство представляет собой важный фактор взаимодействия западной и восточной культур, сплав которых теперь принято называть евразийским типом купьтуры.
Изучению культурного сотрудничества России и Монголии, двух соседних государств, издавна уделялось большое внимание, тем не менее, оно крайне редко рассматривается в общем контексте российско-монгольских отношений, что дает диссертанту возможность в той или иной степени восполнить столь существенный пробел. Особенно недостает работ по изучению влияния политической культуры России на культурную политику Монголии, на формирование особого типа культурного мышления в кочевом обществе. После победы Монгопьской народной ревопюции 1921 г. Советский Союз предоставляй Монгольской Народной Республике разностороннюю помощь и содействие в самых различных подразделениях культурного строительства, начиная от создания национальной системы народного образования, высших и средних учебных заведений, и кончая Монгольской академией наук с большим корпусом исследовательских институтов, библиотек лабораторий.
Большую роль в культурной жизни страны сыграли кадры монгольской интеллигенции, подготовленные в советских высших учебных заведениях, так как одним из главных направлений советско- монгольского сотрудничества была безвозмездная подготовка монгольских специалистов.
Официальный и добровольный переход страны в 1946 г. со старо монгольской письменности на кириллицу существенно способствовал ликвидации безграмотности, облегчил Монголии знакомство с лучшими образцами русской и западной переводной литературы. До сих пор старые монгольские кадры отличаются превосходным знанием русского языка и русской литературы. Русский язык и монгольская кириллица стали мощными средствами, духовно сближающими Россию и Монголию.Здоровые основы, исторически заложенные в фундамент культурного сотрудничества наших двух стран, в значительной степени сохранились. Это объясняется тем, что Россия и Монголия на протяжении долгих столетий были тесно связаны между собой прочными узами добрососедства, приграничного сотрудничества, общностью отдельных черт российского и монгольского менталитетов. И в Российской Федерации, и в Монголии есть много людей, тесно связанных с монголами узами подлинной дружбы и товарищества, свободных от корыстных расчетов и каких-либо признаков национализма и шовинизма.
С учетом вышесказанного, в данной главе диссертационного исследования поставлена задача - проследить эволюцию развития российско-монгольских отношений в основных отраслях культуры (образование, наука, искусство), обратив особое внимание на проблемы сотрудничества двух стран в переходный период к демократии и рыночных отношениям. Диссертант стремился на основе анализа исторического прошлого и фактов двустороннего культурного взаимодействия в настоящее время выявить перспективные элементы и направления этого процесса и его роль в диалоге двух цивилизаций - российской и монгольской как одной из ветвей мировой кочевой цивилизации.
Большое внимание в работе уделяется анализу культурного синтеза, возникающего в ходе сотрудничества между монголо- язычными республиками Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва), с одной стороны, и Монголией, с другой. Кроме того, считая важной проблему внешнего фактора в развитии национальных культур, значительное место в книге автором отведено интеграции и взаимовлиянию не только элементов национальных культур, но и более широкого их спектра в цепом, взятого в контексте цивилизационного взаимодействия.
Вместе с тем, стремление выйти за рамки только современного периода, по авторскому замыслу, определило обращение к истории культурного сотрудничества в тех его формах, в которых она развивалась до последнего десятилетия прошлого столетии. Исторический подход многое способен объяснить в современном культурно - цивилизационном диалоге двух стран, во всяком случае, способствовать пониманию характера культуры современной Монголии, и, следовательно, сущности культурного российско-монгольского сотрудничества на его современном этапе.Обращаясь к проблемам культурного сотрудничества, диссертант счел необходимым остановиться на методологическом подходе, которым он руководствовался при проведении своего исследования. В первую очередь, культура рассматривается им не как полный аналог цивилизации, а как ее органичная часть. Причем в культуре России и Монголии вычленены ее структурные составляющие, которые являются на данном этапе развития обеих стран наиболее важными и перспективными. В диссертации обращается также внимание на роль культуры и культурного сотрудничества между РФ и Монголией в формировании и укреплении монгольской национальной идеи, выдвигаемой как утверждение монгольской государственности и превращение страны в процветающее и авторитетное на международной арене современное ответственное государство.
Необходимо отметить, что в культурном отношении Россия и Монголия имеют между собой большие отличия, наложившие на их сотрудничество специфический характер в прошлом и продолжающие оказывать на него большое влияние в настоящее время. Учет этих различий - залог правильной российской политики на монгольском направлении в целом. К отличиям относятся следующие факторы:
Во-первых, Россия и Монголия несопоставимы между собой по целому ряду важных параметров: уровню экономического развития, масштабам занимаемых территорий и численности населения. Значение этого фактора очень велико, так как он в огромной степени предопределяет влияние более сильной стороны на слабую сторону.
Это происходит либо искусственным, то есть целенаправленным путем, либо в силу объективных обстоятельств, то есть не зависящих от воли взаимодействующих сторон.Во-вторых, эти страны принадлежат к разным цивилизациям, хотя и вносят большой вклад в формирование евразийской цивилизации. Собственно Россию все чаще относят к Западной или в более широком понимании, как это стало в последнее время определяться во многих исследованиях российских и монгольских ученых, - к Евразийской цивилизации.
Монголия, по большому счету, так же принадлежит к Евразийской цивилизации, но элементы кочевого хозяйства и образа жизни в ней настолько сильны, что правомерно причисление ее к более частной разновидности к кочевой цивилизации. По религиозному признаку страна является частью буддийского мира.
Столь широкое сочетание в Монголии разных цивилизационных признаков свидетельствует об особом менталитете ее населения, но при этом и о наличии у нее возможности испопьзовать сходство с культурами других стран для быстрого налаживания и развития купьтурных международных связей.
В-третьих, в сипу того обстоятельства, что Монголия на протяжении 70-ти пет находилась под влиянием Советского Союза, соответственно, в процессе ее культурного строительства появипись многие, присущие России формы его организации. Характерный пример - раздельное существование высших учебных заведений и Академии наук, в отличие, например от американской системы. Это отразилось также в содержании школьных программ - в системе народного образования. В литературе и других видах художественного творчества (изобразительное и театральное и киноискусство) широко применялся метод социалистического реализма. Под интенсивным воздействием страны советов происходила идеологизация и политизация монгопьской культуры, перед которой на государственном уровне ставилась задача становиться социалистической культурой. Отсюда ведут свое происхождение некоторые особенности культурного строительства в новых условиях. Значит, этот факт тоже не может быть сброшен со счетов при характеристике культурного советско-монгольского сотрудничества.
Следует указать также на тот важный факт, что Россия в отношении стран Востока до сих пор играет роль европейской державы, несмотря на то, что многие исследователи подчеркивают, что она является представительницей евразийской цивилизации. В этом, по-видимому, есть свой смысл и логика, хотя, на наш взгляд, сторонники такой точки зрения не представили тому убедительных доказательств. Можно безоговорочно согласиться только с одним - взаимовлияние Запада и Востока неизбежно, оно происходило и происходит. Сохранение цивилизационных особенностей является при этом живым источником развития всемирной истории. Это особенно отчетливо наблюдается на примере взаимодействия российской и монгольской цивилизаций. Несмотря на то, что почти до конца XX века влияние России в Монголии было многосторонним и интенсивным, а главное, оно было тесно связано с другими формами сотрудничества, политическим и экономическим, обе стороны сохранили и продолжают сохранять свои культурные национальные особенности. Тем не менее, обогащение культур, желательное обеим сторонам, оно происходило, и продолжает иметь место и в настоящее время. Поэтому, когда мы говорим о культурном сотрудничестве России и Монголии и при том неизбежно всплывает вопрос о помощи СССР в культурном строительстве Монголии, это отнюдь не означает, что до победы Народной революции 1921 г., в этой стране не было, а если и было, то мало, собственной культуры. Напротив, мы хотели бы подчеркнуть, что Монголия - страна древней культуры, запас прочности в этом отношении у нее весьма высок. Она знала высокоразвитые ремесла, особые технологии ведения животноводческого хозяйства, создала собственные традиции литературы и искусства. Всему миру известно «Сокровенное сказание монголов», повествующее об истории возникновения Монгольской империи. Книгохранилища и архивы Монголии хранят в своих недрах еще далеко не исследованные образцы национальной политической, научной и литературно-художественной мысли. Только еще начинается изучение культуры монгольской дипломатии - вопрос об ее исторических истоках поставлен крупным историком, монгольским академиком Ш. Вирой246.
Продолжительная изолированность стран Востока от Европы препятствовала обмену культурными ценностями. В период колонизации Запалом стран Востока последние могли кое-что заимствовать у своих заокеанских хозяев, но представители восточной культуры имели ограниченный доступ в страны Европы и США. Но даже и такой доступ к западной культуре способствовал распространению демократических идей и политической культуры Запада на Востоке. Известно, что почти все лидеры национально- освободительного движения получили в свое время образование за рубежом (Хо Ши-Мин, Сунь Ятсен, Ли Хунчжан, X. Чойбалсан, Ю. Цеденбал и другие).
Разумеется, культурное влияние стран Запада, как экономически более развитых, способствовало разрушению традиционных культур колониальных и зависимых стран, хотя традиционное мышление, к примеру, проявило особую жизнеспособность, питаемую историей, социо-культурной памятью народов, их стремлением сохранить свою идентичность и т.д. На этом фоне особый научный интерес представляет сотрудничество между Россией и Монголией в области образования и науки и других отраслей современной культуры. С установлением официальных политических отношений между Россией и Монголией в ноябре 1921 г. начинается история культурного сотрудничества двух стран с новой государственностью. Это сотрудничество было обеспечено по идеологической линии в ходе межпартийных отношений, гарантировалось в правовом отношении и поддерживалось созданием материальной базы сотрудничества, в котором СССР принадлежала ведущая роль.
Особенностью культурного строительства в Монголии и, соответственно, культурного сотрудничества между Россией и Монголией на протяжении всех 70 лет существования СССР и МНР была его идеологическая ангажированность и политическая направленность.
Большую роль в формировании нового мировоззрения сыграла антирелигиозная пропаганда в стране, распространение естественных наук и научных знаний247. В начале 90-х гг. в одной их монгольских газет был опубликован список кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в высших учебных заведениях и научных учреждениях СССР по общественным наукам. Оказалось, что подавляющая тематика диссертаций относилась к проблемам применения основных положений марксистко-ленинской теории к условиям слаборазвитых стран на примере советско-монгольских отношений. Вопрос о самобытности монгольской нации особенно не возникал в условиях того времени. Самым грозным обвинением мог быть упрек в покушении на нерушимую монгольско-советскую дружбу - таким образом, правящая Монгольская народно-революционная партия стремилась обеспечивать безопасность страны по разным направлениям, в том числе и в культурном плане. Это и понятно, так как Советский Союз в то время был единственным гарантом независимости и государственного суверенитета Монгольской Народной Республики.
Но, так или иначе, но с помощью СССР Монголия в XX столетии совершила исторический переход от средневековья к современной цивилизации, от вассальной зависимости к возрождению и утверждению своей национальной государственности. Радикальные реформы в Монголии, осуществляемые с начала 1990-х гг., вряд ли были бы возможны без того культурного и экономического потенциала, который был накоплен за истекшие семь десятилетий тесного взаимодействия с Россией.
Но, как говорилось в предыдущих главах, путь Монголии в сегодняшний день отнюдь не был гладким, на нем встречались времена жесткой борьбы за власть, массовые репрессии 1930-х годов, застой и кризис 1980-х. Вместе с тем на развитие Монголии влиял окружающий мир и происходившие в нем многочисленные перемены.
На протяжении почти всего прошлого столетия Россия помогала Монголии в военном и экономическом отношениях, в культурном строительстве. Сотрудничество России и Монголии стало при том фактором огромного влияния северного соседа на жизнь монгольского общества. Культурный аспект сотрудничества сыграл в этом огромную роль.
Становление и развитие российско-монгольского взаимодействия в сфере культурного строительства происходили достаточно высокими темпами. Для этих процессов было характерно расширение масштабов взаимодействия, зарождение все новых и новых форм. Не случайно в историографии и литературоведении в начале 1970-х гг. все чаще стала звучать такая тема научных исследований как традиции и новаторство. На наш взгляд, это свидетельствовало о попытках осмысления взаимодействия национальных традиций с новыми тенденциями, возникавшими в монгольской культуре под влиянием не только советской культуры, но и культуры Запада, проникавшего в страну в определенной степени через советскую же культуру. Западное культурное влияние испытывала на себе монгольская молодежь, во время обучения ее немногочисленных представителей в некоторых капиталистических странах в конце 20-х гг.
На протяжении 70 лет советская Россия помогала Монголии в военном и экономическом отношениях, в культурном строительстве. Вместе с тем исторический фон культурного взаимодействия двух стран не всегда был благоприятен: внутрипартийная борьба за власть, опасения за безопасность своего государства, на которую покушались и Китай, и Япония. Монголия в полной мере ощутила на себе негативное влияние культа личности Сталина. Тесное общение с ним многих монгольских лидеров оказало сильное влияние на внутреннюю политику и политическую культуру страны. Именно к этому времени относятся возникновение культа личности X. Чойбалсана, извращения государственной законности и массовые репрессии не только партийных, государственных и военных кадров, но и простых аратов, лам, и представителей интеллигенции. Как писал монгольский историк С. Ичиннноров, одним из пагубных последствий нарушения законности в 30-х гг. было уничтожение многих ценнейших памятников истории и культуры248.
Но вопреки многим негативным явлениям, сотрудничество России и Монголии стало при том фактором огромного влияния северного соседа на жизнь монгольского общества. Культурный аспект сотрудничества сыграл в этом свою незначительную, но неоднозначную роль.
Важным ориентиром при изучении характера эволюции культурного сотрудничества стало заключение крупных, основополагающих договоров и соглашений, так как именно они составлялись и подписывались на основании достигнутых успехов в области политических, экономических и культурных контактов. Этими же документами определялись и задачи на перспективу взаимодействия. Данный момент следует подчеркнуть, так как культурные связи двух стран до революции 1921 г. складывались стихийно, то есть Россия не была связана с Монголией какими-либо конкретными программами, специальными договорами или соглашениями по вопросам культуры. Но развитие этих связей и его результаты были налицо. Развитие культурных контактов определялось исторической обстановкой, то есть импульсивно - оно активизировалось во время нарастания революционной обстановки в России и Монголии в начале XX века.
Поражение России в войне с Японией, революция 1905 гг. способствовали формированию национального самосознания и подъему национально-освободительного движения в странах Азии, включая Монголию. В Урге, столице Внешней Монголии, как в то время называлась территория современной Монголии, возросла политическая и культурная роль русской диаспоры, численность которой пополнялась скрывавшимися от полицейских мер царского правительства революционерами.
В известном Соглашении 1921 года об установлении дружеских отношений между Россией и Монголией (статья 11) отмечалось, что меэду Россией и Монголией завязываются не только экономические,
но и культурные взаимоотношения и что «посему» предмету будет
ЧЛ7
возможно в скором времени заключено специальное соглашение» .
Содержание этой статьи показывает, что договаривающиеся стороны обоюдно высоко оценивали роль и значение культурного сотрудничества в системе взаимодействия двух стран.
Таким образом, культурное направление в сотрудничестве новой России и Монголии с самого начала заняло одно из главных мест. Это было обусловлено необходимостью поднятия культурного уровня населения, в первую очередь, ликвидации неграмотности. Поэтому вопрос о развитии культуры и образования в стране был поднят на государственный уровень, что нашло широкое отражение в официальных партийных и правительственных документах. Но без внешней помощи малая страна с отсталой экономикой не могла бы в сжатые сроки решить культурные базовые проблемы - ликвидацию неграмотности, развитие образования и науки. В противном случае ей пришлось бы неопределенно долгое время оставаться на обочине мирового культурного и научно-технического прогресса .
Недостаточный учет уровня и характера социально- экономического развития Монголии в значительной степени предопределил догматическое восприятие марксизма-ленинизма монгольскими лидерами и привел их ко многим ошибках во внутренней и внешней политике, в частности, по отношению к религии как к части культуры. Некритическое следование практике атеистического воспитания в СССР способствовало вызреванию в монгольском обществе признаков бездуховности. Огульное осуждение Монгольской народно-революционной партией культуры стран Запада подавляло стремление молодежи ближе познакомиться с достижениями этих государств. Цензура печати, ограничение свободы слова в МНР - все это препятствовало культурному общению и в конечном итоге тормозило укрепление монгольской государственности.
Состояние культуры в Монголии в первые годы после установления народной власти коротко, но очень емко охарактеризованы в письме Д. Эрдэни-Батухана, видного представителя монгольской культуры, А.М. Горькому. «Распространение образования в Монголии усложняется тем, что монголы до сегодняшнего дня являются номадами и долгое время будут ими благодаря природным условиям Гоби. Школы до сего времени были в руках буддийского духовенства и сосредоточивались в многочисленных буддийских монастырях (хурээ), разбросанных по всей стране и являющихся для кочевников оседло-культурными центрам. Для закрепления и углубления проводимых реформ недостаточно было, понятно, ограничиться мероприятиями политико- экономического характера, нужно народное сознание и воспитание подрастающего поколения направить по надлежащему руслу, а для этого государство должно было изъять из рук клерикалов могучее орудие - школу и взять ее в свое исключительное ведение. Школа должна быть светская, в ней подрастающее поколение и даже взрослые будут обучаться точным знаниям, являющимися основой современной материальной и духовной культуры»249. Из письма следовало, что Монголия нуждается в помощи извне для того, чтобы в основу народного образования в стране была положена светская школа. Приближенная к задачам развития страны.
Однако не следует представлять дело так, что в самой Монголии мало делалось для культурного строительства. Особое место в подъеме культуры принадлежало монгольской интеллигенции. Стремясь поднять уровень народного образования, многие бывшие писари, происходившие еще из дореволюционного прошлого республики, становились на путь педагогической и просветительской деятельности. В первую очередь Монголии были необходимы словари и новые учебники. В 1930 г. вышел в сеет словарь Шапки (на старо монгольском языке). Ш. Лувсаванданом, одним из крупнейших представителей филологической науки МНР, в 1928 г. была написана «Орфография монгольского языка» для начальных классов, в 1939 г. был издан другой его учебник «Грамматика монгольского языка», который стал настольной книгой целого поколения монгольской нации. В обеспечении научных основ обучения населения большую роль сыграли труды монгольских ученых - Ц. Дамдинсурэна, Б. Ринчена, Б. Соднома и целого ряда других.
Прошедшие в стране в 1940 г. X съезд МНРП и VIII Великий народный хурал подвели итоги культурных преобразований за годы после революции и выдвинули развернутую программу культурного строительства в МНР.
История Монголии 1920 - 1930-е гг. еще раз подтвердила значение российского фактора в судьбе ее государственности, и вместе с тем республика познала горький опыт перенесения на монгольскую почву советских методов насильственного решения многих политических и культурных проблем.
Рубеж 1930-1940-х гг. в мировой истории носит трагический характер - на них приходится начало второй мировой войны, повлекшей за собой неисчислимые жертвы и раскол мира на две противоположные социально-экономические и политические системы. Несмотря на некоторое улучшение внутреннего и международного положения МНР (победа на Халхин-Голе, создание первых промышленных предприятий, конно-сенокосных станций, организация светской школы и т.д.), руководство страны понимало, что в мире назревают грозные события. Тревога по поводу распространения фашизма в Европе нашла отражение в материалах фактически всех пленумов ЦК МНРП конца 30-х гг.
Этим же временем датируется переход Монголии к решению задач социалистического строительства, в том числе - к формированию нового уровня социалистической культуры, в связи с тем, что, по заключению X съезда, МНР прочно встала на некапиталистический путь развития.
Советско-монгольские отношения к тому моменту окрепли, влияние страны советов на МНР стало полностью доминирующим. Поэтому развитие социалистической культуры в СССР начало все сильнее воздействовать на характер культурного строительства в МНР.
Культурное сотрудничества между СССР и МНР было несколько ослаблено в годы второй мировой войны, особенно, в период Великой Отечественной войны Советского союза против фашистской Германии и империалистической Японии. Но оно стало быстро компенсироваться ускоренным развитием его после окончания второй мировой войны. Начавшийся после того довольно продолжительный период мирного развития СССР и МНР (1946 - 1985) в сфере культурного сотрудничества между СССР и МНР стал временем реализации многочисленных специальных соглашений и договоренностей, как по общегосударственной линии, так и межведомственной.
Подписание Договора о дружбе от 27 февраля 1946 г. сделало этот документ важным гарантом стабильности политической обстановки на Дальнем Востоке, обеспечивало благоприятные условия для дальнейшего сотрудничества СССР и МНР по всем направпениям, включая сотрудничество в области культуры. Одновременно с новым Договором, то есть 27 февраля 1946 г., было подписано советско-монгольское Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. В Соглашении давалась высокая оценка достижениям экономического и культурного сотрудничества, установившегося между Советским Союзом и МНР со времени образования Монгольской Народной Республики (преамбула). «Обе Договаривающиеся стороны, - говорилось в этом документе, - соглашаются развивать и укреплять существующее между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой сотрудничество в области народного хозяйства, культуры и просвещения» (статья первая)250.
Указанное соглашение имело большое значение для культурного строительства в МНР. К моменту его подписания потребности Монголии в ускорении темпов культурного строительства определялись как достигнутыми к тому времени успехами, так и новыми, возросшими культурными запросами населения в связи с обретением полной государственной независимости МНР. Значение советской помощи при этом продолжало увеличиваться. Основные направления культурного российско-монгольского сотрудничества на перспективу нашли определение в новом соглашении между правительствами двух государств. Так, стороны регулярно договаривались о сотрудничестве в таких областях (помимо народного хозяйства) как культура и просвещение251, то есть речь о контактах в уже ставших традиционными в сфер культурного взаимодействия сторон.
Ускорения темпов культурного строительства требовала и международная обстановка - Монголия собиралась вступить в Организацию Объединенных Наций и вела деятельную подготовку к этому событию: установила дипломатические отношения с большим числом новых стран и стала налаживать с ними научно-техническое и культурное сотрудничество. В их числе была провозглашенная в 1949 г. Китайская Народная Республик, а также страны так называемой новой демократии, возникшими в Восточной Европе по окончании второй мировой войны.
Ведение МНР такой активной деятельности на международной арене в качестве независимого государства требовало подготовки квалифицированных кадров, в том числе дипломатических работников, формирования нового облика Монголии как страны, вышедшей из отсталости, не чуждой ценностям мировой культуры и цивилизации в глазах современного мира252. МНР решала такие новые сложные задачи в сотрудничестве с Советским Союзом.
На основе вышеупомянутого соглашения от 27 февраля 1946 г. и в порядке его выполнения стали заключаться отдельные договоры и соглашения между надлежащими хозяйственными, научными и культурно-просветительными учреждениями и организациями СССР и МНР, расширился обмен делегациями работников образования, театрального искусства, писателями и другими представителями советской и монгольской интеллигенции.
Организации культурного сотрудничества с Советским Союзом в целом способствовало создание в МНР 22 мая 1947 г. Монгольского общества культурной связи с Советским Союзом (МОКС)- «в целях дальнейшего укрепления великой дружбы монгольского народа с народами великого Советского Союза, который помог создать свободное, независимое, демократическое государство»253. Инициатором создания общества выступила передовая монгольская интеллигенция.
Основной задачей общества было признано «содействие, установление и развитие научных и культурных связей между учреждениями. Общественными организациями и отдельными деятелями науки и культуры MHO и СССР и взаимной информации широких кругов обеих стран о культуре СССР и культуре МНР»254.
К концу 1950 г. в обществе состояло почти 5 тыс. членов, главным образом из среды интеллигенции и студенчества. Общество имело 23 отделения, в том числе 18 - в аймачных центрах и 5 - в Улан-Баторе. Установление связей общества с ВОКС (советское Всесоюзное общество культурных связей) расширило возможности широкого знакомства Монголии • с культурой народов СССР, а России и его союзных республик - с культурой Монголии. В СССР началась публикация переводов произведений художественной монгопьской культурно-просветительными учреждениями и организациями СССР и МНР, расширился обмен делегациями работников образования, театрального искусства, писателями и другими представителями советской и монгольской интеллигенции.
Организации культурного сотрудничества с Советским Союзом в целом способствовало создание в МНР 22 мая 1947 г. Монгольского общества культурной связи с Советским Союзом (МОКС)- «в целях дальнейшего укрепления великой дружбы монгольского народа с народами великого Советского Союза, который помог создать свободное, независимое, демократическое государство»255. Инициатором создания общества выступила передовая монгольская интеллигенция.
Основной задачей общества было признано «содействие, установление и развитие научных и культурных связей между учреждениями. Общественными организациями и отдельными деятелями науки и культуры MHO и СССР и взаимной информации широких кругов обеих стран о культуре СССР и культуре МНР»256.
К концу 1950 г. в обществе состояло почти 5 тыс. членов, главным образом из среды интеллигенции и студенчества. Общество имело 23 отделения, в том числе 18 - в аймачных центрах и 5 - в Улан-Баторе. Установление связей общества с ВОКС (советское Всесоюзное общество культурных связей) расширило возможности широкого знакомства Монголии - с культурой народов СССР, а России и его союзных республик - с культурой Монголии. В СССР началась публикация переводов произведений художественной монгольской литературы, а в Монголии - переводов советских произведений257. Между обществами начался интенсивный обмен делегациями, а также выставками фотографий, книг и т.д.
Особенностью нового этапа сотрудничества стало расширение его масштабов, появление более глубокой заинтересованности монгольской стороны в помощи Советского Союза по охране окружающей среды, подготовке кадров и т.д.
19 декабря 1956 г. быпо подписано новое межправительственное Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и МНР. Оно дало новый импульс двустороннему сотрудничеству во многих отраслях науки и культуры, его реализация способствовала ускорению темпов культурного строительства в МНР. В соответствии с этим соглашением, сторонами разрабатывались годовые планы культурного и научного сотрудничества, в них предусматривались обмены в области культуры и искусства. Вместе с тем принимались ежегодные планы командирования в МНР российских специалистов для оказания помощи в развитии культуры. В 1961 г. Правительства СССР и МНР подписали Протокол об оказании Союзом Советских Социалистических Республик технического содействия Монгольской Народной Республике в расширении киностудии «Монголкино». По просьбе монгольской стороны в Москве была организована стажировка сотрудников Монгольского радио. Монголия попучила от Советского Союза также помощь в проектировании телевизионного центра (1964). В феврале 1965 г. был официально утвержден двухгодичный План культурного и научного сотрудничества между СССР и МНР на 1965 -1966 гг.258
Ведущее место в нем впервые занимали мероприятия по развитию культурного сотрудничества в сфере искусства, здравоохранения и спорта, а также в развитии печати, издательского дела, радио, телевидения и лекционной работы. Особое внимание уделялось задаче подготовки кадров для народного хозяйства Монголии, в частности, для сельского хозяйства.
Составной частью указанного плана стали годовые проблемно- тематические планы научного сотрудничества. Они содержали офомное количество научных проблем, по которым сотрудничали наши два государства в середине 1960-х гг. Перечень их заслуживает быть упомянутым особо. В него входили следующие мероприятия259: •
наблюдение искусственных спутников Земли. •
изучение движения полюсов Земли, •
служба Солнца, •
строение и развитие Земли (магнитные исследования Земли), •
космические лучи, тектонические процессы и строение земной
коры, •
история Монголии, •
закономерности экономического развития мировой социалистической системы, •
научные основы и перспективы международного социалистического разделения труда.
• история Великой Октябрьской социалистической революции, социалистического строительства в МНР.
Большую роль в дальнейшем развитии культурного советско- монгольского сотрудничества сыграло заключение и реализация Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой от 15 января 1966 года.
Ко времени подписания нового договора Монголия по уровню грамотности, организации народного образования опередила большинство стран Азии. В 1965 г. в учреждениях культуры Монголии работало 40 специалистов. Характерно, что в Договоре 1966 г. была полностью посвящена определению отношений СССР и МНР в области культуры (статья 3-я). Статья гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны будут неуклонно развивать культурные связи между обеими странами путем дальнейшего расширения взаимного сотрудничества в области образования, здравоохранения, науки, литературы, искусства, печати, радио и телевидения, а также физической культуры и спорта»260. Фактически эта статья представляла собой целую программу развития культурных связей двух стран. Фактически этот договор был первым крупным соглашением, в котором так подробно были прописаны основные направления сотрудничества на длительную перспективу.
На основе нового договора участие СССР в культурном строительстве Монголии приняло более широкие масштабы. В августе 1967 г. в МНР прошел широко освещаемый советской и монгольской прессой фестиваль монгольской и советской молодежи, о проведении которого политбюро ЦК МНРП приняло специальное постановление.
Однако решающую роль сыграла помощь СССР в организации и развитии в Монголии системы народного образования. Для МНР, как и для остальных стран, освободившихся от колониальной зависимости, одной из первоочередных задач укрепления новой государственности, стало просвещение и образование населения. Создание новой монгольской школы проводилось в чрезвычайно трудных условиях. Программ и учебных планов как таковых не существовало. Не было школьных помещений, не хватало специально подготовленных учителей, обладающих педагогическими знаниями и навыками. Россия уже тогда стала поставлять МНР в небольшом количестве школьные тетради и карандаши, но в большинстве школ, созданных в юртах, писали по старинке - деревянной палочкой на досках, смазанных жиром и посыпанных золой.
В 1930 г. в МНР функционировало 122 начальных и средних школ. В 1941 г. в стране сформировалась система школьного образования трех ступеней: начальная, неполно средняя и средняя школы. Говорить же о полном решении проблемы еще было нельзя. Общеобразовательным обучением было охвачено примерно 20% детей школьного возраста261. В 1950 г. в стране функционировала 421 школа262.
Советский Союз оказывал Монголии помощь в организации и развитии системы народного образования по следующим направлениям: •
Принимал на учебу в свои специальные средние и высшие учебные заведения монгольскую молодежь263. •
Большое внимание уделялось политическому образованию. Первая фуппа монгольских ревсомольцев (члены Монгольского революционного союза молодежи) была направлена в Москву на учебу в Коммунистическом университете трудящихся Востока в 1923
г 322 •
В январе 1930 г., по договоренности между МНР и СССР в г. Улан-Удэ был создан специальный монгольский рабфак. В результате многие сотни юношей и девушек из Монголии получили образование в Москве, Ленинфаде, Иркутске, Улан-Удэ и других городах. Цеденбал. •
Для удовлетворения потребностей всех отраслей народного хозяйства в квалифицированных кадрах в Монголии с помощью Советского Союза была создана система профессиональных средних учебных заведений, включая педагогическое училище и техникумы - финансовый, сельскохозяйственный, торговый, промышленный, медицинский, связи и т.д. •
В этих же целях при помощи СССР был создан и открыт в 1942 г. в Улан-Баторе Монгольский государственный университет имени Чойбалсана. Это был первый в истории монгольского народа университет, и его открытие стало крупнейшим событием культурной жизни Монголии. К началу 50-х гг. Монгольский государственный университет имел три факультета: ветеринарный (с ветеринарным и зоотехническим отделениями), медицинский и педагогический (с отделениями математики, физики, истории, языка и литературы).
Численность студентов госуниверситета составляла в конце 40- гг. 1 тыс. человек, а в начале 50-х гг. -1300 человек.
• В 1946 г. в стране был создан вечерний учительский институт, осуществлявший не только подготовку. Но и переподготовку старых педагогических кадров.
Влияние СССР на формирование и развитие образования и просвещения в МНР сыграл переход Монголии со старого монгольского языка (уйгурское письмо) на кириллицу. Начиная с 1 июля 1950 г., все государственное делопроизводство было переведено на новую письменность.
Благодаря помощи Советского Союза и собственным большим усилиям Монголия накануне политических и экономических реформ (1990-е гг.) превратилась в государство со сравнительно высокими количественными показателями по уровню образования населения. Так, на каждые 10 тыс. человек в республике приходилось 120 учащихся средних специальных учебных заведений и более 120 студентов264. За предшествующее десятилетие численность обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях возросла в 1,7 раза. Постоянно расширялась сфера умственного труда - каждый четвертый из общего числа занятых в народном хозяйстве относился к работникам умственного труда. Эти показатели свидетельствовали о высоком уровне насыщенности народного хозяйства и культуры МНР специалистами средней и высокой квалификации.
Однако в деле подготовки кадров имелись и свои недостатки. Например, в монгольские граждане в СССР обучались специальностям, число специалистов по которым в МНР было уже достаточно, или не востребовано вообще.
Одно из важнейших направления культурного российско- монгольского взаимодействия стало научно-техническое сотрудничество. Из наиболее значительных совместных мероприятий в начале XX века была хозяйственно-культурная экспедиция под руководством И.М Майского, проведенная в период существования Автономной Монголии, с мая 1919 г. по декабрь 1920 г.
Создание при содействии советских ученых в Улан-Баторе 1921 г. Ученого комитета способствовало налаживанию культурных и научных связей между Россией и Монголией. Первым шагом на этом пути стало обращение Ученого комитета к России с просьбой установить научное сотрудничество двух стран. Просьба об установлении научного сотрудничества, выраженная в письме Комитета (сентябрь 1922 г.) в адрес секретаря Академии наук России С.Ф. Ольденбурга, была дополнена и просьбой о помощи, поскольку достижение поставленной цели « в полной мере невозможно, так как очень мало грамотных людей, способных обучать других и выступать в роли просветителей». Ученый комитет направил тогда же в дар Академии наук России 12 тетрадей знаменитого монгольского эпоса «Гэсэр» и просил в свою очередь прислать ему трактаты и сочинения на русском, китайском языках и на языках Индии265.
Научное сотрудничество России и Монголии не было взаимодействием кабинетных ученых. В 1923 г. в Монголии начала работать Монголо-Тибетская экспедиция под руководством П.К. Козлова, успешно действовавшая в течение трех лет.
По-новому, более высоко оценивается сейчас вклад российского ученого А.Д. Симукова, о котором раньше говорилось мало, как монголоведа широкого профиля, географа и этнографа. Наряду с экспедицией Козлова в Монголии, по согласованию с Ученым комитетом, начала планомерно проводить научные изыскания Монголо-Урянхайская (Тувинская. О Д.) экспедиция И.П. Рачковского, которая занималась изучением горного рельефа и структуры гор Западной Монголии.
Результаты экспедиционных исследований оказались настолько значительными, что для пополнения ее состава в Монголию были направлены такие ученые как Г.И Боровка, М.Ф. Нейбург, В.И. Крыжановский, Полынов, С.А Теплоухов, В.А Смирнов и другие. Большой вклад в установление и развитие научно-технического сотрудничества между Россией и Монголией внесли избранные Ученым комитетом его почетными членами российские ученые - Б.Я. Владимирцов, С.А Козин, С.Ф. Ольденбург, П.К. Козлов, В.Л. Котвич, Б.Б. Барадин, В.А. Обручев, Ф.И. Щербатский.
Дальнейшая организация научного сотрудничества между Россией и Монголией требовала упорядочения. В январе 1925 г. в СССР, по распоряжению Совета народных комиссаров СССР была создана Особая комиссия, в состав которой вошли представители советской науки, Комиссариата иностранных дел, и других организаций266.
В начале 1941 г. был намечен план нескольких экспедиций, число которых было предложено увеличить за счет организации палеонтологической экспедиции АН СССР. Командирование советских ученых в Монголию продолжали осуществлять и другие учреждения.
Так, начиная с 1940 г., в Монголии действовала сенокосно- пастбищная экспедиция, организованная Всесоюзным научно- исследовательским институтом кормов и Наркомземом СССР под руководством А.А. Юнатова и И.А. Цаценкина. В 1942-1944 гг. Институт земного магнетизма, ионосферы и распределения радиоволн (ИЗМИР) АН СССР провел на территории МНР магнитные съемки для изучения распределения значений элементов земного магнитного поля. Такие работы велись и в дальнейшем. Материалы измерений неизменно передавались монгольской стороне267.
После окончания войны масштабы научно - технического сотрудничества стали расширяться на экспедиционном уровне. В подтверждение можно назвать Палеонтологическую экспедицию АН СССР, работавшую в Монголии под руководством И.А. Ефремова, (1946-1949 гг.); Монгольскую сельскохозяйственную экспедицию, командированную Ботаническим институтом АН СССР (1947-1951); Совместную историко-археологическую экспедицию, руководимую С.В. Киселевым (1947-1949). Результаты экспедиций были значительными. Палеонтологическая экспедиция АН СССР, например, выявила огромное количество ценнейших материалов по палеонтологии беспозвоночных, их значение для изучения фауны Земли и стратиграфии Монголии.
В 1970-1980 гг. стали периодом подъема в стране прикладных направлений современной науки. В сотрудничестве с российскими учеными в МНР осуществлялись исследования некоторых видов строительных материалов, разрабатывались технологии их исследования. Развернулись исследовательские работы в области геологии. Вместе со своими российскими коллегами монгольские ученые принимали участие в международной программе «Интеркосмос».
В 1969 г. приступила к работе историко-культурная совместная советско-монгольская экспедиция. Ее результаты изучения палеолита, мезолита, бронзового и железного веков стали большим вкладом не только в монгольскую, но и мировую историю и культуру.
В целом монгольская наука, опираясь на содействие Советского Союза, превратилась к концу 80-х гг. в важный фактор общественного, экономического и культурного развития Монголии.
Жизненно важной для МНР была помощь Советского Союза в организации системы здравоохранения. Дореволюционная Монголия не имела научной медицины и специальных лечебных учреждений. Сразу же после победы революции в стране был проведен ряд мероприятий, нацеленных на оздоровление населения. 20 октября 1925 г. в МНР была создана первая государственная организация здравоохранения - Отдел здравоохранения при Министерстве внутренних дел, в ведении которого находились первые медицинские учреждения, амбулатория и больница. Тогда же он направил своих специалистов для работы в первых медицинских учреждениях Монголии. СССР направлял в Монголию партии необходимых лекарств, сыворотки, медицинские инструменты и оборудование. В 1930 г., по решению VI Великого хурала МНР упомянутый выше Отдел здравоохранения был реорганизован в самостоятельное Министерство здравоохранения. Создание этой структуры значительно облегчило сотрудничество Монголии с Советским Союзом в области здравоохранения и медицины. Российские врачи выезжали в далекие кочевья, боролись с тяжелыми заболеваниями, проводили большую профилактическую работу среди местного населения.
В 1935 г. в МНР при светском содействии был создан Республиканский туберкулезный диспансер, в задачу которого входило раннее выявление и лечение больных. В 1938 г. на базе переданной Советским Союзом противочумной лаборатории был организован Санитарно-бактериологический институт. Он изготовлял выворотки и вакцины для профилактики и лечения ряда инфекционных заболеваний - оспы, столбняка и др. СССР участвовал в организации обеспечения деятельности медицинских учреждений необходимыми транспортными средствами. В условиях разреженности кочевого населения такая помощь имела неоценимое значение.
В 1936 г. Советский Союз передан в дар Монголии 12 походных амбулаторий на автомашинах. В 1940-х гг. Монголия использовала советские санитарные самолеты для оказания помощи тяжело больным.
Подготовка национальных медицинских кадров велась в Советском Союзе. В созданном в 1942 г. Монгольском государственном университете был организован медицинский факультет. Многие курсы на факультете вели российские специалисты.
Известно, какую большую роль в духовной жизни каждого народа играет литература и театр, кинематограф и другие виды искусства. Сотрудничество с Россией в этой области оказало существенное влияние на расширение жанров художественной монгольской литературы, на репертуар национальных театров.
Успехи образования отразились на интеллектуальном росте кадров во всех отраслях народного хозяйства. В стране появились новые поэты и писатели. Они стали проявлять свое мастерство и в драматургии, благо в ней возникла общественная потребность. Заработал драматический кружок, поставивший спектакль по пьесе еще одного выдающегося монгольского писателя и поэта С. Буяннэмэха «Краткая история недавнего времени». С этого момента началось создание в Монголии профессионального театра. В 1929 г. в Улан-Баторе начал работать временный драматургический кружок268под руководством российского драматурга А. Ефремова, преподававшего его участникам элементы драматургического искусства, в том числе, основы системы Константина Станиславского. После этого система К. Станиславского глубоко проникла в театральное искусство Монголии.
Специалистов по искусству продолжали готовить учебные заведения СССР и других социалистических стран.
Оттачивать писательское мастерство монгольские прозаики и поэты получили возможность в Литературном институте им. A.M. Горького. Многие произведения монгольских писателей и поэтов были переведены и изданы в Советском Союзе. Над переводами успешно работали известные российские переводчики и поэты: Р. Казакова, М. Гольман, Д. Ринчинэ, Г. Ярославцев, М. Басманов, Г. Матвеева (Яскина), А. Мелехин, Л. Букина, 3. Шевернина. М. Орловская.
Позднее, особенно после окончания второй мировой войны интерес к сотрудничеству в области театрального искусства особенно возрос. Тесные связи установились, например, между
Государственным академическим театром драмы имени Ш. Нацагдоржа и Государственным академическим драматическим театром Бурятской АССР им. Хопа Намсараева. Традиционными для них стали совместные театральные постановки, обмен артистическими группами.
Новые формы искусства формировались под влиянием и при содействии искусства России. Одним из крупных достижений в этой области стало создание национальной балетной школы. 1963 год стал знаменательной вехой на этом пути, когда в труппу Государственного музыкально-драматического театра пришли молодые выпускники балетных училищ Советского Союза. На традиционных международных конкурсах классического балета в Москве представитепи монгольского балетного искусства неизменно занимали призовые места. Летом 1989 г. на очередном, шестом конкурсе, в котором участвовали 104 представителя из 26 стран, выпускник пермской балетной школы У. Бат-Эрдэнэ занял четвертое место и был награжден призом Всесоюзного музыкального общества.
В 1935 г. в Улан-Баторе с помощью российских специалистов была организована киностудия «Монгол кино», начавшая свою деятельность с выпуска документальных лент.
Студия сыграла большую роль в пропаганде передовых методов ведения животноводства, сняв такие фипьмы: «Конно-сенокосные станции», «Пушнина», «Как использовать шерсть»269. Кадры профессиональных монгольских кинематографистов готовились в соответствующих учебных заведениях Советского Союза.
При содействии советских специалистов в Монголии зародилось музейное искусство. Первый национальный музей был создан в 1924 г. В дальнейшем в разные периоды времени от него отпочковались и выделились в самостоятельные учреждения культуры многие ныне действующие музеи Монголии. Развитие музееведения как науки упиралось, в первую очередь, в проблему квалифицированных кадров. В 1989 г. на курсах музейных работников в СССР было подготовлено 20 монгольских специалистов музейного дела270.
Еще по теме 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры:
- 5.1. Общая характеристика западноевропейского Средневековь (V-XVII вв.)
- Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВА (ALLGEMAIN GRUNDLAGEN)
- Глава 1. Общая характеристика имущественных преступлений (Vermogensdelikte)
- § 1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика
- 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
- Конфликт. Общая характеристика
- 16.1. Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно организованном обществе
- § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
- §1. Общая характеристика статуса библиотековедения в системе научного знания
- 352.2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 3522.1.Общая характеристика действительности Действительность как момент становления
- Общая характеристика западноевропейского Средневековь (V-XVII вв.)
- Общая характеристика модульного социотеста
- 4.1. Общая характеристика второй научной революции
- 6.1. Общая характеристика современной научной революции
- 1. Общая характеристика
- 1. Общая характеристика