<<
>>

Относительная хронология могил

  В результате проделанной выше достаточно сложной процедуры рассмотрения погребального обряда и инвентаря могил мы можем перейти к построению относительной хронологии могил. При этом проблемой остается то обстоятельство, что хронологическое разделение могил мы вынуждены проводить внутри тех временных рамок, которые в общих чертах являются датировкой каждой конкретной могилы.
Достаточно надежно нам удалось выделить наиболее старшие и младшие могилы внутри могильников, но в отношении всех карельских грунтовых могил эпохи крестовых походов это становится еще более сложным. Проблема состоит в широкой датировке рассматриваемых вещей. В дальнейшем, опираясь на проделанную выше работу, попытаемся, используя имеющиеся внутри конкретных типов украшений индивидуальные черты и различия в их форме и орнаментации, выделить могилы, в которых находятся изделия одного времени (изготовленные в одной мастерской или одним и тем же мастером). Или, другими словами, могилы, сделанные при жизни одного поколения людей. Индивидуальные особенности (манера) в нанесении гравированного орнамента на украшение, как и способ создания всей орнаментальной композиции, и другие индивидуальные черты, могут выявить среди вещей такие связи, которыми можно собрать в одну группу могилы одного хронологического горизонта.

Собрав проявления всех индивидуальных способов нанесения орнамента, мы получаем на карте зону их распространения. На большей части наиболее обильно украшенных гравировкой украшений — серебряных подковообразных фибул и ножен ножа — рисунок выполнен зигзагообразной линией или линией из зубчатых штампов. Зигзагообразная линия наблюдается, во всяком случае, на четырех предметах из могильника Каукола Кекомяки (могилы 1 и 5) и в пяти случаях в комбинации с прямой линией (могилы 1, 3, 5). Помимо этого одна фибула с такой техникой рисунка найдена на соседнем могильнике Кулхамяки, одна — на могильнике Ряйсяля Тонтинмяки (могила 1/1888), две фибулы — в Саккола Леппясенмяки (могила 4) и одна — в Патья.

Линия из зубчатых штампов видна на шести предметах из могил 1, 2, 5, 6 в Кекомяки, шести из могил 1/1886, 1/1888, 5/1888 и 6/1888 в Тонтинмяки и одном из могилы 21 в Патья.

Все перечисленные могилы входят в группу, которую мы датируем концом XII — XIII вв., за исключением лишь одной могилы (2) из Кекомяки, в которой на украшениях прослеживается линия из зубчатых штампов и которая датируется XIII — началом XIV вв.

Если исходить из того, что в технике нанесения гравированного орнамента видна «рука» мастера или школы, возникает вопрос об интенсивности производства украшений. Это напрямую указывает на время употребления вещей или на время между изготовлением украшения и его отложением в могилу. Зигзагообразная линия прослеживается на подковообразных фибулах типа I: 1 (2 случая), I: 1a (3), I: 2 (1), II: 2 (3) и на ножнах ножей типа I: 1 (1), I: 2 (1), II: 1 (1), III (1). Линия с зубчатыми штампами наблюдается на подковообразных фибулах типа I: 1a (4), II: 1 (1), II: 2 (2) и на ножнах типа I: 1 (6), I: 2 (1), II: 1 (1), III (1), IV (1). Решению проблемы может помочь рассмотрение комбинации вещей и украшавших их орнаментальных мотивов в погребениях. Для этого из всех карельских средневековых могил выберем те, в инвентарь которых входят лишь традиционные украшения погребального костюма: овально-выпуклые фибулы, серебряные подковообразные фибулы, пронизки, цепедержатели, ножи с ножнами, копоушки и получившие широкое распространение в Карелии круглые серебряные броши (см.: табл. VII, XI). В эту же группу входят все украшения с гравированным орнаментом. Исходя из того, что часть овально-выпуклых фибул изготовлена серийно, сгруппируем могилы по находкам в них таких фибул. Начнем с фибул серии C2/3a как наиболее многочисленных. Таковые найдены в могилах 1 (4 экз.) и 6 (2 экз.) в Кекомяки, в Тонтинмяки-1/1888 (2 экз.) и в Суотниеми-3 (1 экз.). Хронологически близкие им фибулы типа H/IIB62a найдены в могилах Кекомяки-5 (2 экз., вторая пара фибул — F3), Тонтинмяки-3/1886 (1 экз.) и Паямяки-1931 (2 экз.).

Фибулы других типов и групп найдены в Кулхамяки-2 (C2 индивидуальные), Тонтинмяки-1/1886 (H/IIB:1), 6/1888 (H/IIA:1) и 5/1888 (D), Леппясенмя- ки-4 (C2/3b), Патья-1937(С3) и в Лейникюля (C3) (табл. XI).

Из этих фибул выберем лишь те, которые происходят из могил, содержащих наибольшую часть рассмотренных выше украшений. Из таблицы XI следует, что с фибулами типов C2/3a и H/IID: 2a в инвентарь женских могил входят круглые серебряные броши, определенные типы подковообразных фибул (I: 1a), пронизок (I: 1, I: 2), цепедержателей (преимущественно I: 3a), ножны ножей (преимущественно I: 2) и копоушки (преимущественно I: 2). Орнамент на них нанесен как с использованием зигзагообразной линии, так и из зубчатых штампов.

Могилы Кулхамяки-2 (C2 индивидуальные) и Леппясенмяки-4 (C2/3b) сделаны приблизительно в то же время, когда были совершены захоронения в могилах Кекомяки-1, 5 и 6, Тонтинмяки-1/1888 и 3/1886. Различия наблюдаются лишь в деталях в форме и орнаментации овально-выпуклых фибул, пронизок и цепедержателей (рис. 23-26; табл. XI).

Из таблицы также видно по другим украшениям, что могилы, в которых находятся считающиеся наиболее ранними овально-выпуклые фибулы, могли быть устроены незадолго до того, когда совершались захоронения в могилах с фибулами типов C2/3a и H/IIB: 2. Этими могилами являются Кекомя- ки-3, Тонтинмяки-5/1888, 1/1886 (H/IIB: 1) и 6/1888 (H/IIA: 1).

Из этой же таблицы явствует, что круглые серебряные броши находятся лишь в тех могилах, в которых имеются овально-выпуклые фибулы типов C2/3a и H/IIB: 2 (за исключением могилы Тонтинмяки-1/1886), карельские серебряные подковообразные фибулы (за исключением Суотниеми-3) и декоративные двуспиральные цепедержатели типа I: 3a. В то же время с фибулами типов C3 и D уже не встречаются круглые серебряные броши и подковообразные фибулы, как и декоративные двуспиральные цепедержатели. Последние сменяются крестовидными ажурными цепедержателями типа II: 1 (табл. XI).

Перечисленные выше могилы — это именно те, которые формируют вторую группу по таблице XI.

Следовательно, можно констатировать, что разделение на группы обусловлено разницей во времени совершения захоронения. Также и внутри самих групп находятся устроенные в разное время могилы. В этой наибольшей второй группе, например, могилы Тонтинмяки-1/1886 и 6/1888 очевидно старше других. Кроме овально-выпуклых фибул H/II: 1 и H/IIB: 1, в них имелись двуспиральные цепедержатели, которые не встречаются в других могилах. В Тонтинмяки-1/1886 найдена также бронзовая подковообразная фибула с тордированной дугой, аналогия которой имеется лишь в могиле Тонтинмяки-5/1888, в которой были овально-выпуклые фибулы типа D и крестовидные цепедержатели типа II: 1 (табл. XI). В могиле была найдена также круглая бронзовая ажурная подвеска с дегенерирован- ным звериным орнаментом конца эпохи викингов, которая была «ошибочно» закреплена на пронизке. Возникает впечатление, что инвентарь могил со временем не изменялся закономерно. Некоторые изделия предшествующего времени использовались и при смене форм украшений, как это видно на материале могилы Тонтинмяки-5/1888, однако большая часть одних и тех же украшений традиционного набора встречается в могилах, которые по овально-выпуклым фибулам относятся к различному времени. Но и здесь есть признаки сокращения использования некоторых форм изделий или перехода к новым формам. Помимо уже упоминавшихся цепедержателей типов I: 3a и II: 1, таких обычных (за исключением одного случая в могиле Кекомяки-6) для карельских могил изделий, как ножны ножей типа I: 1, не было у женщин, погребенных с фибулами типа C2/3a. Это же касается и пронизок типа II (табл. XI).

Еще одной объединяющей могилы этой группы чертой являются погребальные камеры из толстых деревянных брусьев, которые были устроены в могилах Кекомяки-1 и -3, Тонтинмяки-1/1886, 1/1888, 3/1888 и 6/1888. В остальных могилах этой группы дерево не сохранилось. В могиле Кекомя- ки-5 была срубная деревянная рама, но и здесь, как в случаях с погребальными камерами, на умерших и вещах была береста и приложены «напутствующие» вещи.

Эти оба способа устраивать место погребения умершим являются, таким образом, характерными чертами обряда определенного этапа развития древней карельской культуры.

Образующие более позднюю группу могилы из Лейникюля и Патья-1937 демонстрируют, как инвентарь (и погребальный костюм) стандартизуются: в погребениях обнаруживаются лишь украшения традиционного женского убора. Полностью исчезают «напутствующие вещи», и на место срубных деревянных рам и погребальных камер приходят гробы из досок.

Возможно, входящие в ту же группу (1) обе могилы из Паямяки (1917 и 1931) все же несколько старше могил из Лейникюля и Патья. В них также отсутствуют серебряные фибулы, что означает то, что эти могилы относятся ко времени до или после того, как в употребление вошли серебряные подковообразные фибулы и круглые выпуклые броши.

Среди карельских женских могил, таким образом, выделяются три хронологические группы, в погребальный инвентарь которых входили как различные отдельные украшения, так и традиционные, составляющие «национальный» убор типы украшений в различных вариантах по форме и орнаментации. Определяющей группой служили могилы развитого этапа (расцвета) карельской языческой погребальной обрядности, в инвентарь которых входили овально-выпуклые фибулы типов C2/3a и H/IIB: 2, подковообразные фибулы типов I: 1 и II: 1, круглые выпуклые серебряные броши и декоративные двуспиральные цепедержатели типа I: 3a. К ним относятся

Кекомяки-1, 3, 5, 6, Кулхамяки-2, Тонтинмяки 1/1888, Леппясенмяки-4 и Суотниеми-3. Несколько более ранними по отношению к ним являются, очевидно, Тонтинмяки-1/1886, 3/1886 и 6/1888.

Могилы Паямяки-1917 и Паямяки-1931 находятся рядом с могилами основной группы; в них отсутствуют лишь круглые выпуклые серебряные броши и подковообразные фибулы, и это может быть хронологическим признаком. Вопросом остается то, куда по отношению к могилам основной группы определим эти могилы: являются ли упомянутые три могилы из Тон- тинмяки и две могилы из Паямяки их старше или младше? Могилу Тонтин- мяки-5/1888, по-видимому, невзирая на найденные в ней ранние фибулы и бронзовую подвеску, следует отнести к тому же времени, что и предыдущие.

При датировке могил этой группы определяющее значение имеют крестообразные ажурные цепедержатели типа II: 2 и найденная в дер. Лапинлахти в могиле Паямяки-1917 овально-выпуклая фибула типа H/IC, если предположение о том, что фибулы типа H/IIB: 2 близки по времени фибулам типа C2/3a, верно. Выше уже отмечалось, что фибулы типов H/IIB: 2 и C2/3a не встречаются в могилах и что первые несколько старше фибул типа C2/3a. Это все же не исключает предположения, что на некоторых территориях они могли употребляться более продолжительное время. Фибулы типа H/IC на Карельском перешейке найдены также и случайно в той же деревне Лапин- лахти (1922: 409 и 2520: 32) и одна в дер. Хаапакюля (7066: 1).

Лехтосало-Хиландер при датировании фибул типа H использовала материал могилы Паямяки-1917, опираясь на то, что подковообразные фибулы с тордированной дугой (7291) и утолщением на дуге (7291: 25) были в употреблении в конце эпохи викингов и в эпоху крестовых походов. Поэтому, по ее мнению, большая часть фибул типа H/IC датируется первой половиной XII в. (Lehtosalo 1966: 25). Следует все же принимать во внимание, что подковообразные фибулы с тордированной дугой найдены в могиле Тон- тинмяки-5/1888, в которой найдены также овально-выпуклые фибулы типа D и Тонтинмяки-1/1888, откуда происходят фибулы типа H/IIB: 2 и обычная для могил основной группы подковообразная фибула типа I: 1a. Также и новгородские находки свидетельствуют, что подковообразные фибулы с витой дугой находились в употреблении до конца XIII в. (Седова 1981: 86, 87, рис. 31, 7). Вероятность более поздней, чем XII в., датировки фибул типа H/IC обосновал Ю.-П. Таавитсайнен, представивший радиоуглеродную датировку берцовой кости из могилы IV/1978 в Холлола Киркайланмя- ки, указывающую на первую четверть XIII в. (Taavitsainen 1990: 84, 93).

Цепедержатели из обеих могил в Паямяки (1917 и 1931) представлены крестовидной формой типа II: 2, которые отличаются от цепедержателей типа II: 1 лишь двумя боковыми ушками для подвесок. Такие же цепедержатели найдены в могиле 6 в Кекомяки (2 экз.) и в могиле 4 в Леппясенмя- ки. В последней могиле парой цепедержателю типа II: 2 был цепедержатель типа II: 1. В могиле Паямяки-1917 парой крестовидному цепедержателю типа II: 2 был двуспиральный декоративный цепедержатель типа I: 3a — характерный для могил основной группы. Двуспиральные цепедержатели из могилы 1/1886 в Тонтинмяки представлены типологически более ранней и простой формой, чем декоративные — типа I: 2, в то время как в могиле 5/1888 они были типа II: 1 (табл. VII, XI).

Мы можем в итоге констатировать, что крестовидные цепедержатели стали использовать тогда, когда двуспиральные цепедержатели типов I: 1 и I: 2 уже выходили из употребления и до того, как в моду входили декоративные цепедержатели типа I: 3a.

Крестовидные цепедержатели типа I: 1 найдены на южном побережье Ладожского озера в могиле в Мишкино, содержавшей также овально-выпуклые фибулы типа H/IIB: 2 (варианты a, b) (Lehtosalo 1966: 37; Рябинин 1990: 34, 65, рис. 3). Рябинин датирует могилу второй половиной XIII в. по цилиндрическим бронзовым и синим глиняным бусинам. Из них бронзовые бусины обычны для памятников конца XII—XIII вв., в то время как синие глиняные бусины входят в употребление на Северо-Западе во второй половине XIII в.

Два крестовидных цепедержателя типа II: 1 найдены при раскопках в крепости Корела в г. Приозерске в 1990 г. в слое крупнозернистого песка между двумя горизонтами деревянных конструкций (Saksa 1992a: 7-26; Uino: Saksa 1993: 213-217; Saksa 1998: 116-122, kuv. 41, 11; Сакса 1999: 198-204; Кирпичников, Сакса 2002: 138-139, рис. 2, 17). Верхний горизонт, по А.Н. Кирпичникову, датируется 1310-1360 гг. (Кирпичников 1979: 52-74; 1984: 114-119). Последующие исследования показали, что строительная деятельность на этом участке началась в конце XIII в. и продолжилась на рубеже XIII- XIV вв. Общая дата строительного горизонта укладывается в предложенную А.Н. Кирпичниковым (Saksa, Kankainen, Saarnisto, Taavitsainen 1990: 67; Сакса 1999: 201-202). Нижний, лежащий на материке горизонт отложился в процессе строительной деятельности в XIII в. (Kankainen, Saksa, Uino 1995: 43-47; Сакса 1999: 203). Совершенно очевидно, что цепедержатели, овально-выпуклые фибулы, бронзовые рукояти ножей и другие предметы эпохи крестовых походов и предшествующего ей времени из раскопок в Кореле, как и слой крупнозернистого песка, в котором они найдены, представляют более раннее время относительно перекрывающего их горизонта дерева конца XIII-XIV вв. По всей видимости, отмеченный слой песка сформировался в результате строительной деятельности конца XIII в. по расширению островной территории и укреплению крепости после освобождения от шведов в 1295 г. Об этом же говорит слой щепы на поверхности песчаного слоя, перекрывающего остатки первоначальных карельских укреплений. Можно предположить, что слой с карельскими украшениями относится к этапу существования поселения XIII в., часть культурного слоя которого перенесли на край крепостного острова для расширения его площади и поднятия берега, что видно и по тому, что граница горизонта дерева XIV в. выходит далеко за пределы первоначального строительного горизонта (Saksa 1998: 110-125; Сакса 1999: 202-203).

Более младший возраст декоративных спиралеконечных цепедержателей типа I: 3a подтверждается находками карельских вещей в слое XIV-XV вв.

крепости Орешек, к которым, кроме цепедержателя типа I: 3a, относятся две овально-выпуклые фибулы типов C (округлоконечные индивидуальные) и H (H/IIB: 2) по Айлио, бронзовая рукоять ножа и зооморфная подвеска (Ря- бинин 1990: 35; Saksa 1998: 66; Кирпичников, Сакса 2002: 141, рис. 3: 2, 3). По этим находкам не следует датировать могилы, поскольку вещи могли сохраняться и после смены погребального обряда на христианский, но как свидетельство относительно позднего использования они пригодны.

В качестве итога можем засвидетельствовать, что хронологические различия между карельскими могилами эпохи крестовых походов не являют - ся значительными. Погребальный инвентарь позволяет все же выделить по крайней мере две хронологические группы, разница в захоронении в которых между старшими и младшими могилами составляет лишь 100-150 лет. Кардинального изменения погребального инвентаря за весь рассматриваемый период не произошло. Изменения происходили постепенно, так, что в могилах последующего этапа оставалось место для вещей предыдущего.

В свете рассмотренного выше можно считать наиболее старшими женскими могилами Тонтинмяки-1/1886, 6/1888, Паямяки-1917, Тонтинмя- ки-5/1888, Паямяки-1931, Тонтинмяки-3/1886. Они датируются второй половиной или концом XII — первой половиной XIII вв.

Могилы Патья-1937 и Лейникюля образуют свою группу, трудно поддающуюся хронологическому определению. Склонен все же считать, что они несколько младше предыдущей группы и датируются XIII в.

В младшую группу могил входят: Кулхамяки-2, Кекомяки-5, Леппя- сенмяки-4, Кекомяки-1 (по-видимому, женское погребение I: 1 несколько старше погребения I: 2, судя по отсутствию в нем круглой серебряной броши и подковообразной фибулы типа I: 1a и цепедержателям различных типов (табл. VII, XI)), Кекомяки-6, Тонтинмяки-1/1888, Кекомяки-3, Суотниеми-3 и, вероятно, Тонтинмяки-13/1888. Могилы этой группы датируются XIII в., возможно, второй четвертью XIII — началом XIV вв. Потревоженные могилы Тонтинмяки-7/1888 и Ивасканмяки, также как и Патья-21, относятся к этой группе.

Представленные нами даты отличаются от того, как традиционно в финской археологической науке датируются овально-выпуклые фибулы (XII — начало XIII вв.) (Ailio 1921; af Hallstrom 1948; Lehtosalo 1966; Linturi 1980; 1982). Но, уже начиная с Нордмана (Nordman 1924), существовала точка зрения, согласно которой среди карельских вещей и могил есть и такие, которые датируются XIII в. (Salmo 1956; Sarvas 1971; Taavitsainen 1990a). Исследование топоров из карельских грунтовых могил также подтверждает их использование до XIII в. (Appelgren 1897; Paulsen 1956; Wuolijoki 1972).

Мужские могилы датируются следующим образом: наиболее древней можно считать «находку предметов вооружения» (меч, два наконечника копий, топор, ножницы для стрижки овец, гвозди) из Лапинлахти (Патья-1937) и могилу Тонтинмяки-3/1888 (вторая половина XII — XIII вв.). В основную группу, могилы которой датируются XIII в. и, вероятно, отчасти началом

XIV в., входят могилы Суотниеми-1, 4, Кекомяки-2 и Тонтинмяки-8/1888. Они соответствуют хронологически женским могилам поздней группы, в коллективных могилах которой находятся также мужские погребения Ке- комяки-1: 3, 1: 4, Кекомяки-3: 1 и 5: 2. Наиболее поздней могилой является Тонтинмяки-9/1888, датирующаяся второй половиной XIII — началом XIV вв. (табл. VI, IX). 

<< | >>
Источник: Сакса А.И.. Древняя Карелия в конце I — начале II тысячелетия н. э. Происхождение, история и культура населения летописной Карельской земли. 2010

Еще по теме Относительная хронология могил:

  1. Д
  2. ІО.Н.Ефреліов «Новая», но фальшивая «хронология»
  3. Династические параллелизмы в «новой хронологии»
  4. ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ, ЗАДАЧИ И МЕТОД
  5. А. Г. КОЛЕСНИКОВ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ПОЗДНЕТРИПОЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОГИЛЬНИКОВ СОФИЕВСКОГО ТИПА)
  6. Дендрохронология на службе археологии
  7. ЛИТЕРАТУРА
  8. А.В. Харинский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия КУРУМЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
  9. Д. Эрдэнэбаатар, А.А. Ковалев Улан-Баторский государственный университет, г. Улан-Батор, Монголия Санкт-Петербургский государственный университет, г. С.-Петербург, Россия АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ МОНГОЛИИ В БРОНЗОВОМ ВЕКЕ
  10. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ПЕРВОЙ «ПОЛОВИНЕ V в.
  11. Археологические исследования российских археологов на Карельском перешейке и в Северо-Западном Приладожье (1970-1990-е гг.)