1. Первый период гражданской карьеры А.С. Норова
5 августа 1823 г. А.С. Норов был уволен с военной службы с чином статского советника и его военная карьера закончилась. В ноябре того же года ему была назначена «пенсия по ране» в размере 1200 р.
в год.По формулярным спискам А.С. Норова, находящимся в Российском государственном архиве литературы и искусства[287], можно подробно проследить служебную карьеру А.С. Норова. Рассмотрим деятельность А.С. Норова до его прихода в Министерство народного просвещения. Во всех биографиях и формулярных списках не указано, чем занимался Авраам Сергеевич с 1824 по 1827 г. Вероятнее всего, после выхода в отставку он жил в поместье отца. В феврале 1827 г. А.С. Норов становится чиновником особых поручений Министерства внутренних дел. Данная должность не предполагала каких-либо конкретных, «штатных» обязанностей, чиновник исполнял лишь те поручения, которые ему определяло начальство. Такая служба считалась достаточно почётной. А.С. Норов очень быстро продвигался по карьерной лестнице. В 1827 г. из 177 статских советников в Министерстве он был самым молодым[288]. В том же году А.С. Норова отправляют сопровождать адмирала Д.Н. Сенявина в качестве секретаря в Англию. По данным исследователя П. Вейзенсела, в этом случае решающую роль сыграли родственные связи А.С. Норова с управляющим почтовым департаментом К.Я. Булгаковым[289]. Тем не менее, стоит отметить, что не каждому чиновнику могли доверить такое поручение. Очевидно, что А.С. Норов смог зарекомендовать себя ответственным и профессиональным служащим, достаточно владеющим английским языком. После экспедиции в 1830 г. А.С. Норов опубликовал в «Литературной газете» очерк «Прогулка в окрестностях Лондона»[290], написанный в Виндзоре 20 августа 1827 г. и рассказывающий о его пребывании в Ричмонде. Как и в других своих сочинениях, А.С. Норов описывает местные достопримечательности.
В романтическом очерке он приводит своё стихотворение, в котором восхищается природой Ричмонда. Очарование местной красоты А.С. Норов пытается выразить в стихотворной форме, при этом он включает строчку одной из од Горация. Стоит отметить, что обращение к трудам римских и греческих философов и поэтов также очень характерно для работ А.С. Норова. Стиль очерка внешне напоминает обращение не просто к читателю, а к какому-то конкретному человеку. Эта догадка подтверждается обнаруженным нами в ОР РНБ письмом А.С. Норова к некой Алине А.З...ой[291]. Сопоставление текстов письма и очерка показывает лишь небольшие и несущественные разночтения в них. Кроме того, очерк немного полнее: в письме отсутствует первый и небольшая часть второго абзаца. Вероятно, часть письма была утеряна или эти части были написаны специально для очерка. Таким образом, можно утверждать, что письмо послужило основой для очерка.
В это же время по поручению министра внутренних дел А.А. Закревского А.С. Норов приступает к работе над историей Министерства внутренних дел. К сожалению, остаётся неизвестным для какой цели был необходим этот труд. Можно предположить, что он готовился к 30-летию Министерства внутренних дел, которое наступало в 1832 г. Прежде всего А.С. Норову предстояло разобрать огромное количество документов, хранившихся в архиве Министерства внутренних дел. Однако всё же основной задачей А.С. Норова было описание истории
Министерства с 1802 по 1830 г. «...с означением частей, оное составляющих, цели и круга занятий каждой, не упуская из виду и тех, кои впоследствии времени, от Министерства отошли в другие ведомства»[292]. Последняя версия кажется наиболее правдоподобной, так как, работая над описанием истории Министерства, А.С. Норов разбирал огромное количество как архивных дел, так и современных. Об этом он написал в предисловии к своему сочинению: «Отличное устройство Архивов Министерства внутренних дел, принадлежащее нынешнему Министру, ободряет изыскателя, но проложить путь чрез многочисленность Документов в них хранящихся и очистить настоящие материалы из среды мелочных текущих дел коими они загружены, есть одна из больших трудностей сего занятия»[293].
В любом случае, А.С. Норов тщательно собирал информацию по истории Министерства. В ОР РНБ сохранились черновые и подготовительные материалы по истории Министерства под названием «Исторические сведения о Министерстве внутренних дел. От образования до 1830 г.»[294]. В марте 1831 г. А.А. Закревский прочёл отрывок из сочинения А.С. Норова и в целом остался доволен его работой. Тем не менее, в своём письме к Аврааму Сергеевичу от 17 марта 1831 г. министр указывает на главный недостаток работы - её структуру: «Ежели сие описывать за каждый год особо, - как сделано в представленном Вами опыте; то трудно будет соблюсти в описании, надлежащее единство и подробность; а притом невозможно избегнуть излишних повторений и ссылок, и преподать вполне, о чём-либо ясного сведения»[295]. Неизвестно, планировалось ли публиковать это сочинение А.С. Норова, в любом случае, оно не было издано. Возможно, это было связано с отставкой А.А. Закревского 19 ноября 1831 г.[296] Через несколько дней после того как А.А. Закревский покинул пост министра, он направил А.С. Норову письмо, в котором благодарил его за усердный труд: «Поручив Вам историческое описание образования, состава и занятий Министерства внутренних дел, я с особенным удовольствием видел, что Вы совершаете сей важный труд с неутомимою деятельностью и усердием, и таким образом довели уже Ваши исторические записки по сему предмету до 1820 г.»[297]. Впоследствии А.С. Норов продолжил работу над своим трудом, доведя его до 1830 г. Сочинение А.С. Норова и сегодня может послужить исследователям дополнительным источником, содержащим разнообразные сведения о работе Министерства внутренних дел. Таким образом, в начале своей службы в Министерстве внутренних дел, А.С. Норов получил два важных и ответственных задания: поездка в Англию и составление истории Министерства.20 августа 1834 г. А.С. Норов «... уволен в отпуск для поклонения Гробу Господню, с поручением «при проезде через Александрию, войти в непосредственное сношение с ген.
консулом полк. Дюгамелем о способах к выгоднейшему приобретению и доставлению из тех мест в Россию некоторых аптечных мат-лов и сделать по этому предмету подробный доклад» (с выдачей на расходы 3000 руб.)»[298]. Позднее А.О. Дюгамель тепло отозвался о А.С. Норове в автобиографии: «Вместе с Норовым я взбирался на большую Гизейскую пирамиду и до сих пор дивлюсь тому, как мог он с своей деревянной ногой совершить такой трудный подъём»[299]. В то время справедливо считали, что на территории Египта находится множество лекарственных растений и трав. Разные поручения от учреждений и государственных органов для отправляющихся в отпуск, не были редкостью. Такая практика существовала и позднее. Например, в 1856 г. академик А.Я. Купфер, находясь в отпуске, присутствовал на съезде британских учёных[300]. В 1857 г. профессор хирургии университета св. ВладимираВ.А. Караваев был отправлен на 1 год за границу для поправки здоровья, а также для ознакомления с хирургией в других странах и участия в офтальмологической конференции в Брюсселе и в собрании естествоиспытателей в Бонне[301]. В 1858 г. профессор Московского университета А.М. Циммерман в течение года находился за границей для лечения, что не мешало ему в свободное от медицинских процедур время посещать зарубежные университеты и другие учебные заведения[302]. Вернувшись в Россию, А.С. Норов напишет две книги об этой поездке «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» и «Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг., служащее дополнением к Путешествию по Святой Земле». Отметим, что поездка А.С. Норова носила больше личный, чем рабочий характер: он посещал святые места для христиан и изучал их историю, общался с православными деятелями.
После возвращения из отпуска А.С. Норов вновь поступает на государственную службу. Более десяти лет он трудится в Комиссии прошений, которая была создана 1 января 1810 г. Комиссия состояла из Председателя и членов, назначаемых императором.
При Комиссии имелась Канцелярия во главе со Статс-секретарём. В случае болезни или отсутствия Председателя его заменял «старший по нём» член Комиссии. Данная комиссия рассматривала прошения частных лиц (о наградах, пенсиях, смягчении наказания, о какой-либо помощи и т.д.), жалобы частных лиц на действия и постановления высших государственных учреждений, министров, управляющих, генерал-губернаторов. Таким образом, в компетенцию Комиссии прошений входило достаточно много разнообразных вопросов. По ходатайству Статс-секретаря Комиссии Прошений Н.М. Лонгинова, император Николай I назначает А.С. Норова Правителем Канцелярии: «Ваше Императорское Величество по всеподданнейшему докладу моему 15 февраля 1838 года соизволили изъявить всемилостивейшие согласие на определение Правителем вверенной мне Канцелярии состоящего при Министерстве внутренних дел действительного статского советника Норова, с производством ему сверх оклада по штату положенного, особо из государственного казначейства по 3000 р. в год...»[303]. По утверждённому штату Канцелярии Статс-секретаря Комиссии А.С. Норову было положено ежегодно 4000 р. жалованья и 5000 р. столовых[304]. Однако Н.М. Лонгинов позаботился о том, чтобы денежные выплаты А.С. Норову в Комиссии были существенно больше положенных. Возможно, Статс-секретарь высоко оценивал профессиональные качества Авраама Сергеевича и именно его хотел видеть Правителем. Канцелярия Комиссии делилась на пять экспедиций, три из которых занимались жалобами, а две - прошениями. Всего же в Канцелярии насчитывалось 23 штатных чиновника и 14 вольнонаёмных писцов, которые подчинялись Правителю Канцелярии, следившему за ходом всего делопроизводства. Таким образом, А.С. Норов стал занимать ответственный и значимый пост в Канцелярии. Однако к обязанностям Правителя он приступает только через год - 29 января 1839 г. из-за занятости в Комиссии для приведения в известность доходов Санкт- Петербурга от береговых мест по реке Неве, в которой он служил с 4 января 1838 г. Ещё через год 29 декабря 1840 г. А.С. Норова назначают членом Комиссии прошений. На начало 1840-х гг. Комиссия получала около 10 000 запросов в год, причём примерно 90% из них составляли именно прошения[305]. Как видно, объём работы был очень большой, и главное, что ответы на все запросы необходимо было давать очень быстро. Тем не менее, «делопроизводство было поставлено образцово и ходатайства разрешались без проволочки, так что к концу года неоконченных дел оставалось обыкновенно не более 3%, причем половина этого числа оправдывалась неполучением ответов на посланные в другие ведомства запросы»[306]. А.С. Норов прекрасно справлялся со своими обязанностями. В течение трёх лет он получал благодарности от императора за проделанную им работу, а также различные финансовые вознаграждения в качестве поощрения[307]. В 1843 г. А.С. Норов становится тайным советником. Всё это характеризует его как усердного чиновника или даже трудоголика, собранного и умного человека, который не только был способен справиться с большим объёмом информации, но и мог неплохо ориентироваться в юридических и финансовых вопросах. По закону от 19 февраля 1841 г. Правитель Канцелярии стал именоваться Директором[308]. Стоит отметить, что ни в положении Комиссии, ни в последующих дополнительных правилах к ней, не было сказано, что Правитель (впоследствии Директор) должен был заменять Статс-секретаря во время его болезни или отпуска. Однако именно А.С. Норову было доверено временно управлять Канцелярией при отсутствии Статс-секретаря[309]. В самой Комиссии А.С. Норов служил более 10 лет до 11 февраля 1850 г. 1 ноября 1849 г. А.С. Норов был назначен сенатором, оставаясь при этом членом Комиссии прошений.Конечно, определённую роль в карьерном росте А.С. Норова могли сыграть его знакомства и родственные связи, о которых говорит П. Вейзенсел. Стоит отметить, что любые «рекомендации» на какие-либо должности были вполне обыденным явлением в то время. Однако нельзя принижать способности и трудолюбие А.С. Норова, без которых он бы не смог добиться такого успеха. В первую очередь именно личные качества А.С. Норова помогли ему продвинуться по службе.
Еще по теме 1. Первый период гражданской карьеры А.С. Норова:
- 1. Основные этапы биографии и деятельности А.С. Норова
- 1. Первый период гражданской карьеры А.С. Норова