<<
>>

Питание крестьян в колхозе и в дореволюционной деревне

В иностранной печати встречаются различные утверждения о том, как питаются колхозники в Советском Союзе. Одни пишут, что колхозники питаются очень хорошо. К этому выводу они приходили на основании своих наблюдений: в показательном колхозе, куда привозили таких знатных туристов, их очень хорошо угощал председатель.
Но что рядовые земледельцы в обычных деревнях питаются совсем не так, как председатель выставочного колхоза («показухи»), об этом они и не догадывались и этого не проверяли. Другие пишут, что колхозники питаются так же плохо, как земледельцы в дореволюционной деревне: едят только картофель и овощи. Но русскую дореволюционную деревню эти люди не знают и дают заключения на основании своих политических симпатий и антипатий. Произведем детальное сравнение питания крестьян в дореволюционной деревне и в колхозной. Дореволюционные крестьяне питались не только картофелем и овощами. У них было для питания и многое другое: хлеб, молоко, масло, {424} сало, яйца, мясо, рыба, крупы, горох, фрукты, грибы. Повседневное меню дореволюционных крестьян в небогатых областях России было вполне удовлетворительное. Ели четыре раза в день. Обычный обед и ужин состояли из трех блюд. Блюдо первое: Овощной борщ или картофельный суп, хорошо заправленные салом или обильно помасленные маслом (подсолнечным или конопляным). Второе: картофель — пюре (толченка с яичками) или рубленый картофель, хорошо помасленный. Или каша — гречневая или пшенная — с маслом: конопляным, подсолнечным или коровьим. Третье: молочное блюдо: каша, картофель или хлеб — с молоком. Так питались крестьяне в небогатых областях России: в средней и северной России, в Белоруссии. А в богатых областях России — на Украине, на Кубани, на Дону, на Поволжье, в Сибири — питание крестьян было гораздо лучше. Пища была хорошая, обильная. Исследователь так характеризует питание в этих областях: «До революции...
молоко, сметана, сало, яйца, куры — были самой обычной, ежедневной пищей крестьянства этих богатых районов... Население этих районов ело только белый пшеничный хлеб... Подсолнечное масло раньше расходовалось пудами и считалось чрезвычайно дешевым продуктом... цена на него была 20-25 копеек килограмм». (В. Мерцалов —Трагедия российского крестьянства, стр. 86.) Мяса в этих богатых животноводческих областях было так много, что крестьяне ели его достаточно и продавали немало. Н. Крупская в своих «Воспоминаниях о Ленине» писала о том, как они вдвоем с мужем жили на квартире у сибирского крестьянина, когда Ленин отбывал «ссылку» в Сибири. Восемь рублей (в золоте), которые Ленин получал от царского правительства ежемесячно как «пособие» на свое содержание, он платил крестьянину за квартиру со столом. Крестьянин-домохозяин кормил за эту плату двух человек, Ленина с женой, «как на убой», по выражению Крупской. И мясом кормил их вдоволь. Зарезав барана, крестьянин передавал всю тушу своим квартирантам в полное распоряжение. А когда они съедали все мясо, хозяин резал для них другого барана... (Н. Крупская — «Воспоминания о Ленине».) {425} Таково было повседневное питание в деревнях богатых областей России. Праздничное питание крестьян во всей России было богатым и обильным. Обследователи села Вирятино, Тамбовской области, пишут о том, как земледельцы справляли там праздники до революции: «В любой церковный или семейный праздник готовили блюда: щи с мясом,... вареное мясо (говядину, баранину, реже курятину), студень, рыбу, блинчики, оладьи». («Село Вирятино в настоящем и прошлом».) Крестьяне в дореволюционной деревне, кроме воскресений, справляли много других праздников. «Годовой праздник справлялся не менее двух дней, святки — почти две недели и не менее одной недели — Пасха, — пишут обследователи села Вирятино. — В семейном быту праздники занимали существенное место». (Там же.) В дореволюционной деревне крестьяне праздновали, кроме 52 воскресных дней, еще не мене полсотни других праздников: 12 дней — «двунадесятые» праздники; престольные в своей и соседних деревнях — около 6 дней; Пасха — 7 дней; святки — 14 дней; масленица — 7 дней; семейные праздники — крестины, сватанье, свадьбы, похороны и т.
п. — не менее 10 дней на семью и другие семейно-бытовые праздники. В итоге в дореволюционной деревне крестьяне имели сотню праздников в году. Праздником был каждый третий день. А в эти дни люди не работали и очень обильно питались, гораздо лучше, чем в обычные дни. Подытожим факты. В небогатых областях дореволюционной России крестьяне питались в будни вполне удовлетворительно, а в праздники — хорошо. В богатых областях крестьяне в будни питались хорошо, а в праздники обильно, прекрасно. Но большинство земледельцев в Советском Союзе после коллективизации питается плохо или очень плохо. Колхозники живут впроголодь и даже умирают от голода и истощения. Писатель В. Тарсис, бывший коммунист с многолетним стажем, проживший в СССР полустолетие — от 1917 до 1966 года, охарактеризовал питание колхозников, как «вечное недоедание»... {426} Государственные крепостные, колхозники, питаются худее, чем питались крепостные частновладельческие в эпоху помещичьего крепостного права, столетия тому назад. У тех и других картофель и овощи составляли главную пищу. Но большинство помещичьих крепостных, кроме того, имело в достатке хлеб, молоко и растительное масло. А большинство колхозников даже этих продуктов не может потреблять достаточно. Многие журналисты и советологи утверждают, что крестьяне в пореформенной России, от 1861 до 1917 года, питались так же плохо, как современные колхозники. Но материалы моей книги и воспоминания людей, наблюдавших пореформенную деревню, свидетельствуют о том, что такие утверждения не соответствуют действительности. Некоторые журналисты-социалисты договаривались до еще более парадоксальных утверждений. «Много было людей (в России, в пореформенной дореволюционной деревне — Т. Ч.), никогда не евших борща, салом заправленного, но иногда месяцами, до «урожая», евших хлеб с лебедой, — так было написано в одной статье. — Лебеда вообще часто примешивалась к черному хлебу, чтобы «дожить» до нового хлебца». («Новое русское слово» от 10 марта 1957 г., Нью-Йорк.) Такая характеристика питания крестьян в пореформенной деревне полностью противоречит действительности. Эта характеристика является следствием неведения или пристрастно-недоброжелательного отношения революционно-социалистических политиков к дореволюционной России. {427}
<< | >>
Источник: Чугунов Т.К.. Деревня на Голгофе. Летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 г. 1968

Еще по теме Питание крестьян в колхозе и в дореволюционной деревне:

  1. 1928 год - «год коллективизации». Продразверстка, переходящая в войну
  2. ГЛАВА ПЕРВАЯ. 1929 год. Начало ликвидации успешных хлеборобов - «кулаков»
  3. ГЛАВА 5 Сталин
  4. Состояние хозяйства и созревание ненависти крестьян
  5. Хлеб насущный
  6. Другие зерновые продукты
  7. Картофель — основной вид питания
  8. «Социалистическое молоко»
  9. Мясо
  10. Питание крестьян в колхозе и в дореволюционной деревне
  11. Глава V АСИНХРОННЫЙ ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА: ФОРСИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ()