ПОСЛЕ ИМПЕРИИ
На пороге XXI в. сильно оживился интерес к судьбам империй — к их становлению, упадку и крушению. Многие из работ на эту тему призваны были «успокоить» или, напротив, предостеречь нынешнюю державу номер один — Соединенные Штаты.
Это вполне понятно. Когда упадок и разрушение империи стали свершившимся фактом и она перестала существовать, ее история вызывает намного меньший
интерес. Один из персонажей картины Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» задает вопрос: «А знаете, что остается, когда съедите бублик?». И сам же со смехом отвечает: «Дырка. Дырка остается от бублика». Но это не совсем так.
Все империи переживают взлет и падение. После крушения они порой примыкают к более могущественным державам — как к бывшим противникам, так и к союзникам. Третий рейх и Японская империя сгорели в пламени Второй мировой войны: потерпев военное поражение, они были сначала оккупированы, а затем реформированы и «перевоспитаны» державами-победительницами. Британия и Франция, хотя и оказались в числе победителей, в послевоенные годы в результате процесса деколонизации утратили большую часть своих заморских владений. Не столь крупные колониальные державы Европы, например, Нидерланды и Португалия, пытались отстоять свои заморские территории в жестоких войнах, но в конце концов поняли, что победы им не видать, и «отступили» на территорию исторических метрополий. Как бы то ни было, все эти страны сравнительно быстро сумели преобразоваться в весьма успешные национальные государства. Необходимо, однако, помнить, что во всех перечисленных случаях в основе империи и лежало такое государство. Собственно Британия, например, представляла собой Соединенное королевство Англии и Шотландии — вся ее гигантская империя лежала за морями.
В отличие от последствий Первой мировой войны (распада Австро-Венгрии, османской Турции, царской России) переход от империй к национальным государствам в Европе после Второй мировой проходил относительно гладко.
На важнейшем этапе процесса этому способствовал альянс европейцев с Соединенными Штатами. С одной стороны, Америка давала им политические и военные гарантии защиты, с другой — подталкивала к отказу от устаревшей колониальной модели. Еще важнее был тот факт, что постимперский переход сопровождался европейской экономической интеграцией, начавшейся вскоре после войны. Общий рынок возобладал над прежними имперскими преференциями.После физического разделения метрополий и колоний, диверсификации или перенацеливания торговых потоков ностальгия по империям постепенно сошла на нет. Культурное влияние, однако, сохранилось. Британская империя породила несколько государств, составляющих сегодня наряду с самим Соединенным Королевством англоязычный сегмент западного мира: Австралию, Канаду, Новую Зеландию и США. Но даже не принадлежащие к Западу страны, при
чем такие разные, как Индия и Южно-Африканская Республика, позаимствовали у бывшей метрополии язык, правовую систему и основные принципы государственного управления. Британской империи больше нет, но ее наследие продолжает жить.
Империи, состоящие из сопредельных земель, отличались большей прочностью, но когда они распадались, размежевание колоний и метрополий было более радикальным. Обычно это происходило в результате больших войн и масштабного геополитического переустройства. Конечно, культурное наследие сохранялось и в этих случаях. Османская империя, распавшаяся в результате Первой мировой войны, наложила на Балканы неизгладимый мусульманский отпечаток, а Mitteleuropa, где Германия была гегемоном, отчасти пережившая Первую мировую войну и канувшая в Лету после Второй мировой, порождала «европейские» воспоминания у народов Восточной Европы, оказавшейся под контролем СССР. Тем не менее после 1923 г. роль Турции на международной арене, особенно в ее бывших владениях, была весьма ограниченной. Западная Германия после 1945 г. также не играла первостепенной роли в международной политике 19. Аналогичным образом морская держава Испания, потеряв в XIX в.
свои американские колонии, ушла на второй план практически до того момента, когда она интегрировалась с другими странами Европы в результате вступления в НАТО (в 1982 г.) и Европейское экономическое сообщество / Европейский союз (в 1986 г.).Через многие десятилетия некоторые из бывших империй вновь возвысились: Турция стала региональной державой, Германия — лидером объединенной Европы, Австрия нашла для себя неформальную «руководящую роль» на Балканах и в Придунайском регионе. Исчезнувший было имперский менталитет их элит возродился в измененной форме лидерства, ответственности и арбитража. Однако во всех этих случаях перерыв между имперским и постимперским состояниями был велик, и за это время на месте метрополий возникли и созрели национальные государства.
Россия, построившая к 1980 г. громадную формальную и неформальную империю и утратившая через десять лет значительную ее часть, — редкий пример бывшего имперского образования, не исчезнувшего с политической карты и не преобразовавшегося в «обычное» государство, но стремящегося воссоздаться в качестве великой державы с региональной базой и глобальными интересами. Это не тот реваншизм, что в 1920—1930-х годах обрек на гибель постверсальскую, поствеймарскую Германию. Не претендуя более на мировую гегемо
нию и расширение своих новых границ, Россия изо всех сил пытается занять место в высшей лиге мировых игроков и одновременно играть преобладающую роль в собственном регионе. Еще удивительнее другое: она одновременно старается и «застолбить» за собой подобающее место на мировой арене, и сохранить собственную целостность. Подобные «двуединые» усилия практически не имеют аналогов в современной истории. Увенчаются ли они успехом — большой и очень важный вопрос.
Еще по теме ПОСЛЕ ИМПЕРИИ:
- АФ — это философия, последовательно устраняющая из аргументации метафоры и произвольные аналогии.
- ЭББОТ ГЛИСОН ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
- ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
- РУССКИЙ ПОХОД И АГОНИЯ ИМПЕРИИ
- ГЛАВА 1 ГОЛ 1786-й. Соседство лвух империй. Курилы. Сахалин. Пекин. Корея
- Последняя резиденция гитлеровского правительства
- VIII. У последней черты Исповедь ханжей и лицемеров
- Глава IX МИНИСТРЫ ФИНАНСОВО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИМПЕРИЙ. ВЫСШИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ
- ХРОНИКА ТОНУЩЕЙ ИМПЕРИИ 1
- ПОСЛЕ ИМПЕРИИ
- Послесловие: Берия как человек
- Тодд Э.. После империи. Pax Americana - начало конца, 2004
- ГЛАВА 6 ДУМЦЫ ПОСЛЕ ДУМЫ: ПОЛИТИКА И СУДЬБЫ, 1917-1976
- Последнее десятилетие
- Август и великая империя