<<
>>

   Появление русского портрета

   Во второй половине XVII века полному господству церковной, иконописной, живописи приходит конец. В ее недрах возникает русская портретная живопись, героями коей становятся живые люди. Это, несомненно, было заслугой тех изографов, так по-гречески называли иконописцев, которые осмелились запечатлеть современников на своих полотнах.    Новое течение возникло среди живописцев, работавших в Оружейной палате, чью иконописную мастерскую в середине 60-х годов возглавил выдающийся русский художник Симон Федорович Ушаков. Его учениками были талантливые портретисты Иван Безмин, Дорофей Ермолаев, Федор Юрьев.    В 1670 году Ушаков написал портрет царя Алексея Михайловича, предназначавшийся в подарок Александрийскому патриарху Паисию. Этот портрет носил переходный характер от иконописи к светской живописи и был написан еще со старых образцов, представлявших собой церковную живопись.    А уже на следующий год Федор Юрьев написал портрет Алексея Михайловича «с живства», т. е. с натуры.    К сожалению, ни портрет работы Ушакова, ни портрет работы Юрьева до нас не дошли.    В 70-е годы Ушаковым и Юрьевым, а также и другими художниками были написаны портреты царей: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Михаила Федоровича.    В 1678 году живописец Карп Золотарев написал большой портрет патриарха Иоакима, использовав разные краски, золото и серебро.    Эти живописцы пользовались поддержкой А. С. Матвеева, когда он возглавлял Малороссийский и Посольский приказы. Успехи первых русских живописцев были столь значительны, что с 1683 года их отделили от иконописцев, создав для них самостоятельную Живописную палату, которую возглавлял Безмин, а Ушаков остался руководителем палаты иконописной.    В Живописной палате вместе с русскими мастерами работали голландские художники Ганс Детерс и Даниил Вухтерс, поляк Станислав Лопуцкий, грек Апостол Юрьев, армянин Иван Салтанов. Они передавали секреты своего мастерства русским живописцам, заимствуя и у них традиционные приемы русской иконописи.    В 1682 году Ушаков, Безмин и Салтанов создали поясной портрет Алексея Михайловича, хранившийся в Оружейной палате. Потом была сделана и копия этого портрета, украшающая дворец князя В. В. Голицына.    Портрет этот – исключительно живописный, наполненный жизненностью и реалистичностью – справедливо считается первым станковым светским портретом, написанным маслом на холсте, и начинает важный новый этап на пути становления русского портрета.    В последующие годы из этого кружка живописцев вышли портреты патриарха Никона: сначала однофигурный, где патриарх был изображен в рост, в торжественном облачении первосвященника, и второй, на котором Никон был представлен в окружении Клира, состоящего из восьми иерархов. Этот портрет очень реалистичен. Никон передан без всяческих прикрас: он некрасив, скуласт, нос его велик и красен, веки – опухлы.    В конце 1686 года был написан портрет стольника Григория Петровича Годунова – черноусого красавца, держащего в правой руке шапку, а левой лихо подбоченившегося. Этот портрет был уже начисто лишен каких-либо иконописных черт и, как справедливо отличают искусствоведы, представляет облик нового человека, стоящего на рубеже двух эпох русской истории.    Если первые герои русских портретов были цари и патриархи, то, начиная с фигуры стольника Г. П. Годунова, отечественные художники второй половины XVII века сделали действующими лицами своих живописных полотен вологодского купца Г. М. Фетиева, пожертвовавшего крупную сумму на строительство в Вологде храма Святого Владимира; архидьяконов Стефана и Лаврентия, архиепископа Афанасия. Последний портрет был написан «слово в слово», т. е. с большой достоверностью, Степаном Дементьевичем Нарыковым.    В конце XVII столетия были созданы портреты стольника Василия Федоровича Люткина, воеводы Ивана Власова, князя Ивана Борисовича Репнина, боярина Льва Кирилловича Нарышкина, однофигурные парадные портреты, на которых персоны изображены в рост, с оружием на поясе, одеты в богатые кафтаны и ферязи.    Такими были первые шаги русской портретной живописи, стоящей на пороге XVIII столетия.

<< | >>
Источник: Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. Том 4. Начало Петровской эпохи. М.: Олма Медиа Групп.. 2007

Еще по теме    Появление русского портрета:

  1. Портрет
  2. Практическое задание по главе «Портрет»
  3. Портрет
  4. Портреты
  5. ФИЛОСОФСКИЕ ПОРТРЕТЫ
  6. Несколько портретов:
  7. НАРИСУЙТЕ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО КАНДИДАТ
  8. МОСКВА: ПОРТРЕТЫ ВЛАСТИ
  9. ПОРТРЕТ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
  10. Прилагающийся портрет евроменеджера
  11. 2. РУССКАЯ ПРАВДА 2.1. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ (по Академическому списку) ЗАКОН РУССКИЙ
  12. Новикова Ирина Ивановна Психологический портрет учащихся коренной национальности
  13. РАЗДЕЛ 4. Штрихи к портрету производственной функции
  14. 9.2. Психологический портрет российской власти середины 90-х годов8
  15. ГЛАВА 5. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕПУТАТЫ: ДВА ДУМСКИХ ПОРТРЕТА
  16. ПОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
  17. 2. Появление современного человеКа
  18.    Появление водки
  19. Появление кельтов
  20.    О появлении в России звания генералиссимуса