1.3. Принятие христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества.

  Крупнейшим событием в политической и духовной жизни Древней Руси стало принятие христианства. Утверждение новой религии было обусловлено ходом исторического развития. Социальное и политическое развитие славянских племён, образование государства, постепенный рост его международного влияния входили в противоречие с языческим мировоззрением (> 1.1).
Определённая часть славян знала о христианской вере задолго до крещения Руси. Иудейское, мусульманское, западное христианское (католическое) духовные верования были знакомы русскому населению благодаря близости Хазарского каганата, Волжской Болгарии и проповедникам из Западной Европы. Однако все они были отвергнуты князем Владимиром Святославовичем, а православный (византийский) вариант христианства в 988–989 гг. стал государственной религией Руси.
Утверждение новой веры завершило процесс формирования единой древнерусской народности и стало важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Позднее на эту должность византийский патриарх стал назначать местного священнослужителя. В крупные города митрополит назначал епископов, которым подчинялись создававшиеся на местах церкви и монастыри. Чётко организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. Уже при Владимире Святославовиче церковный суд совершался по греческим законам (по т. н. "Кормчей книге"). Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI в. кодекса "Русской правды". Христианская религия придала новый статус княжеской власти, божественной по происхождению и предназначению. Это обстоятельство повысило авторитет князя и возложило на него огромную ответственность. Теперь князья должны были сообразовывать свои действия с положением помазанника божьего.
Крещение Руси стало поворотным этапом в развитии русской культуры: появился славянский алфавит (кириллица), начался перевод церковных книг на славянский язык, стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летописи), развивались архитектура, строительное искусство, живопись. Церковь оказала огромное влияние на развитие социальных отношений. Христианская мораль не признавала неравенства между людьми, осуждала холопство (рабство), грубое отношение и убийство холопов. Принимая христианство и становясь церковными людьми, холопы получали свободу. По сравнению с холопами князя они были относительно свободны. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Среди верующих церковь провозглашала благотворительность и милосердие. При монастырях устраивались богадельни – приюты для больных, бездомных и престарелых. Христианская мораль и церковь серьёзно влияли на семейные отношения – обязательное заключение брака, неодобрение разводов, запрет многоженства, взаимоотношения в семье. Под влиянием христианства постепенно в прошлое уходили обычаи кровной мести, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству.
Постепенно в быт внедрялись новые, христианские праздники и обряды. Нередко они как бы подстраивались под языческие. Так в народном праздничном календаре появились пары: Коляда – Рождество Христово, Семик – Троица, Иван Купала – Иоанн Креститель и др. Привычные, традиционные языческие верования смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования, поскольку на христианских святых переносились свойства и дела языческих персонажей. Христианская церковь, хотя и вела борьбу с язычеством, на самом деле немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой, которое проявлялось в понятиях о высшей силе, создавшей мир и управлявшей им, о постоянной борьбе добра и зла, о возможности посредством религиозных обрядов и молитв воздействовать на них. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, постепенно изменяясь, частью внедрялось в народное православие. В результате столь сложных взаимодействий язычества и православия на Руси сложилось такое религиозное, духовное образование, которое принято называть двоеверием.
<< | >>
Источник: Авдошкина О. В.. Отечественная история : учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП,2010. –  114 с.. 2010

Еще по теме 1.3. Принятие христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества.:

  1. ВОПРОСЫ БИОЭТИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЯХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  2. 37. Из определения архиерейского собора русской православной церкви «О ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ СЕКТАХ, НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ И ОККУЛЬТИЗМЕ»
  3. Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти М.: — Издательский Совет Русской Православной Церкви. — 288 с., 2004
  4. Л. А. Грицай ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
  5. САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа), 2015
  6. А. В. Гурко роль ПРАВОСЛАВНОЙ ОБРЯДНОСТИ в ПЕРЕДАЧЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНОСТИ в СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
  7. С. П. Донцев РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ в СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  8. Роль русских святых в духовной жизни общества
  9. Е. Г. Позднякова роль ПРАВОСЛАВНЫХ сми в ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ личности (НА ПРИМЕРЕ «ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЫ» г. КУРГАН)
  10. Принятие христианства
  11. 4.1. Статус и роль объекта в формировании бытия и порядка общества
  12. Таинства Православной Церкви
  13. 1. Принятие христианства и его последствия
  14. 1. Христианство как стержень средневековой культуры
  15. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРОСИНЬИ полоцкой И СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  16. Роль церкви
  17. О. А. Волочке ДИАКОНИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ и ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ помощи БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.
  18.    УЧЕБНЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
  19. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ