<<
>>

Революционное народничество 70—80-х годов XIX века.

Революционно-демократическое движение в России имело богатейшие традиции. Русская революционная мысль отличалась обостренным чувством социальной справедливости. В течение многих десятилетий она искала путь к освобождению России и установлению справедливого общества.

Особенностью России было то, что на раннем этапе руководство революционным движением принадлежало не буржуазии, а дворянству. История революционного движения началась с декабристов.

С 1861 года начинается новый, разночинский период освободительного движения. Виднейшими идеологами этого движения были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Во многом их взгляды развивались под воздействием западноевропейских мыслителей. Особенно популярным у А.И. Герцена был французский социалист Фурье, у Н.Г. Чернышевского — Прудон. Преломление взглядов Прудона и других мелкобуржуазных мыслителей в трудах русских революционеров-разночинцев привело к появлению «аграрного социализма». Они мечтали избавить крестьянство от крепостничества революционным путем. Демократы были идеологами крестьянской революции. Чернышевский и его сторонники свое главное внимание сосредоточивали на идейно-политической подготовке передовых людей России к революции.

Борясь за освобождение угнетенного народа, революционные демократы стремились создать в России социалистическое общество. Они полагали, что от феодальных порядков через крестьянскую революцию можно прийти к социализму, минуя капитализм. Это была утопическая сторона воззрения революционных демократов, состоявшая в переоценке русской сельской общины. Идеализируя ее, они видели в ней готовую ячейку социализма. На самом же деле ни по организации хозяйства, ни по уровню производительности труда она не соответствовала социализму. К тому же община уже тогда начинала распадаться под воздействием капиталистических отношений.

Утопизм — это слабая сторона революционных демократов. Главное в их учении — идея крестьянской революции. Выступая в качестве народных заступников, они ориентировались на народные массы, которые должны были освободить себя сами.

Взгляды революционных демократов 60-х годов восприняли народники. Идейной основой революционного народничества явилась теория общинного социализма. Идеология народничества развивалась в тот период, когда капитализм еще не утвердился и отчетливо не проявилось «разложение» деревни, расслоение крестьянства. Народники пытались помешать развитию капитализма в России, подняв народ на восстание. Подобно демократам, они идеализировали крестьянскую общину, артели, крестьянские промыслы как виды единого народного производства. Народники считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, что он искусственно «насаждается царским правительством», в чем они отчасти были правы. Народники были идеологами крестьянства, которое имело двойную природу, что естественным образом сказывалось на мировоззрении народничества и определяло его противоречивость.

Основы идеологии революционного народничества сформулировали АИ. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые пытались найти для России сокращенный путь развития, соответствующий интересам народных масс.

Наиболее крупными теоретиками революционного народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, которые в своих взглядах отражали разные направления народнической мысли. Общим, связующим звеном в теории и деятельности революционных народников была идея социальной революции в России.

В середине 70-х годов наибольшим влиянием в народничестве пользовалось анархистское, или бунтарское, направление, идеологом которого был М.А. Бакунин (1814—1876). Дворянин и офицер, он порвал со своей средой, вступил на путь борьбы с самодержавием. Бакунин принимал активное участие в революции 1848 года в Германии, в освободительной борьбе славянских народов.

Арестованный и выданный царским властям, он несколько лет провел в крепости, затем был сослан в Сибирь. Бежав из ссылки, Бакунин в начале 60-х годов становится активным деятелем европейского революционного движения. Теоретические взгляды Бакунина формировались на основе опыта революционной борьбы в Европе и в острой полемике с К. Марксом.

Наиболее завершенный вид анархистская доктрина Бакунина получила в «Прибавлении А» к книге «Государственность и анархия», изданной в 1873 году в Цюрихе. Здесь он изложил основные принципы анархизма: отрицание государства, аполитизм, федерализм, отрицание парламентаризма и др. Марксистской теории М.А. Бакунин противопоставлял естественно развивающийся в народе идеал освобождения, инстинкт свободы. Свободу отдельной личности он рассматривал как производное от свободы всего общества. Главным препятствием на пути к достижению такой свободы Бакунин считал государство. Всякая власть, называется ли она «церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой», признавалась им одинаково как «источник эксплуатации и деспотизма». Поэтому Бакунин был непримиримым противником марксистской идеи диктатуры пролетариата. Он отождествлял государство диктатуры пролетариата с государством буржуазной диктатуры, отмечая, что диктатура пролетариата является господством одной части пролетариата над другой, а также над крестьянством. В диктатуре пролетариата, по мнению Бакунина, «кроется деспотизм управляющего меньшинства». И далее: «Но это меньшинство, говорят марксисты, будет состоять из работников. Да, пожалуй, из бывших работников, но которые лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом». Слова Бакунина оказались пророческими. Рассуждая о последствиях осуществления на практике идеи диктатуры пролетариата, Бакунин во многом предсказал недостатки социалистического государства. Поэтому общество, минуя период диктатуры пролетариата, через анархическую социальную революцию должно, по его мнению, сразу перейти к социализму. Бакунин отвергал участие рабочего класса в политическом движении в рамках существующих буржуазных государств, использование избирательной агитации, парламентов. Идеалом Бакунина являлось общество, в котором осуществится самоуправление народа. Он был противником централизованного управления. По его утверждению, организация общественной жизни должна строиться «посредством свободной федерации и союза», то есть «снизу вверх», от периферии к центру — рабочие ассоциации, группы, общины, волости и народы. Здесь Бакунин также расходится с Марксом, который выступал как сторонник централизованного управления. Свой анархический социализм он противопоставлял социализму Маркса, который именовал государственным социализмом.

Считая всякое политическое движение буржуазным, Бакунин мечтал осуществить идеал свободы человека с помощью социальной революции. Никакой революции, кроме «стихийной или народно-социальной», он не признавал. Движущей силой такой революции должна стать «бунтующая народная стихия», которая в корне разрушит эксплуатацию. «Государство — с одной стороны, социальная революция — с другой,— писал Бакунин,— вот два полюса жизни в целой Европе».

Вместе с тем Бакунин понимал, что для осуществления народного выступления необходимо «связать лучших крестьян всех деревень, волостей и, по возможности, областей, передовых людей, естественных революционеров из русского крестьянского мира между собой и там, где это возможно, провести такую же живую связь между фабричными работниками и крестьянством». Организация революционных сил страны должна быть осуществлена путем объединения крестьян всей России и слияния их в единый союз с рабочим классам. Задача революционеров, по мнению Бакунина,— убедить лучших людей из народа в том, что в массах живет несокрушимая сила, против которой никто и ничто не может устоять. Бакунин не отрицал правомерности деятельности революционной организации, объединяющей самых умных, страстно преданных людей, отрешившихся от всех личных интересов. Он полагал, что не обязательно создавать армию революционеров, достаточно было организовать штаб революции из 50—60 человек, спаянных общей идеей и стремлением.

Бакунин неоднократно предпринимал попытки создать тайную организацию революционеров в России. Сначала он действовал через С.Г. Нечаева, который создал тайную организацию «Народная расправа», снискавшую себе политическим авантюризмом и неразборчивостью в средствах дурную славу, воплотившуюся в слове «нечаевщина».

В середине 70-х годов Бакунин несколько отошел от абсолютного отрицания государства, пересмотрел некоторые свои тактические принципы и методы борьбы. Однако это не помешало тому, что взгляды Бакунина нашли в России широкое распространение.

Пропагандистское направление в народничестве возглавил П.Л. Лавров (1823—1900), разносторонне образованный человек, профессор петербургской артиллерийской академии, всю жизнь посвятивший науке и революционной борьбе. В революционном движении Лавров стал участвовать в 60-е годы. После покушения Каракозова на Александра II он был арестован и выслан в Вологодскую губернию, откуда бежал за границу в 1870 году. Там он стал членом I Интернационала, сошелся с Марксом, но на позиции марксизма не встал.

Находясь в ссылке, Лавров изложил свои взгляды по вопросам исторического развития и общественного прогресса в работе «Исторические письма». В ней он показал, что главным движущим элементом развития общества являются идеи, научные знания. Носителем этих знаний, а следовательно, и преобразующей силой общества, по мнению Лаврова, может быть только «цивилизованное меньшинство» — интеллигенция. Но интеллигенция приобрела свое развитие ценой крови, страданий и труда миллионов людей, поэтому она находится в неоплатном долгу перед народом и должна приложить все силы для его просвещения, повышения его сознательности. Общественный прогресс представлялся Лаврову как «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости». По мнению Лаврова, не сам народ, не интеллигенция в целом, а лишь «критически мыслящие личности» выступают подлинными творцами истории. Но нельзя надеяться только на ее собственные силы. «Чтобы сила не тратилась даром,— отмечал Лавров,— надо ее организовать. Критически мыслящие и энергически желающие личности должны желать не только борьбы, но и победы, для этого надо понимать не только цель, к которой стремиться, но и средства, которыми можно ее достигнуть». Следовательно, прогресс общества Лавров связывал с идеей создания организации революционеров.

Партия не должна быть узкой. В центре ее — небольшое число выработанных, думающих, энергичных людей, для которых критическая мысль неотделима от дела, рядом с ними — интеллигенция. Реальная же основа партии — неизбежные союзники, общественные группы. Основная задача революционеров должна состоять в подготовке народа к революции. Не отдельные политические группы и партии, а лишь сам народ может стать ее творцом. «Перестройка русского общества,— писал Лавров,— должна быть совершена не только с целью народного блага, но и посредством народа». Только тогда воплотятся в жизнь идеалы будущего строя, когда они станут потребностями большинства русского народа, будут им осознаны и поняты. Сам по себе народ не может их уяснить, поэтому к нему надо идти не с призывом к революции, как требовали бакунисты, а с разъяснением его истинных потребностей. Осуществить это призвана интеллигенция, которая сама должна быть всесторонне подготовленной.

Несмотря на то, что по вопросам о государстве, тактике революционной борьбы взгляды Лаврова резко расходились с Бакуниным, по другим проблемам — о политической борьбе, буржуазной революции, о взглядах на крестьянство — их точки зрения совпадали или были близки.

С развитием революционных событий в России Лавров постепенно принимает общую для большинства народников тактику политического переворота и революционного заговора. Он выступает в качестве «союзника» «Народной воли», признавшей идею политической борьбы и принцип «государственности».

Особое место в народническом движении занимало заговорщическое направление, вдохновителем которого был П.Н. Ткачев (1844—1885) — яркий, талантливый публицист, участвовавший в революционном движении 60-х годов. По мнению Ткачева, народ не способен к инициативной деятельности, он не верит и не может верить в свои силы. Интеллигенция должна оказать помощь народу, просветить и поддержать его. Ткачев неразрывно связывал политическую и социальную революции: последняя — цель, первая — средство. Сама же политическая революция представлялась ему в виде захвата власти, а захват власти не мыслился без наличия конспиративной революционной организации, способной деморализовать правительство и овладеть системой управления в государстве. «Ближайшая, непосредственная цель революции,— писал Ткачев,— должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное». В отличие от Бакунина, Ткачев считал, что сила власти вредна только в определенное время и при определенных обстоятельствах. Абстрактно власть — ни зло, ни благо, все дело в том, в чьих руках сила власти, кому она принадлежит и кому она служит.

После захвата власти создается революционное правительство, которое должно провести ряд преобразований, в том числе передачу земель крестьянским общинам, фабрик, заводов и железных дорог — государству. Действовать при этом нужно быстро и решительно, подавляя сопротивление врагов революции. Ткачев считал, что примером должна служить якобинская диктатура 1793 года. Он пытался соединить политическую мысль О. Бланки и действия революционеров Великой французской революции. В этом состояла суть заговорщического, или бланкистского, направления революционного народничества.

Несмотря на различные подходы в методах борьбы, бакунисты, лавристы и ткачевцы признавали революцию единственным путем освобождения народа. Важнейшей задачей своей деятельности народники считали вовлечение народа в революционную борьбу.

В начале 70-х годов XIX века народники неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 года революционная молодежь предприняла попытку «хождения в народ». В движении участвовали представители всех течений революционного народничества. Молодежь Петербурга, Москвы, других университетских центров покидала города, ехала на Дон, в Поволжье, в места, где, по ее представлениям, были живы традиции Разина и Пугачева. Пропагандой было охвачено около 40 губерний России. Участники движения переходили из деревни в деревню, в беседах с крестьянами пытались призвать их к неповиновению властям, проповедовали идеи социализма. Отношение крестьян к народникам было различным, но вскоре стало ясно, что призыв к бунту встречал настороженное, а чаще враждебное отношение крестьян.

К осени 1874 года движение было разгромлено, власти арестовали около тысячи человек. Следствие закончилось процессом «193-х». Уцелевшие от ареста народники предпринимают попытку создать всероссийскую организацию. В Москве возникает «кружок москвичей», в который входят В. Фигнер, С. Бардина, А. Лукашевич и др. Свою задачу они видели в продолжении пропаганды среди народа, в подготовке его к всероссийскому бунту. В апреле 1875 года организация была раскрыта, а к осени разгромлена. Членов «кружка москвичей» судили в начале 1877 года. Широкий отклик в этом процессе получили речи С. Бардиной и П. Алексеева.

В 1876 году в Петербурге возникло крупное тайное революционное общество народников 70-х годов «Земля и воля». Членами-учредителями общества были А. Михайлов, Д. Лизогуб, Г. Плеханов, М. Натансон, О. Аптекман, М. Попов, А. Квятковский и др. В течение 1876—1879 годов в нее вошли революционные кружки Поволжья, Польши и других районов. Название «Земля и воля» организация получила в конце 1878 года, когда под тем же названием стал издаваться ее печатный орган.

Деятели «Земли и воли» много внимания уделяли разработке программы и тактики. Первоначально их программные требования заключались в передаче всей земли крестьянским общинам, в разделении России на части, соответственно местным желаниям, в развитии самоуправления общинами. Осуществление этих мер они считали возможным только путем насильственного переворота. Позднее их программа уточнялась, конкретизировалась, и последний вариант был датирован 1878 годом. Программа исходила из идей М.А. Бакунина, в ней подчеркивалось: «Конечный политический и экономический наш идеал — анархия и коллективизм».

Землевольцы выдвигали четыре главных требования: переход всей земли в руки сельской общины на основе равноправного распределения; полное мирское самоуправление; религиозная свобода и свобода исповеданий; разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям. Особое значение революционеры «Земли и воли» придавали созданию боевой централизованной организации, во главе которой был А. Михайлов. Однако главными в деятельности общества была организация поселений в деревне для установления связи с крестьянством и подготовка народа к вооруженному восстанию. На эту работу были направлены все усилия революционеров, но успеха она не имела. Попытка революционеров Я. Стефановича, Л. Дейча, И. Бохановского поднять в феврале 1877 года бунт среди крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии провалилась. Революционеры все больше стали заниматься дезорганизацией, которая носила характер мести и самообороны. В январе 1878 года В. Засулич стреляла в Петербургского градоначальника Трепова. Отдельные народники оказывали вооруженное сопротивление при арестах, устраивали покушение на правительственных чиновников. В августе 1878 года С. Кравчинский убил на улице столицы шефа жандармов генерала Мезенцева, а 2 апреля 1789 года землеволец А. Соловьёв неудачно стрелял в Александра II. Соловьёв был казнен.

Сторонники активного террора Михайлов, Морозов, Ошанина настаивали на активизации боевых действий, призывали к индивидуальному террору. Противники террора (Плеханов, Попов, Аптекман) считали необходимым продолжать пропагандистскую работу в деревне.

Летом 1879 года на съезде в Воронеже удалось найти компромисс в споре «политиков» и «деревенщиков», но он просуществовал недолго. В августе в Петербурге собрался новый съезд, на котором «Земля и воля» раскололась на «Черный передел» (деревенщики) и «Народную волю» (политики).

В организацию «Черный передел» вошли Г. Плеханов, П. Аксельрод, О. Аптекман, Л. Дейч, В. Засулич, В. Игнатов и другие, всего немногим более 30 человек. Их программа мало чем отличалась от землевольческой. Они выступали против индивидуального террора и стремились расширить агитацию в деревне. Однако в условиях массовых правительственных репрессий их попытки не увенчались успехом. Аресты 1880—1881 годов ослабили «Черный предел». Некоторые из них перешли на народовольческую позицию, а другие (Плеханов, Дейч, Засулич) уехали за границу и перешли на позиции марксизма. К концу 1881 года «Черный предел» перестал существовать.

Вторая организация «Народная воля» оставила глубокий след в освободительном движении в России. Народовольцы сразу же активно включились в политическую борьбу против самодержавия. Партия была хорошо организованна и дисциплинированна. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в состав которого входили А. Михайлов, А. Желябов, Н. Морозов, С. Перовская, В. Фигнер, А. Квятковский, М. Фроленко, Л. Тихомиров и другие. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, военных, студенческих) групп. В 1879—1883 годах народовольческие группы имелись почти в 50 городах. В организации насчитывалось около 500 человек, а в революционном движении участвовало несколько тысяч человек.

В программе Исполнительного комитета народовольцы заявляли, что по своим убеждениям они социалисты и народники, и ставят ближайшей задачей «снять» с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу». Предусматривался созыв Учредительного собрания, в котором предстояло добиваться одобрения своих идеалов: народного представительства, областного самоуправления, передачи земли крестьянам, фабрик и заводов — рабочим, осуществления политических свобод слова, собраний, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации.

«Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Народовольцы отчаянно боролись против царского режима. Ими было подготовлено семь покушений на царя Александра II. 1 марта 1881 года руководимые С. Перовской народовольцы подстерегли царскую карету на берегу Екатерининского канала и взорвали ее. Однако лишь вторая бомба, брошенная И.И. Гриневицким, смертельно ранила императора. При этом погиб и Гриневицкий. Исполнительный комитет обратился к новому царю Александру III с письмом, в котором требовал созыва «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни».

Царское правительство игнорировало обращение революционеров и продолжало облавы. Основные представители Исполнительного комитета и многие другие народовольцы были арестованы жандармами. Желябов, Перовская, Кибальчич и другие участники покушения 1 марта были повешены. Попытка В. Фигнер и Г. Лопатина возродить «Народную волю» оказалась неудачной. В 1882 году провокатор С. Дегаев выдал военную организацию и В. Фигнер. В 1884 году организация «Народная воля» прекращает свое существование. В 1880—90-е годы происходит быстрый отход народников от революционной борьбы. Революционное народничество трансформируется в либеральное, которое уже не ставит своей целью организацию революционной борьбы за свержение самодержавия. Либеральное народничество становится преобладающим течением. Идеологи либерального народничества (В.П. Воронцов, Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон и др.) выступили с проповедью мирных путей общественного преобразования, с теорией «малых дел».

Таким образом, преодолев в истории развития ряд кризисов, народничество не потеряло своей актуальности и в конце XIX века. Оно получило новый импульс, новое направление, которое объективно отражало настроение большинства крестьянства России. Требования передачи всей земли тем, кто ее обрабатывает, кооперативная идея социализма стали основой будущей программы партии эсеров.

<< | >>
Источник: Агарёв А.Ф.. Отечественная история. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 2005

Еще по теме Революционное народничество 70—80-х годов XIX века.:

  1. ВАЖНЕЙШИЕ РЕФОРМЫ 60–70-х ГОДОВ XIX ВЕКА
  2. Романтизм 20—30-х годов XIX века
  3. ТЕМА 12. Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы 60—70 годов XIX века
  4. 1. Концепция всемирности исторического процесса в творчестве А.И. Герцена 40-50-х годов XIX века
  5. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 30–40-Х ГОДОВ XVIII ВЕКА
  6. Вопрос 47. Эволюция революционного движения в России в XIX в.
  7. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
  8. 13.1. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
  9. Модуль 5.2. ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» 1950-Х ГОДОВ
  10. 2. Дворцовые перевороты 30—40 годов XVIII века Укрепление самодержавной власти.
  11. Конец XIX века: власть и народ
  12. ТЕМА 11. РОССИЯ ВО 2-й ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
  13. ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
  14. 1. Культура Европы XIX века
  15. Лекция 10. Россия в первой половине XIX века
  16.   ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  17.   ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА