2 . РУССКАЯ ПРАВДА ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ (ПО Троицкому I списку) ПЕРЕВОД
Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, или отец, или сын, или двоюродный брат, или племянник со стороны брата; если же не будет никого, кто бы отомстил за него, то положить за убитого 80 гривен, если (убитый) будет княжим мужем или княжеским тиуном; если (он) будет русин, гридин, купец, боярский тиун, мечник, изгой или Словения, то положить за него 40 гривен.
После (смерти) Ярослава снова собрались его сыяввяя Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко Перенег, Никифор и отменили мщение смертью за убийство, установив денежный выкуп; а что касается всего остального, то как судил Ярослав, так решили судить и его сыновья.
Об убийстве.
Если кто злоумышленно убьет княжа мужа, а убийцу (люди) не будут искать, то виру в 80 гривен платит вервь, в которой найден труп убитого; если же (убитый) простолюдин, то 40 гривен.Если какая-либо вервь начнет платить дикую виру, то (пусть) заплатит ее, во сколько лет сможет, ибо платит без (участия) убийцы.
Если убийца из (числа членов) верви окажется налицо, то им (следует) помогать ему (в платеже виры), ибо он сам приплачивает за других (в таких же случаях). Если (платится) дикая вира, то сообща платится 40 гривен, а головничество —сам убийца, выплачивая (также) совместно с другими в 40 гривнах свою часть.
Если же (кто) совершил убийство открыто во время ссоры или на пиру, то теперь он платит вместе с вервью, (поскольку и сам он) участвует в общинных платежах (дикой) виры.
Если (кто) совершит беспричинное умышленное убийство. Если (кто) совершит умышленное убийство (к тому же) не во время какой-либо ссоры, то за преступника люди не платят (виру), а выдадут его самого (вместе) с женою и детьми на поток (т. е. для продажи их в рабство, изгнания?) и для конфискации всего имущества.
Если кто не участвовал в платежах дикой виры, то и ему люди не помогают (в уплате виры, которую) пусть он платит сам.
А-вот установление для вирника, существовавшее при Ярославе: вирнику взять в неделю 7 ведер солоду, (а) также барана или полтуши мяса или 2 ногаты; а в среду — куну или сыр, также и в пятницу; а кур ему по две на день, а хлебов 7 на
неделю, пшена 7 уборков, гороху 7 уборков, соли 7 головок;
все это (полагается) вирнику с отроком; а коней (поставить им) 4, коней кормить овсом; вирнику (платить) 8 гривен и 10 кун перекладных, а метельнику 12 векш; а при въезде — гривну.
О вирах.
Если будет вира в 80 гривен, то (платить) вирнику 16 гривен 10 кун и 12 векш, а при въезде — гривну, а за мертвое тело 3 гривны.О княжеском отроке. Если (убьют) княжеского отрока, или конюха, или повара, то (платить) 40 гривен.
А за (убийство) дворецкого или конюшего (платить) 80 гривен.
А за (убийство) княжеского тиуна, ведавшего селами или пашнями (платить) 12 гривен.
А за (убийство) рядовича (платить) 5 гривен. Также (платить) и за боярского (рядовича).
О ремесленнике и о ремесленнице. А за (убийство) ремесленника или за ремесленницу (платить) 12 гривен.
А за (убийство) пашенного холопа (платить) 5 гривен, а за рабу — 6 гривен.
А за (убийство) кормильца (платить) 12 гривен, также и за кормилицу (таким образом без различия), холоп это будет или _ раба.
Об обвинении в убийстве по подозрению. Если кого- либо будут обвинять в убийстве по подозрению, то пусть выставят семь свидетелей, которые снимут (это) обвинение в убийстве; если (обвиняемый) будет варяг или какой-либо другой (иноземец), то выставить двух (свидетелей).
А за кости и за мертвеца, имя которого, неизвестно, вервь не платит.
Если (кто-либо) отведет от себя подозрение в убийстве. Но если (кто-либо) и отведет от себя подозрение в убийстве, то (все равно он платит) отроку гривну кун за снятие обвинения, а тот, кто его обвинял, должен дать другую гривну; да за помощь, оказанную при снятии обвинения в убийстве, 9 кун.
Если (ответчик) станет искать свидетелей и не 'у найдет (их), а истец будет обвинять (его) в убийстве, то пусть дело решится испытанием железом.
Так же и во всех делах, о воровстве и (в делах) по подозрению (в воровстве); если нет поличного, а иск не менее полугривны золотом, то подвергать насильно его (т. е. обвиняемого) испытанию железом; когда же (иск) менее, то, если до двух гривен, подвергать испытанию водой, а если еще меньше, то для получения своих денег истцу (достаточно) присягнуть.
Если кто ударит мечом. Если кто ударит (кого-либо) мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен штрафа.
Если же вынет меч (из ножен), но не ударит (им), то (платить) гривну кун.
Если кто ударит кого-либо батогом, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен.
Если же (он), не стерпев, (в отместку) ударит того (т.
е. обидчика) мечом, то этого ему в вину не ставить.Если же (кто) ударит (мечом) по руке и отвалится рука, или отсохнет, или отсечет ногу, нос (?) или глаз
(выколет), то (платить) полувирье—20 гривен, а тому (т. е. потерпевшему) за увечье 10 гривен.
Если (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) князю 3 гривны штрафа, а самому (т. е. потерпевшему) гривну кун.
Если придет избитый до крови человек. Если придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей, но пусть обидчик заплатит 3 гривны штрафа; если же на нем не будет следов (побоев), то привести для подтверждения (своих) слов свидетелей; а кто начал (драку), тому платить 60 кун; если даже он, начав (драку), придет избитый до крови, и подтвердят это свидетели, то все равно платит, несмотря на то, что был избит.
Если (кто) ударит (кого-либо) мечом, а не зарубит на смерть, то (платить) 3 гривны, а самому (потерпевшему) заплатить гривну на лечение раны; зарубит ли на смерть, тогда (платить) виру.
Если человек пихнет человека от себя или к себе, или ударит по лицу или палкой ударит, то (платить) 3 гривны штрафа, если будут выставлены два свидетеля; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то свидетелей вывести сполна и пойти к присяге.
О челяди. Если челядин скроется (у кого-либо), а (об его пропаже) объявят на торгу и в течение трех дней (после этого) не вернут его (прежнему господину), то, опознав его на третий день, он (т. е. прежний господин) (может) взять своего челядина, а тому (т. е. укрывателю) платить 3 гривны штрафа.
Если кто-либо сядет на чужого коня. Если кто-либо сядет на чужого коня без опросу, то (платить) 3 гривны.
Если у кого пропадет конь, оружие или одежда, и (потерпевший об этом) объявит на торгу, то потом, опознав (пропавшее) в своем городе, он может взять свою вещь, имеющуюся налицо, а штрафа заплатит он (т. е. виновный) 3 гривны.
Если кто опознает свою вещь, потерянную им или украденную у него, (а именно) коня, одежду или скотину, то ему не (следует) говорить «это мое», но (пусть скажет так) «пойди на свод, (выясним), где ты взял (ее)».
Если на своде выявится (тот), кто виновен (в присвоении чужой вещи), то на того и падет ответственность за воровство; тогда он (т. е. истец) возьмет свою вещь, ему же будет платить виновный и за то, что пропаловместе с обнаруженной вещью; если будет конокрад, то выдать его князю на поток (т. е. для продажи в рабство? изгнания?); если-же будет обыкновенный вор то ему платить 3 гривны.
О своде. Если свод будет только в одном городе, то истцу довести его до конца; если захватит свод и земли (тянущие к городу), то ему итти до третьего ответчика, а третий платит ему деньгами за наличное (т. е. обнаруженную вещь), с которым идут до конца свода, а истец ждет остального (т. е. того, что не обнаружено); когда же дойдет дело до последнего (ответчика), то тот и платит все, включая штраф.
О воровстве. Если же (кто) купил на торгу что- нибудь краденое, (а именно) коня, одежду или скотину, то пусть выставит двух свободных человек или мытника; если не знает, у кого купил (краденое), то эти свидетели должны присягнуть в его пользу, а истец — взять обнаруженную вещь; а с тем, что пропало вместе с ней, пусть простится, ответчик же пусть простится со своими деньгами (заплаченными за краденое), ибо сам (виноват, что) не знает, у кого покупал; если опознает впоследствии (того), у кого покупал это (т. е. краденое), то пусть возьмет свои деньги (с него), а тот пусть платит и за пропавшее (вместе с обнаруженной вещью) и штраф князю.
Если опознает кто (свою) челядь. Если кто опознает и возьмет своего украденного челядина, то он (должен) вести его согласно деньгам (полученным при его перепродаже) до третьего ответчика, (у которого он) берет, челядина вместо (своего) челядина, а этому (ответчику дать опознанного, пусть ведет свод до конца, ибо это (т. е. челядин) не скот, и нельзя оказать «не знаю, у кого купил», но (следует) согласно показаниям (челядина) итти до конца (свода); а когда окончательно будет найден вор, то возвратить (опознанного) челядина (его хозяину), третьему ответчику взять своего (челядина), а вор платит убытки (хозяину) за украденного челядина и князю 12 гривен штрафа.
О своде же.
А из своего города в чужие земли свода нет, но также (следует) ему (т. е. ответчику) выставить свидетелей или мытника, перед кем совершал покупку, и взять опознанную вещь, а с остальным, что пропало вместе с ней, (нужно) проститься, а тому (т. е. перекупщику) проститься со своими деньгами (заплаченными за опознанную вещь).О воровстве. Если кого-либо убьют (за кражею), в доме или (вообще) во время какой-нибудь кражи, то пусть
убьют (его) как собаку; если же додержат до рассвета, то вести (его) на княжеский двор; если же убьют его и люди видели (его) уже связанным, то платить за него 12 гривен.
Если кто крадет скот из хлева или (обокрадет) дом, то, если совершал кражу один, платить ему 3 гривны и 30 кун, если крали несколько (воров), то (также) каждому платить по 3 гривны и 30 кун.
О воровстве же. Если (кто) крадет скот с поля или (крадет) овец, коз или свиней, (то платить) 60 кун, если крали несколько (воров), то каждому (платить) по 60 кун.
Если обокрадут гумно или (украдут) зерно в яме, то сколько бы (воров) ни совершало кражу, каждый из них платит по 3 гривны и по 30 кун.
Тот же, у которого пропала его вещь, возьмет ее, если она окажется налицо, да (сверх того) возьмет за (каждый) год, (прошедший с момента ее пропажи), по полугривне.
Если же наличного не будет, то за княжеского коня платить 3 гривны, а за других — 2 гривны.
А вот установленные расценки за скот: за лошадь 60 кун, а за вола гривну, а за корову 40 кун, а за трехлетку 30 кун, за двухлетку полгриены, за теленка 5 кун, за свинью 5 кун, за поросёнка ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата, за необъезженного жеребца гривну кун, за жеребенка 6 ногат, за коровье молоко 6 ногат. Таковы расценки, установленные смердам (на те случаи), когда они платят князю штраф.
Если окажутся холопы ворами, то судит князь. Если окажутся холопы ворами — княжеские, боярские или церковные, — То их князь штрафом не наказывает, поскольку они не свободны, но пусть их хозяин .платит вдвойне вознаграждение потерпевшему истцу.
Если кто взыщет деньги (с кого-либо).
Если кто станет взыскивать с другого деньги, а тот начнет запираться, и если он (т. е. истец) выставит свидетелей и те присягнут, то он может взять свои деньги; (а) так как (должник) не отдавал ему деньги в течение ряда лет, то заплатить вознаграждение заимодавцу (размером) в 3 гривны.Если какой-либо купец даст купцу денег на оптовую или мелкую торговлю, то поскольку деньги берутся купцом в отсутствие свидетелей, ему (т. е. истцу) не нужны свидетели (и для взыскания их), но (следует) ему самому присягнуть, если (ответчик) начнет запираться.
О товаре, данном на сохранение. Если кто кладет у кого-либо товар на сохранение, то при этом свидетели не нужны; если же (положивший на хранение) станет взыскивать больше (чем сам отдал), то пусть присягнет тот, у кого находился товар (на сохранении, заявляя, что) «ты у меня положил лишь столько (не более)», ибо (он) уже тем ему (т. е. истцу) оказывал благодеяние, что хранил его товар.
О проценте. Если кто дает деньги под проценты, мед с условием наддачи, зерно с условием надбавки, то ему (следует) выставить свидетелей (и), как договорился, так пусть и получает.
О месячном проценте. А месячный процент взимать ему (т. е. кредитору) только в течение небольшого срока; если не будут выплачены деньги в установленный срок, то пусть дают проценты из расчета на два третий (т. е. 50%), а месячный процент аннулируется.
Если не будет (выставлено) свидетелей, а (иск) будет (в) 3 гривны, то достаточно ему (т. е. заимодавцу) для (взыскания) своих денег присягнуть; если (иск) будет касаться большей суммы, то (следует) ему так сказать: «сам виноват, что не выставлял послухов (при отдаче денег взаймы)».
Устав Владимира Всеволодовича. А вот (как) постановил Владимир Всеволодович после (смерти) Святополка, созвав в Берестове свою дружину: Ратибора, киевского тысяцкого, Прокопия, белгородского тысяцкого, Станислава, переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича мужа (князя) Олега; и постановили (они), что если кто берет деньги (под проценты из расчета) на два третий, то (брать ему) до третьего платежа процентов; если кто-либо возьмет проценты дважды, то тогда он мюжет получить и (сами) деньги (отданные под проценты); но если возьмет проценты трювды, то (этих) денег ему не получать.
О проценте. Если кто-либо взимает ежегодно по 10 кун на гривну, то это не воспрещается.
Если какой-либо купец потерпит кораблекрушение. Если какой-либо купец, отправившись с чужими деньгами, где-нибудь потерпит кораблекрушение или подвергнется нападению неприятеля, или (его) настигнет пожар, то не творить над ним насилия, не продавать (его и его имущество), но пусть, как начнет ((выплачивать долг) погодно, так и платит, ибо это несчастье от бога, а он (т. е. купец) не виновен; если же он
пропьется или проиграется, в (своем) безумии нанеся ущерб чужому товару, то пусть будет, как угодно тем, чьим был тот товар: ждут ли (пока он возместит им ущерб) — на то их воля; продадут ли (его и его имущество) — на то (также) -их воля.
О долге. Если кто-либо должен будет многим, а крупный иногородний или чужеземный купец, приехав, не зная этого, отдаст ему (свой) товар, а (тот) не захочет отдать купцу деньги, к тому же первые заимодавцы станут препятствовать (этому), не давая денег, — тогда отвести его (т. е. должника) на торг, продать (его имущество и его самого), затем отдать вначале деньги (иноземного или иногороднего) купца, а местные (пусть) поделятся теми деньгами, которые останутся; если же будут (за должником) княжеские деньги, то деньги князя возвратить вначале, а остальное (поступит) в раздел; если кто взимал неоднократно проценты (с должника), то тот не должен ничего получить.
Если закуп убежит. Если закуп убежит от госпошлина, то он становится обельным (холопом); если уйдет на поиски денег, притом открыто, или убежит ко князю или судьям из-за обиды, нанесенной ему господином, то за это его не порабощать, но дать ему управу по закону.
О закупе же. Если у господина (будет) пашенный закуп и погубит (тот) хозяйского коня, то (он) не платит ему (т. е. господину); но если господин дал ему плуг и борону, взимая от него платежи в счет купы, то (закуп), погубив их (т. е. плуг и борону), платит; если же господин отошлет его на свою работу, а без него (конь) погибнет, то за это ему (т. е. закупу) не платить.
О закупе же. Если (коня) выведут из хлева, то закупу за него не платить; но если же погубит (его) на поле, или в двор не введет и не запрет, где ему велит господин, или погубит во время своей собственной работы, то за это ему платить.
Если господин обидит закупа, причинив вред его купе или отарице, то все это ему вернуть и уплатить за обиду 60 кун.
Если же (господин) возьмет с него (т. е. закупа) больше денег (чем полагалось), то ему (следует) возвратить назад взятые (сверх положенного) деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа.
Если господин продаст закупа в обельные (холопы),
то наймит получает свободу от всех денежных обязательств (по отношению к хозяину), а господин за обиду платит 12 гривен штрафа.
Если господин бьет закупа за дело, то этого (ему) в вину не ставить; если же побьет бессмысленно, будучи пьяным, без (какой-либо) вины (со стороны закупа), то тогда за (избиение) закупа устанавливается такой же платеж, как и за (избиение) свободного.
О холопе. Если обельный холоп уведет чьего-либо коня, то платить за него 2 гривны.
О закупе. Если закуп украдет что-либо, то господин (отвечает) за него; но если где-нибудь его (гг. е. закупа) найдут, то господин, заплатив вначале за коня или за f что-либо другое взятое им, его самого (обращает) в обельные холопы; и если же господин не захочет платить за него и продаст его, то пусть он вначале отдаст за коня, за вола, за чужой товар, взятый им (т. е. закупом), а оставшееся после выплаты за краденое может взять самому себе.
А вот если холоп ударит. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин его не выдаст, то господин платит за него 12 гривен; а если после того найдет тот побитый (человек) своего оскорбителя, то Ярослав постановил, что он мог его убить, но сыновья его (т. е. Ярослава) после (смерти) отца установили денежные штрафы: либо публично высечь его (т. е холопа) либо взять за бесчестье деньгами.
О свидетельстве. На свидетельство холопа не ссылаться; но если не будет свободного (человека в качестве свидетеля), то при необходимости (можно) сослаться на боярского тиуна, а на) других не ссылаться. А при небольшом иске по необходимости (можно) сослаться на закупа.
О бороде. А (если) кто вырвет (у кого) клок бороды и останется знак (or этого), к тому же будут свидетели, то (платить) 12 гривен штрафа; если свидетелей не будет, а (будет) только (одна) жалоба, то князю штрафа не платить.
О зубе. Если (кому-либо) выбьют зуб и можно (будет) увидеть у него во рту кровь, к тому же будут свидетели, то (платить) 12 гривен штрафа и за зуб гривну.
Если кто украдет бобра, то (платить) 12 гривен.
Если будет разрыта земля или (останутся) признаки ловли или сеть, то (следует) или искать в верви вора, или
платить штраф.
Если кто уничтожит знак собственности на борти.
Если (кто) уничтожит знак собственности на борти, то (платить) 12 гривен.
Если (кто) срубит знак бортной (межи) или распашет пашенную межу или тыном перегородит дворовую, то (платить) 12 гривен штрафа.
Если (кто) подрубит дуб со знаменем или межевой, то (платить) 12 гривен штрафа.
А вот накладные пошлины. А вот накладные пошлины (с) 12 гривен (штрафа): отроку 2 гривны и 20 кун, а самому ехать с отроком на двух конях, (которых) кормить obcomi; (им следует) дать также овцу или полтуши мяса, а иным! кормом кормить досыта; писцу (дать) 10 кун, перекладного 5 кун, за пергамент две ногаты.
А вот о борти. Если (кто) подрубит борть, то (платить) 3 гривны штрафа, а за дерево полгривны.
Если (кто) выдерет (из борти) пчел, то (платить) 3 гривны штрафа; а за мед, если пчелы не приготовлены на зимовку, то (платить) 10 кун, если улей был уже приготовлен — то 5 кун.
Если вора не будет (сразу обнаружено), то искать (его) по следу; если не будет следа к (частновладельческому) селу или к торговому стану, а (люди, т. е. члены верви) не отведут следа от себя и не поедут по следу (разыскивать вора) или воспротивятся (разысканию вора у них), то они платят и убытки, причиненные воровством, и штраф; если же (при разыскании) след затеряется на большой дороге, (где) и села (по близости) не будет, или на пустыре, где не будет ни села ни людей, (то им) не следует платить ни убытки за воровство, ни штраф.
О смерде. Если смерд истязает смерда без княжеского распоряжения, то (платить) 3 гривны штрафа, а за истязание гривну денег; если истязает огнищанина, то (платить) 12 гривен штрафа и за истязание гривну.
Если (кто) украдет ладью, то (платить) 60 кун штрафа, а самую ладью вернуть (хозяину); за мореходную ладью (платить) 3 гривны, за набойную — 2 гривны, за челн 20 кун, за струг — гривна.
О силках. Если кто подрежет в силках веревку, то (платить) 3 гривны штрафа, а господину за веревку — гривну
денег.
Если кто украдет в чьих-либо силках ястреба или сокола, то (платить) 3 гривны штрафа, а господину гривна; а за голубя (платить) 9 кун, за курицу 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за я^равля 30 кун.
А за сено и за дрова (платить) 9 кун, а господину взимать, сколько бы ни было возов украдено, за воз по 2 ногаты.
О гумне. Если (кто) подожжет гумно, то (выдать) его на поток (для продажи в рабство? изгнания?), а его имущество для конфискации; сначала выплатить (потерпевшему) убытки, а остальным при потоке (продаже в рабство? изгнании?) распоряжается князь. Так же (поступать), если кто-либо подожжет двор.
Если кто злонамеренно зарежет коня или скотину, (платить) штрафа 12 гривен, а господину платить, вознаграждение за ущерб.
Все эти тяжбы решаются показаниями свидетелей из числа свободных (людей); если случится свидетелем быть холопу, то на суде ему не выступать; но если захочет истец подвергнуть ответчика испытанию (железом), то сказав так: «согласно показаниям этого (холопа), я беру тебя (для испытания железом), но беру тебя я, а не холоп», (он может) взять его (т. е. ответчика) для испытания железом; если удастся обвинить его, то он (т. е. истец) получает с него свое; не удастся обвинить его — платить ему за истязание гривну, ибо взял его (для испытания) согласно показаниям холопа.
А пошлин за испытание железом платить 10 кун, мечнику 5 кун, детскому пол гривны: вот таковы пошлины, (взимающиеся) при испытании железом, кто за что получает.
Если (кто) возьмет (кого-либо) для испытания железом, согласно показаниям свободных людей, или по подозрению, (лежащему) на нем, или (на основании того), что (его) видели ночью (около места преступления), то за истязание ему (не следует) платить, но кто его взял (для испытания), платит только пошлины за испытание железом.
О женщине. Если кто убьет женщину, то (его следует) судить по тому же закону, как и при убийстве мужчины; если же (обвиняемый в убийстве) будет виновен, то (платит) половину виры— 20 гривен.
А за (убийство) холопа и рабы вира не взыскивается, но если холоп или раба убиты безвинно, то за них платится
возмещение убытка (хозяина) и князю 12 гривен штрафа.
Если умрет смерд. Если умрет смерд, то его наследство (идет) князю; если у него в дому будут дочери, то им (следует) дать выдел; если они будут замужем, то выдела им не давать.
О наследстве бояр и дружинников. Если (кто-либо умрет) из бояр или из дружины, то наследство князю не идет; если же (у умершего) не будет сыновей, то пусть возьмут (наследство) дочери.
Если кто, умирая, разделит свое имущество детям, то пусть так и будет; если же (он) умрет без завещания, то (имущество идет) всем детям, а на помин души самого (умершего) дать выдел.
Если жена после (смерти) мужа останется во вдовах, то ей дать выдел, она же является госпожей того, что ей завещал муж, но до (самого) наследства мужа ей дела нет.
Если останутся дети от первой жены, то они возьмут то (что причитается) их матери; если даже их умерший отец завещал (это имущество второй) жене, все равно они возьмут себе (причитающееся) их матери.
Если останется дома (незамужней) сестра (у сыновей умершего), то та в наследстве не участвует, но братья отдадут ее замуж сообразно с их достатком.
А вот (подати, взимающиеся) при закладке города. А вот подати строителю города: при закладке звена (крепостной стены) взять куну, а при окончании (работы) — ногату; а на корм, питье, на мясо и на рыбу (взять) в неделю 7 кун, 7 хлебов, 7 уборков пшена и на 4 коней 7 лукон овса; (это все) пусть он взимает до тех пор, пока не будет срублен город; а одного только солоду дадут (ему) 10 лукон.
О мостниках. А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по ногате за (каждые) 10 локтей (моста); если починит старый мост, то взять ему за каждый пролет по куне, сколько бы пролетов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта.
А вот (установление) о наследстве. Если останутся у (какого-либо) человека дети от рабы, то они в наследстве не принимают участия, но получают вместе с матерью свободу.
Если останутся в доме (после смерти отца) малолетние дети и будут еще способны сами о себе позаботиться,
а их мать выйдет (снова) замуж, то дать их вместе с движимым и недвижимым имуществом под опеку ближайшему родичу до тех пор, пока не подрастут; (при этом) товар передать (опекуну) в присутствии свидетелей; а что (в дальнейшем) он наживет, отдавая тот товар под проценты, или пуская его в торговый оборот, то, возвратив им (т. е. опекаемым) самый товар, пусть он возьмет себе прибыль, ибо кормил и заботился о них; если же будет приплод от челяди или от скота, то это все взять (опекаемым); если же (он) что-либо утратил, то за все ему (следует) заплатить тем самым детям наличностью; если даже отчим возьмет (под опеку) детей с (их) наследством, то условия договора (будут) те же.
Но отцовский двор всегда без раздела (передается) младшему сыну.
О жене, решившейся остаться вдовою. Если жена после (смерти) мужа решит остаться вдовою, а расточит имущество (своего покойного супруга) и выйдет (снова) замуж, то ей заплатить (за) все детям (покойного супруга).
Если дети не захотят жить с нею на (одном) дворе, а она всячески будет стремиться (там) остаться, то исполнить во всем ее волю, а детям воли не давать; и при этом ей сидеть во вдовстве с тем (имуществом), что дал ей муж, или получив, свой выдел, также сидеть (во вдовстве).
А до выдела матери детям дела нет; кому же (свой выдел) отдаст мать, тот (его) и возьмет; отдаст ли всем (своим детям), то все (его) разделят (между собой); умрет ли (мать) без завещательного распоряжения, то его взять тому, у кого она жила на дворе и кто ее кормил.
Если останутся дети от одной матери, но от двух (разных) отцов, то одни ('берут) наследство своего отца, а другие — своего.
Если отчим расточит что-либо (из имущества) отца своих пасынков, то (после его смерти) их (сводному) брату (т. е. сыну отчима), согласно показаниям свидетелей (следует им все) возвратить, а что (досталось) ему (по наследству) от своего отца, тем он владеет.
А мать, (пусть) даст свое (имущество тому) сыну, который (был) добр (по отношению к ней), будь он от первого мужа, или от второго; а если все ее сыновья будут неблагодарны, то может отдать (свое имущество той) дочери, которая ее кормила.
А вот судебные пошлины. А вот судебные пошлины: от дела по обвинению в убийстве (платить) 9 кун, а метельнику 9 векш, с дела о бортном угодье 30 кун, а со всех иных дел (те), кому (судебные агенты) помогли (выиграть процесс, платят) по 4 куны, а судебному исполнителю (по) 6 векш.
О наследтве. Если братья станут тягаться на княжеском суде о наследстве, то детскому, который делит их (имущество), взять гривну кун.
Пошлины, установленные за принесение (на суде) присяги. А вот пошлины, установленные за принесение (на суде) присяги: с дела по обвинению в убийстве — 30 кун, а с -дела о бортном угодье — 30 кун без трех; также и с дела о пашенной земле. А с дел, касающихся свободы (человека от холопства), — 9 кун.
О холопстве. Обельное холопство (бывает) трех видов: если кто купит (кого-либо), хотя бы за пол гривны, выставив свидетелей и дав (продавцу) в присутствии самого холопа (хотя бы) ногату; второе холопство—(если) женится на рабе без (предварительного) договора, женится ли согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется; а вот третье холопство — тиунство без (предварительного) договора, или когда (просто) привяжет к себе ключ без (предварительного) договора, если же согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется.
А человек, отрабатывающий данные ему (в ссуду) деньги, — не холоп; нельзя порабощать (его также) ни за хлеб, ни за что-либо, данное вместе с тем; но если он не отработает (своего) срока, то ему (следует) вернуть полученное (от хозяина); если отработает, то ничем (ему) не обязан.
Если холоп убежит и господин объявит (об этом на торгу), а кто-либо, зная по наслышке или доподлинно, что тот является холопом, накормит его или поможет ему скрыться, то он (т. е. пособник) платит за холопа 5 гривен, а за рабу 6 гривен.
А если кто схватит чужого холопа и известит (об этом) его господина, то получить ему за поимку гривну; если не сохранит (его до передачи хозяину), то платит сам 4 гривны, а за пятую (засчитывается) гривна, (полагающаяся ему) за поимку; если же (будет) раба, то (платит) 5 гривен, а за шестую засчитывается гривна, (полагающаяся ему) за поимку.
Если кто сам разыщет своего холопа в каком-либо
городе, а посадник о нем (т. е. холопе) не знал, то, сообщив посаднику, (следует) взять у него отрока, отправиться связать его (т. е. холопа) и дать ему (т. е. отроку) 10 кун вязебного, а платы за поимку нет; если (господин холопа) упустит его, преследуя, то сам виноват, а за это никто не платит, нет также и платы за поимку.
Если кто, повстречав чужого (беглого) холопа, по неведению поможет ему скрыться или укроет его у себя, а он (потом) уйдет от него, то (следует) ему присягнуть, что не знал, что имел дело с холопом, а платежа за то (никакого) нет.
Если же холоп где-либо обманом достанет денег, а тот (т. е. давший ему эти деньги) дал (ему) по неведению, то господину выкупать (холопа) или расстаться с ним; если же дал (холопу), зная (о его холопстве), то ему расстаться со (своими) деньгами.
Если кто пошлет холопа торговать, а (он) задолжает, то господину его (следует) выкупать, а не расставаться с ним.
Если кто купит чужого (беглого) холопа по неведению, то первому господину (следует) взять холопа, а тому (т. е. купившему холопа) взять (свои) деньги, присягнув, что купил по неведению; [если же купил зная (о его холопстве), то деньги его пусть пропадут].
[Если же в бегах (холоп) приобретет (какой-либо) товар, то господину (платить) за него долги], господину же и товар, а не расставаться с ним.
Если кто бежал, взяв при этом что-либо у соседа или (какой-нибудь) товар, то господин платит за него стоимость того, что он взял.
Если холоп обокрадет кого-либо, то господину выкупить его или выдать (вместе с тем), с кем (он) крал, а жену и детей (выдавать) не нужно; но если (они) крали и прятали (краденое вместе) с ним, то господин всех их выдает; если же с ним крали и прятали (краденое) свободные (люди), то они (платят) князю штраф.
Памятники русского права. С. 121 -137.
Вопросы:
1. Какие новые явления социальной жизни Руси вызвали необходимость изменения текста краткой Русской Правды?
2. Охарактеризуйте общественный строй Древней Руси по «Русской Правде» краткой и пространной редакций:
а) сравните статьи Краткой и пространной редакций «Русской Правды» и выясните какие новые явления социальной жизни вызвали изменения текста? Пространная редакция 1 2 14 32 34 65 78 Краткая редакция 1 Заголовок правды
Ярославовичей 25 11 13 17 33 б) охарактеризуйте основные категории зависимого населения Киевской Руси.
в. какие изменения произошли в составе зависимого населения ко времени выхода Пространной «Русской Правды», о чем это свидетельствует?
Охарактеризуйте положение рабов, холопов, челяди, смердов, рядовичей, закупов на основании Русской Правды. Какие различия существовали между рабами и феодально-зависимыми
людьми?
На основании статей Краткой и Пространной Русской Правды докажите, что на Руси оформилось крупное землевладение князей, бояр, монастырей?
а. докажите существование земельной собственности
б. докажите ее феодальный характер
в. на основании Пространной редакции «Русской Правды» опишите структуру вотчины.
Охарактеризуйте сельскую общину Киевской Руси по «Русской Правде».
а. территория и население общины
б. права и обязанности общины
в. характер общины
Еще по теме 2 . РУССКАЯ ПРАВДА ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ (ПО Троицкому I списку) ПЕРЕВОД:
- 2 . РУССКАЯ ПРАВДА ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ (ПО Троицкому I списку) ПЕРЕВОД
- Источники, используемые в книге
- Приложение 1 Словарь книжников и книжности Древней Руси
- 1.1. Истоки изучения Кормчих книг в России
- 2.5. Мясниковская редакция Кормчей книги
- 7.3.1. Состав и источники Кирилло-Белозерской редакции
- Литература: