<<
>>

4.7. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКОВ)

Конец XIX - начало ХХ в. - время нового подъема отечественной культуры. Если эпоха Пушкина была ее золотым веком, то этот период по праву называют Серебряным веком. Это было время ускорения процесса развития всей русской национальной культуры.
Вобрав в себя все лучшее из культурного наследия прошлого, культура России на рубеже двух веков обогатилась новыми направлениями и формами. Новаторские поиски и достижения нашли свое отражение во всех ее областях: в общественной мысли, науке, технике, литературе, изобразительном искусстве, театре, музыке, балете, где были достигнуты результаты мирового значения, ставшие достоянием общечеловеческой культуры. Особенности культурного развития России в конце XIX - начале ХХ века • Сама историческая эпоха, которую переживала Россия, способствовала смене культурно-ценностных ориентиров. Бурное развитие капитализма, новый этап модернизации, мощный экономический подъем в начала ХХ в., российская революция 1905-1907 гг. оказали непосредственное влияние на культурное 17 18 19 развитие страны, на формирование культуры нового типа. Предчувствие нового времени, новой экономической эпохи пронизывало всю русскую культуру того периода. • Сформировавшийся в XIX в. классический этап русской культуры выявил в ней кризисные черты (кризис самосознания, появление в литературе и искусстве различных разновидностей декаданса20, резкая поляризация идейно-художественных сил). Все активнее подвергались критике устоявшиеся школы в искусстве (реализма - в литературе, передвижничества и академизма - в живописи, «кучкизма» - в музыке, традиций социально-бытового реализма в театре), и одновременно шел поиск новых эстетических идеалов, новых художественных принципов, форм и методов. • На первый план стали выдвигаться задачи творческого переосмысления и обновления сложившихся традиций не только в литературе, искусстве, но и в общественной мысли, в религии. • Одной из важнейших черт общественного сознания стало убеждение в принципиальной свободе творчества, представление об особой значимости творческой личности, творческой индивидуальности. • Творческий, предельно свободный подход к религии, науке, искусству давал возможность объединить между собой поэзию и музыку, музыку и изобразительное искусство, живопись, музыку и балет. Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.
<< | >>
Источник: Поликарпов В.С., Лысак И.В.. История России в XX веке. 2003

Еще по теме 4.7. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКОВ):

  1. 2. Золотой и серебряный век русской культуры
  2. § 4. Зарождение рефлексии о вере в русской культуре XIX в.
  3. 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
  4. КУЛЬТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» 10.1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
  5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
  6. 11.3 Русская культура XIX века
  7. Культура России XIX — начала XX вв.
  8. Бялик Б.А. (ред). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС и РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА конца XIX-начала XX века 1890-1904, 1981
  9. Глава 1. Становление Страхова как философа переходного периода в русской культуре XIX века
  10. О своеобразии русского духа и предназначении русской культуры
  11. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)
  12. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века
  13. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  14. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры («Происшествие в Царстве теней, или Судьбина российского языка» — неизвестное сочинение Семена Боброва)
  15. 2.2.4. Становление политической науки (конец XIX — начало XX вв.)
  16. Глава 18 АКТУАЛЬНОСТЬ СИМВОЛА. СИМВОЛИЗМ В РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА