<<

Современные тенденции социокультурного пространства России

Среди основных тенденций, определяющих социокультурное пространство России основными являются: —

изменение взаимоотношений с властью: исчез диктат власти над культурой, но вместе с тем культура утратила гарантированного заказчика; —

появилась полная свобода творчества, которая не подкреплена развитым рынком спроса и услуг на творческую продукцию; —

пала централизованная система управления и не определена единая культурная политика;

—отсутствие объединяющей идеи, охватывающей социокультурный пласт общества; —

диапазон социокультурного пространства широк: от следования западным образцам до абсолютизации изоляционизма; —

существование двух полюсов оценки: глубокий кризис или культурный плюрализм; —

поиск альтернативных источников финансирования: спонсорство, меценатство; —

занятие самостоятельной коммерческой деятельностью; —

создание новых университетов, научных центров, академий, киностудий, театров и появление конкуренции; —

изменение культурной среды обитания: выход на первый план массовой культуры.

В жанре литературы появились интересные произведения В.

Войновича («Новые русские»), В. Ерофеева («Русская красавица»), А. Кабакова («Невозвращенец»), затрагивающие актуальные вопросы современной жизни.

Важным событием явилось возвращение в Россию великого русского писателя современности А.И. Солженицына, который сразу же включился в общественную жизнь страны и продолжил свою творческую деятельность.

В сфере архитектуры ведущим направлением в современном градостроительстве остаются модернизм и постмодернизм. Отрадным фактом является восстановление и реставрация храмов, старинных особняков.

Масскультура определяет развитие популярной музыки, не отличающейся, за редким исключением, художественным вкусом и разнообразием. Альтернативная и рок-музыка эволюционирует и представлена таким именами, как Б.

Гребенщиков, К. Кинчев, Ю. Шевчук.

Интерес к классической музыке продолжает оставаться большим: аншлаги в филармониях, концертных залах на симфонических концертах. Исполнение музыкальной классики симфоническими оркестрами под управлением В. Спивакова, Ю. Темиркано- ва, В. Федосеева вызывает повышенное внимание любителей классической музыки.

Появление большого количества театров-студий, разнообра-

*

зие театрального репертуара, воссоздание театральной биржи актеров, бенефисы ведущих мастеров театра, гастрольные поездки театров способствуют популяризации этого вида искусства в России и за рубежом.

ч

В области киноискусства произошел переход от «чернухи» (изображение негативных сторон жизни), характерной для конца 80-х годов и начала 90-х, к появлению «новой волны» молодых талантливых режиссеров и их художественных фильмов.

Открытие частных картинных галерей, международный обмен экспонатами выставок и музеев, безусловно, стимулируют интерес публики к современной и классической живописи.

Вопросы для самопроверки: 1.

Каковы основные тенденции, определяющие социокультурное пространство России? 2.

Какие позитивные изменения произошли в различных жанрах культуры?

<< |
Источник: С.А. Вишняков. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И КУЛЬТУРЫ РОССИИ в кратком изложении. 2003

Еще по теме Современные тенденции социокультурного пространства России:

  1. 6.1. 36-летние циклы социально-политического развития России: общее описание и особая роль в российской истории
  2. Тема 4. Современная система социально-педагогической деятельности в России
  3. 6.4. СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КУЛЬТУРЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ БОРЬБЕ ЗА ПРОСТРАНСТВО
  4. Современные тенденции социокультурного пространства России
  5. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ЭТИКОФИЛОСОФСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Мушинский Н.И.
  6. НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, БЕЛАРУСИ И РОССИИ А.А. Лазаревич
  7. КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИНВАРИАНТЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕИНТЕГРАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА П.М. Бурак
  8. СТОЛКНОВЕНИЕ ОБРАЗОВ РОССИИ: ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРИРУЮЩИХ МИФОИДЕОЛОГИЙ
  9. Духовность личности как социокультурный феномен
  10. 1. Политико-экономические и социокультурные детерминанты развития образования на Севере и Юге
  11. II Глава. Разработка модели и педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода.Специфика социокультурного подхода
  12. 1.2. Формы идентификации иноэтничных групп в этнополитическом пространстве региона
  13. Изучение личности в современных информационно-коммуникационных системах
  14. 6.3. Из опыта образования взрослых в России
  15. Особенности эволюции социокультурных систем.
  16. Актуальность темы диссертационного исследования.
  17. 1.2. Трансформация представлений о региональном пространстве в философском и мифологическом ключе: исторические предпосылки и актуальное состояние
  18. Архетипы axis mundi и imago mundi как базовые элементы оформления пространства в мифологическом сознании
  19. 2.2. Влияние космогонических архетипов на оформление пространства в мифологическом сознании («победа над хаосом», «золотой век», genius loci)