<<
>>

Театральное искусство

Зарождение театрального искусства в России приходится на середину XVIII века и связано с именем Ф.Г. Волкова, русского актера и театрального деятеля, который организовал в Ярославле любительскую труппу актеров.

На основе этой театральной труппы в 1756 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России профессиональный публичный театр. Спустя более двадцати лет, в 1780 году, в Москве был открыт Петровский театр, в репертуаре которого были драматические, оперные и балетные спектакли.

По выражению известного критика В.Г. Белинского, состояние театрально-сценического искусства было показателем «общественного просвещения и духа времени» первой половины XIX века. В Москве произошло разделение труппы Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. В результате на основе первой возник Малый театр, который стал центром культурной жизни города. На основе оперно-балетной труппы возник Большой театр. В Петербурге имелось несколько театров, среди них наиболее известный - Александринский. Театры начали возникать и во многих провинциальных городах.

Драматургия Н.В. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»),

А.С. Грибоедова («Горе от ума»), Д.И. Фонвизина («Недоросль») способствовала утверждению реалистического искусства в театральном репертуаре. Именно в этот отрезок времени начинается становление режиссуры, развивается искусство оформления спектаклей . Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М.С. Щепкин, в честь которого названо и ныне существующее театральное училище, готовящее новые поколения актеров. А.И. Герцен писал о Щепкине: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре».

Эволюцию русского театрального искусства во второй половине XIX века во многом предопределило творчество знаменитого драматурга А.Н. Островского, который считал театр «признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи».

С постановки на сцене Малого театра пьесы «Не в свои сани не садись» произведения этого драматурга заняли ведущее место в репертуаре театра.

Затем появились не менее известные пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», «Не все коту масленица», «Гроза» и другие. В связи с тридцати пятилетним юбилеем литературной деятельности АН. Островского писатель И А. Гончаров сказал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь... После вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр».

Продолжателем театрального искусства в России стал выдающийся театральный деятель К.С. Станиславский — режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Станиславский явился крупным реформатором театра. В 1898 году он основал Московский Художе- ственный театр (МХАТ). Станиславский подчеркивал необходимость демократизации театра: «Мы стремимся создать первый... нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь». В предложенной режиссером системе, которая в дальнейшем получила название «система Станиславского», впервые решается проблема сознательного овладения творческим про- цессом, исследуется путь органического перевоплощения актера в образ. Это также теоретическое выражение того р еал ист ичес ко го направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал «искусством переживания» и которое требует не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене. Это направление выдвигает на первый план роль мировоззрения художника-творца, устанавливает неразрывную связь эстетического и этического начал в искусстве. В постановке пьес А.П. Чехова и А.М. Горького Станиславский и его соратник В.И. Неми- рович-Данченко открыли новые пути режиссерского и актерского искусства. Игра актеров, декорации, свет, звуковое оформление создавали единый художественный образ. Немирович-Данченко, начав свой творческий путь в качестве критика, блестяще зарекомендовал себя как драматург и режиссер. Именно он привлек к сотрудничеству А.М. Горького, чьи пьесы «Враги» и «На дне» шли на сцене Московского Художественного театра.

Особое место в истории МХАТ принадлежит А.П.

Чехову, чьи пьесы идут на сцене театра уже почти столетие («Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), а образ чайки стал символом, эмблемой МХАТ. Целая плеяда русских актеров, к числу которых принадлежат В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, с блеском проявили себя на сцене МХАТ. Нельзя обойти вниманием таких выдающихся мастеров сцены, как А.Н. Грибов, П.В. Мас сальский, М.М. Яншин, которые работали в театре в советский период его развития. На смену им пришли замечательные представители следующего поколения актеров: И.М. Смоктуновский, ЕЛ.- Евстигнеев, режиссеры и актеры ОН. Ефремов, О.П. Табаков.

Важное место в театральной жизни Москвы занимает Малый театр, который является одним из старейших театров России — формирование его труппы началось еще в XVIII веке. В репертуаре театра были известные пьесы русских драматургов А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, а также произведения зарубежной классики (В. Шекспира, Ф. Шиллера). Основоположники школы Малого театра (М.Н. Ермолова, М.С. Щепкин) утверждали реалистическое и романтическое направления в сценическом искусстве. Важный этап в развитии театральной школы Малого театра связан с игрой на его сцене таких известных артистов, как Б. Бабочкин, М. Жаров, И. Любезнов, И. Рыжов.

Значительную роль в становлении и развитии советского театрального искусства сыграли созданные в послереволюционные годы Большой Драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был известный поэт АЛ. Блок, Театр имени В.Э. Мейерхольда, Театр имени Е.Б. Вахтангова, Московский театр имени Моссовета.

С конца 20-х годов нашего века на театральной сцене утвердилась советская пьеса. Среди театральных премьер следующего десятилетия в историю советского театра вошли «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А.Я. Таирова, «Анна Каренина» — в Московском Художественном театре в постановке В.И. Немировича-Данченко, пьесы А.М. Горького на сцене Театра имени Е.Б.

Вахтангова, «Ромео и Джульетта» в постановке А.Д. Попова в Театре Революции. Новым явлением в театральной жизни страны стало открытие детских театров, которых насчитывалось более 70. Самый известный из них — Центральный детский театр, у истоков

і

которого была Н.И. Сац.

Во время Великой Отечественной войны создавались специальные фронтовые театры, которые сыграли большую роль в поддержании морального духа фронтовиков. Появившиеся в конце 50-х — начале 60-х годов театр «Современник», Театр на Таганке и ряд других во многом определили расцвет театрального искусства в советский период. Среди известных режиссеров этого вре мени следует назвать имена ГЛ. Товстоногова, О Н. Ефремова, Ю.П. Любимова, А. Эфроса.

В годы «застоя», или стагнации, театральное искусство переживало настоящий бум. Особый интерес вызывали спектакли «Взрослая дочь молодого человека» (драматургия В. Славкина, постановка А. Васильева), «Стена» (драматургия А. Галина, постановка Р. Виктюка), «Гамлет» (постановка Ю. Любимова), «Так победим!» (драматургия М. Шатрова, постановка М. Захарова), «Заседание парткома» (драматургия А. Гельмана, постановка О. Ефремова). Эти спектакли затрагивали социальную тематику и имели «подтекстовый» характер, то есть зритель должен был сам определить, какое значение несет в себе та или иная реплика актера или фраза драматурга, озвученная исполнителем на сцене.

В последние годы «перестройки» театр, как и многие другие жанры искусства, испытывал затруднения в первую очередь в выборе современной тематики, которая нашла бы отражение в репертуаре театров. Большинство драматургов выдерживали паузу в своем творчестве, находились в поиске актуальных проблем и современного героя, которые были бы интересны зрителю.

Современный российский театр, несмотря на недостаточное государственное финансирование, живет полнокровной жизнью и эволюционирует. Вновь воссоздана актерская биржа, проходят бенефисы известных актеров, широко используется режиссерами модель привлечения артистов разных театров для постановки и показа спектаклей на различных сценических площадках страны (антреприза).

Вопросы для самопроверки: 1.

С именем какого театрального деятеля связано зарождение театрального искусства з России? 2.

Какие изменения на театре произошли в первой половине XIX века? 3.

Что определило эволюцию театрального искусства во второй половине XIX века? 4.

Кто явился крупным реформатором российского театра и в чем заключаются особенности предложенной им системы? 5.

Какова история создания и развития Московского Художественного театра?

ч 6.

Как развивалось театральное искусство в советское время? 7.

Что вы знаете о современном театральном искусстве России?

<< | >>
Источник: С.А. Вишняков. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И КУЛЬТУРЫ РОССИИ в кратком изложении. 2003

Еще по теме Театральное искусство:

  1. О «ПРОДАВАЕМОМ» ИСКУССТВЕ: ДВА КАЗУСА
  2. глава четвертая ОБ УСПЕХАХ, КОТОРЫХ ИСКУССТВО ЖЕСТА ДОСТИГЛО У ДРЕВНИХ
  3. Живопись (изобразительное искусство)
  4. Театральное искусство
  5. Готическое искусство
  6. Итальянское искусство XVIII века
  7. Французское искусство XVIII века
  8. Искусство XX века
  9. Изобразительное искусство XX века. Основные направления
  10. 1977 Искусство на пересечении открытых и закрытых структур
  11. О месте гувств в эстетигеском восприятии и задагах искусства в нахале Просвещения.
  12. Глава 21 ЭСТЕТИКА МАРКСИЗМА: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ
  13. Проблемы генезиса и сущности искусства в онтологии М. Хайдеггера.
  14. 4.7.1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  15. Глава девятая Театральное представление
  16. I.I. История возникновения нового искусства - радиотеатра
  17. 4.8. Светское искусство
  18. 2.3. Главные моральные принципы, помогающие в постижении смысла бытия в музыкальном и театральном искусстве Серебряного века