<<
>>

Теории и версии о начале Руси и русской государственности

Начиная с XVII в., вопрос о возникновении государства у восточных славян и роли варягов в этом процессе является дискуссионным. Летописная легенда легла в основу так называемой «норманской теории».

Ее сторонники утверждают, что варяги (скандинавы) стали создателями государства у восточных славян, к чему сами они оказались не способны. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжается в течение столетий, однако аргументация обеих позиций уязвима. При этом обе стороны признают, что государство у восточных славян формировалось в процессе длительного общественного развития.

Рассказ летописца о «призвании варягов» отразил события, которые могли иметь место. По самой распространенной версии возникновения Руси, к которой склоняется большинство историков, варяжское (скандинавское) происхождение первых русских князей (Рюрик, Олег, Ольга, Игорь) не ставится под сомнение. Значительное количество скандинавских захоронений на территории Восточной Европы свидетельствует об участии варяжских дружин и их предводителей в политических событиях середины IX в. Многие ученые связывают с правлением варяжской династии и «лествичный» (по старшинству) порядок престолонаследия, отражавший взгляд на древнерусское государство как на общую собственность правящего варяжского рода. Вместе с тем, варяги довольно быстро растворились в славянском обществе, втянутые в славянскую культуру: не случайно летописец дает им емкое имя — «находники».

Однако этническая принадлежность, как и родина варягов, до сих пор окончательно не определены. Ничего не сообщает об этом и «Повесть временных лет». Часть исследователей, отрицая скандинавское происхождение варягов, склоняется к тому, что варягами называли не шведов, датчан или норвежцев, а славянское население южного побережья Балтики. Согласно этой версии, термин «варяги» произошел от названия западнославянского племени вагров или варов, населявших Вагрию — область, расположенную между Балтийским морем и рекой Травой.

В пользу данной концепции свидетельствует полное отсутствие в наименованиях древнерусских городов, (даже основанных варягами — Новгород, Белоозеро, Изборск) скандинавских названий. Археологические, антропологические и лингвистические данные доказывают активную колонизацию северо-западных восточнославянских территорий балтийскими славянами. Вероятно, поэтому новгородский летописец отметил, что новгородцы — люди «от рода варяжска».

Таким же дискуссионным является вопрос о происхождение термина «Русь». По традиции его связывают с финским словом «ruotsi» — гребцы, участники похода на гребных судах. Эта гипотеза подтверждается замечанием летописца о том, что призванные новгородцами варяги пришли «с русью». Данный этноним был со временем воспринят восточными славянами и постепенно трансформировался в «русы», «росы», «Русь». Возможно, первоначально он распространялся на неваряжскую часть княжеской дружины, а позднее принял широкое геополитическое значение.

Приверженцы южнобалтийских корней происхождения варягов связывают «Русь» с названием древнего прибалтийского народа — ругов, населявшего остров Руяну (современный Рюген).

Сторонники третьей версии придерживаются местного, восточнославянского происхождения названия «Русь». В качестве подтверждающих аргументов приводятся данные гидронимики и лингвистики, а также уже отмеченные свидетельства арабских писателей. Однако как бы ни были отрывочны и спорны в интерпретациях данные летописей, анналов и записок современников, все они убеждают в активной деятельности пришельцев-варягов в ранней истории Восточной Европы.

Роль варяжских князей особенно заметна уже после смерти Рюрика. Его родственник или приближенный Олег начал подчинение славянских племен за пределами северного центра. С 879 г. он правил в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Вместе с Игорем во главе дружины он двинулся на юг по великому пути «из варяг в греки». Покорив Смоленск и Любеч на Днепре, он подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, вероятно, также из окружения Рюрика.

Хитростью выманив их из города, Олег убил обоих на том основании, что они «не князья и не княжеского рода». Затем он занял Киев, сделал его своей столицей, объявив: «Да будет матерью городам русским». Это событие, отнесенное летописцем к 882 г., традиционно считается датой образования Киевского государства. Несмотря на скандинавское происхождение Рюрика и Олега, государство это было славянским. Успех варяжских князей объяснялся тем, что их политика объективно отражала процесс объединения восточнославянских племен, начавшийся задолго до появления варягов и независимо от них.

II

533 — движение склавинов и антов на Дунай. Появление аваров в Восточной Европе.

538 — образование Аварского каганата.

626 — образование Хазарского каганата.

VI—IX вв. — возникновение племенных княжений и союзов восточнославянских племен.

IX в. (первая половина) — княжение династии Кия в Киеве.

838—839 — посольство варягов-русов к византийскому императору Феофилу с целью заключения союза (по сведениям Бертинских анналов).

860 — совместный морской поход днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград).

862 — «призвание варягов» по решению новгородского веча. Установление власти варяжских конунгов (Рюрика, Синеуса, Трувора) в Новгороде, Белоозере, Изборске.

862 (?) — 879 — княжение Рюрика в Новгороде.

862—864 — княжение Синеуса на Белоозере, Трувора в Изборске.

862—882 — правление в Киеве князей Аскольда и Дира.

879—882 — княжение Олега в Новгороде.

882 — поход Олега на Киев. Объединение Киева и Новгорода.

III

Аскольд и Дир — полулегендарные киевские князья. По арабским источникам — славяне, последние представители династии Кия, а по данным «Повести временных лет» — варяги, дружинники Рюрика. В пользу скандинавского происхождения Аскольда и Дира свидетельствуют их имена. Некоторые исследователи считают, что Аскольд — не имя, а прозвище скандинавского варяга или князька, искаженное от Iskold — «холодный, как лед». Дир — русское произношение распространенного скандинавского имени Тир, что означает «небесный», имя мифического бога войны.

В начале 60-х гг. IX в. направились в Византию, по пути заняли Киев. В 882 г. были свергнуты преемником Рюрика Олегом и казнены как узурпаторы. Многие исследователи высказывают сомнения в том, что Аскольд и Дир были современниками и одновременно княжили в Киеве. Рассказ о некоем Ал-Дире сохранился в арабских источниках и рисует его как самого могущественного из славянских князей.

Бравлин — новгородский князь, известный своим походом в Крым (первая половина IX в.), где воевал с хазарами, пройдя «во главе рати великой русской» от Судака до Керчи. Как сообщает «Житие Стефана Сурожского», его дружины захватили греческие города Северного Причерноморья — Корсунь (Херсонес), Сурож (Судак), Корчев (Керчь).

Вадим Храбрый — полулегендарный новгородский князь или старейшина, возглавивший в начале 60-х гг. IX в. восстание против варягов и убитый Рюриком вместе со своими «советниками».

Гостомысл — новгородский старейшина, правивший в Новгороде до «призвания варягов».

Ибн-Русте (конец IX — начало X в.) — арабский географ и путешественник, автор «Книги драгоценных сокровищ», которая содержит ценные данные о народах Восточной Европы, в их числе об обычаях и образе жизни славян.

Ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель первой половины X в. Составил яркое описание своего путешествия (921—922) через Бухару и Хорезм в Волжско-Камскую Булгарию, в котором содержится много фактического материала о русах и других народах.

Ибн-Хордадбех — арабский географ (IX — начало X в.), автор первого сочинения описательного характера «Книга путей и государств», в котором имеются данные о восточных славянах.

Иордан — готский историк VI в. Его важнейший труд «О происхождении и истории готов» содержит ценные сведения по истории древних славян, позволяющие доказать этногенетическую связь славян VI в. и венедов и важную роль славян в истории Византийской империи.

Кий — по преданию, вошедшему в «Повесть временных лет», первый князь у полян конца VI — начала VII в., легендарный основатель Киева и династии киевских князей.

Известно, что он совершил поездку в Константинополь и был радушно принят императором (предположительно, Юстинианом). На обратном пути Кий построил на берегу Дуная крепость Киевец, но оставил ее и вернулся в Киев, где правил, по летописной легенде, вместе со своими братьями — Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью.

Крив, Радим, Вятко — легендарные родоначальники племенных объединений кривичей, радимичей, вятичей.

Маврикий Стратег (Псевдо-Маврикий) — византийский автор, написавший в конце VI — начале VII в. трактат по военному искусству — «Стратегикон». Главное место в нем отводится способам ведения войны со славянами, опасными противниками Византии. Трактат содержит ценные сведения об их военной и общественной организации.

Плиний Старший (23 или 24—79) — римский ученый, писатель. В своем труде «Естественная история» сообщает о древних славянах, называя их венедами.

Прокопий Кесарийский (конец V — около 562) — крупнейший византийский историк. В его важнейшем труде «История войн» содержатся весьма ценные сведения о древних славянах — склавинах и антах.

Рюрик — полулегендарный варяжский князь (?—879), по летописному преданию — родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей. Сведения о нем имеют малодостоверный характер. Возможно, он был приглашен на княжение одной из борющихся партий во время усобиц в Новгороде. По сведениям летописи, Рюрик первоначально правил в Ладоге, затем захватил власть в Новгороде, сломив сопротивление части новгородцев во главе с Вадимом Храбрым. Некоторые ученые отождествляют Рюрика с предводителем военной дружины Рериком Датским, известным своими набегами на западноевропейские страны (до 860).

Рюрик, Синеус, Трувор — по летописным преданиям, три брата-конунга, предводители варяжских дружин, якобы призванные «из-за моря» новгородскими славянами на княжение (862). По этой версии Рюрик сел на княжение в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Быстрая смерть братьев (864) сделала Рюрика полновластным правителем новгородской земли.

Некоторые исследователи полагают, что Синеуса и Трувора не существовало, а известия о них — результат неправильно прочитанного летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел к ильменским словенам со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор). Летописная легенда о «призвании» варягов легла в основу норманской теории.

Рюриковичи — династия князей (киевских, владимирских, московских) конца IX—XVI в., потомков киевского великого князя Игоря, считавшегося, по летописному известию, сыном Рюрика. Князья этой династии стояли во главе Киевской Руси (поэтому в исторической литературе ее иногда называли «Империей Рюриковичей»).

Тацит — римский историк (I в.), в своем труде «Германия» впервые приводит сведения о славянах под именем венедов.

IV

Аварский каганат — примитивное государство, племенной союз авар, возникший в 60-х гг. VI в. в Паннонии, на Дунае, под властью хана Баяна. Осуществлял активную военную экспансию в соседние земли. Существовал за счет грабежа подвластных народов и контроля над торговыми путями. С конца VI в. вел опустошительные нападения на Византию. В 626 г. авары попытались захватить Константинополь, но были наголову разбиты. Поражение явилось сигналом для восстания покоренных народов. В 30-х гг. VII в. от аварского господства освободились славяне. Однако каганат как политическое объединение продолжал существовать до конца VIII в., когда распался под ударами франков.

Авары — племенной союз кочевых (главным образом тюркоязычных) племен, упоминаемый в источниках с середины V в. В середине VI в. они вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. В этническом отношении состав аварской орды включал монгольские и финно-угорские племена. Авары покорили болгар и обосновались на Дунае, вступив в союзные отношения с Византией, где в 558 г. было принято аварское посольство. По подстрекательству Византии авары совершали грабительские нападения на соседние германские и славянские племена, собирая с них дань. Удачные войны усиливали племенной союз, в который вошли и покоренные племена. Под аварское иго попал Антский союз славянских племен в Прикарпатье (дулебов, хорватов, моравов). Предание о владычестве авар (в славянских языках «обров») во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610—641 гг.) сохранилось в «Повести временных лет».

Анты — название восточнославянских племен, встречающееся у византийских писателей Прокопия Кесарийского, Иордана, Псевдо-Маврикия и др. (IV — начало VII в.) Область расселения — лесостепь от Карпат до Северного Донца. Анты занимались земледелием и скотоводством, знали обработку железа, гончарное, ювелирное ремесло, ткачество, вели торговлю с Римской империей. Общественная структура была основана на сельской общине, где широко использовался труд рабов. В III—IV вв. у антов начался процесс складывания государства, не получивший завершения. Источники упоминают имена антских князей («рексов») — Боз, Ардагаст, Пирагост. Анты имели сильную военную организацию и в IV в. вели упорную борьбу с готской державой Германариха и Византией, а в VI в. — с аварами. С VII в. не упоминаются в источниках.

Артания — область в Восточной Европе, упоминаемая арабским географом X в. Аль-Джанхани вместе с другими славянскими землями — Куявией (Киевом) и Славией (Новгородом). Одни историки отождествляют Артанию с Причерноморской Русью (Тмутаракань); другие связывают ее с Рязанью, возникшей в землях мордвы. Артания, как и другие славянские объединения, существовала в конце VIII — первой половине IX в., т. е. задолго до образования Киевской Руси.

Бортничество — добыча меда диких пчел (от слова «борть» — дупло дерева), поселяющихся в дуплах деревьев. Бортничество было известно в древней Руси и составляло значительную часть ее хозяйства.

Бужане — группа восточнославянских племен (союз племен). В летописи локализованы по Бугу. С конца X в. вошли в состав Киевской Руси и больше не упоминались в источниках. Ряд исследователей полагает, что бужане и волыняне ранее назывались дулебами.

Варяги — собирательное название выходцев из Скандинавии (норвежцев, шведов), объединенных в торговые или военные дружины во главе с князьями-викингами. Историки предполагают, что название «варяги» возникло в среде восточного славянства, куда приходили скандинавские отряды наниматься на службу или торговать. В Европе известны как «норманны». Большими флотилиями они нападали на берега Англии, Франции, Италии, завоевывая и грабя города, основывая государства (Нормандия). Нападали на соседние земли ильменских словен, кривичей, финские племена, вынуждая их платить дань. В середине IX в. покоренные племена восстали и прогнали варягов. Однако у славян началась междоусобная борьба, в результате которой состоялось «призвание» варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора) на княжение. Летописный рассказ явился основанием для возникновения «норманской теории», объясняющей возникновение государства у восточных славян деятельностью варяжских князей. Славян и варягов связывали не только военные, но и мирные, в том числе торговые отношения. Через славянские земли варяги вели торговлю с арабами и Византией (не случайно один из важнейших европейских торговых путей был назван «путь из варяг в греки»). Как свидетельствуют данные археологии, они селились в близи славянских городов и поселков — «Рюриково городище» под Новгородом, Гнездово под Смоленском, Угорское урочище под Киевом. Многие варяжские дружины, неся военную службу, жили в славянской среде постоянно и с течением времени были ассимилированы.

Великое переселение народов — условное название этнических миграций (главным образом, кочевых племен) на территории Европы в IV—VII вв. Непосредственным толчком к ним явилось массовое передвижение гуннов (с 70-х гг. IV в.) на запад из Приуралья. В ходе великого переселения происходили вторжения германских, славянских, сарматских и других племен на территорию Римской империи, способствовавшие ее крушению. Конечная фаза процесса (VI—VII вв.) характеризовалась крупными переселениями раннеславянских племен (склавинов и антов) на территорию Восточной Римской империи (Византии) и на Балканы. Переправившись в 577 г. через Дунай, славяне заселили Фракию, Македонию, часть Греции, Далмацию, Истрию — вплоть до побережья Адриатического моря, проникли в долины Альп и земли современной Австрии. Территория Восточной Римской империи от Дуная до Эгейского моря была занята славянами, основавшими здесь позднее свои государства.

Венеды, венеты, венды, винды — древнейшее название славян, зафиксированное письменными источниками. В первые века нашей эры их упоминают Тацит, Плиний Старший, Иордан. По их данным, территория расселения венедов охватывала огромные пространства от Одера на западе до Днепра и Оки на востоке и от Балтийского моря на севере до Прикарпатья на юге. Венеды занимались земледелием, оседлым скотоводством, охотой, рыболовством. В начале нашей эры пришли в столкновение с Римской империей. За победу над ними император Волузиан (III в.) получил титул «Венедский». Иордан (VI в.) сообщал, что в его время венеды именовались антами и склавинами, однако он перечислял венедов, антов и склавинов как отдельные группы племен. Непосредственные потомки венедов стали этническим субстратом для формирования восточных, западных и южных славян.

Воевода — военачальник, правитель в древней Руси и других славянских государствах. С X в. упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или народного ополчения.

Военная демократия — последняя стадия разложения первобытного общества при переходе его в классовую структуру. Характеризуется сильной властью военных вождей в сочетании с остатками первобытной демократии и коллективизма в общественной организации.

Волыняне — племенное объединение восточных славян, проживавших по обоим берегам Западного Буга и в истоках реки Припять. Вероятно, являлось одним из объединений, возникших на территории племенного союза дулебов, обитавших здесь уже в VII в. Вошли в состав Киевского государства в конце X в. в результате походов Владимира Святославича, подчинившего Червенскую и Перемышленскую земли, населенные волынянами.

Вятичи — союз восточнославянских племен в верхнем и среднем течении реки Оки. Происхождение названия спорно. По летописной версии, произошло от легендарного родоначальника Вятко. По мнению некоторых исследователей — от древнего наименования славян — «венды». В середине X в. вошли в состав Киевской Руси. С XII в. — в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Городища, грады — центры славянских поселений. Слово встречается в летописях, начиная с XII в. Грады располагались на высоких берегах рек или возвышенностях. Представляли собой треугольные, круглые или прямоугольные площадки, обычно защищенные естественными рубежами. Укреплялись рвами, земляными валами, иногда бревенчатыми стенами. Обеспечивали защиту окрестного населения от нападений, были центрами ремесел.

Древляне — племенное объединение, занимавшее территории Полесья, Правобережной Украины по течению рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с бужанами, волынянами, дреговичами. Главный город — Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевского государства. Были обложены данью Олегом (883), но после его смерти подняли восстание (912) и перестали платить дань. Князь Игорь, пытавшийся подчинить древлян, был убит по приказу древлянского князя Мала (945). Вдова Игоря Ольга жестоко расправилась с древлянами, уничтожив местную знать и предав огню их города. Земля древлян была обращена в киевский удел с центром в городе Вручий (Овруч). Имя древлян последний раз встречается в летописи под 1136 г., когда их земля была подарена киевским князем Ярополком Десятинной церкви.

Дреговичи — племенное объединение восточных славян, расположенное между Припятью и верховьями Западной Двины. Имели свое княжение с центром в городе Туров на Припяти. С X в. в составе Киевской Руси. Их территория стала позднее основой Туровского княжества.

Дулебы — славянский племенной союз на территории Западной Волыни, известный как Антский (дулебы, хорваты, моравы). В VII в. был подчинен аварами. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе киевского князя Олега на Царьград. В X в. объединение распалось, и дулебы вошли в состав Киевской Руси. В «Повести временных лет» упоминаются как волыняне и бужане.

Дым — древнейшая единица налогового обложения («подымное»), размеры которой варьировались. Отождествлялась с индивидуальным крестьянским хозяйством (двор, очаг, дым). Существовала на Руси в IX—XIV вв.

Ильменские словене — одно из самых крупных славянских объединений, расположенное на побережье озера Ильмень и в бассейне рек Волхова, Ловати, Мсты, Мологи. Древнейшее поселение — городище Старая Ладога (VII—VIII вв.). Позднее возникли Новгород и Старая Руса. Соседствовали с финно-угорскими племенами (чудь, меря, весь) и вместе с ними в начале IX в. образовывали племенной суперсоюз — Славию. Об ильменских словенах летопись упоминает в связи с рассказом о «призвании варягов» (862). Территория ильменских словен стала позднее ядром Новгородской республики.

Каган, хакан («хан ханов») — титул верховного правителя многоплеменной державы (каганата) у восточных славян и древних тюркских народов — авар, печенегов, хазар. После освобождения полян в конце VIII — начале IX в. от владычества хазар был принят киевскими князьями, что подчеркивало независимость Руси от Хазарского каганата. Арабские писатели упоминают «Русский каганат» с центром в Киеве. Этот титул правители Руси сохраняли до XII в.

Капище — языческое святилище, культовое сооружение у восточных славян. Считалось местом пребывания божества. Обычно в центре его помещался идол, над которым на столбах располагался двускатный навес с украшениями. Упоминаются в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Известны по археологическим раскопкам в Киеве и под Новгородом.

Кривичи — одно из крупнейших объединений восточного славянства, занимавшее области в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Главные города — Смоленск, Полоцк, Изборск. В IX в. были включены в состав Киевской Руси. В XI—XII вв. территория кривичей вошла в состав Смоленского и Полоцкого княжеств, северо-западная часть — в состав Новгородской земли. Племенное название связывают с именем мифологического родоначальника кривичей — Крива или с литовским наименованием верховного жреца Криве.

Куявия, Куяба — по сведениям арабских географов — один из центров древней Руси, предшествовавших Киевскому государству. По данным аль-Джейхани существовал в IX в. Большинство историков предположительно связывают его с Киевом.

Легенда о призвании варягов — летописное сообщение, помещенное в «Повести временных лет» под 862 г. (датировка спорна) о приглашении ильменскими словенами и финскими племенами (чудь, весь, меря) по решению веча на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Достоверность этого сообщения, послужившего основой для возникновения «норманнской теории», ставится некоторыми учеными под сомнение и рассматривается как более поздняя аппликация в первоначальный летописный текст. Это известие было внесено, по-видимому, для противодействия стремлению Византии навязать Руси политическую зависимость вместе с подчинением церкви Константинопольскому патриархату.

Мир — родовая община, объединение нескольких родовых коллективов (с XII в. — собирательное название крестьянской сельской общины).

Норманнская теория — одна из версий, объясняющая причины и обстоятельства возникновения государства у восточных славян. Основана на летописной легенде о «призвании варягов». Ее сторонники («норманисты») связывают возникновение древнерусского государства с деятельностью варяжских князей, не всегда учитывая иные факторы. Была впервые сформулирована в XVIII в. российскими историками немецкого происхождения Миллером, Шлецером и Байером. Первым против нее выступил М. В. Ломоносов.

Община, вервь, задруга — форма объединения людей, основанная на общем владении землей, на соседских, а не на кровнородственных связях. Вервь составляла территориальную единицу, управляющуюся общим сходом (вече) и выборными старейшинами. Множество таких общин составляли волость.

Племя — совокупность нескольких родовых общин (миров), имеющих общую территорию, хозяйство, обычаи, культы, организацию управления, племенной совет (вече), вождей, старейшин. Восточнославянские племена, по сообщению «Повести временных лет», жили «каждый со своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим».

Племенные союзы — территориально-военные федерации нескольких племен (иногда нескольких десятков племен), объединенных общими хозяйственными задачами или необходимостью борьбы с внешней опасностью. У восточных славян процесс их образования интенсивно протекал с V в., в эпоху их расселения. Наиболее ранним из славянских племенных союзов являлся Прикарпатский (Антский) во главе с дулебами или волынянами, сложившийся в период их борьбы с аварами. Следы существования крупных племенных объединений задолго до образования государства сохранила «Повесть временных лет», называющая полтора десятка племенных союзов. Эти объединения носят как племенные (дулебы, радимичи, вятичи), так и территориальные названия (полочане, бужане, дреговичи, древляне). Летописец называет перечисленные племена «княжениями», поскольку во главе племенного союза стоял князь, управлявший с помощью совета и веча. Союзы племен принято считать переходной формой от родоплеменной общественной организации к государству.

«Повесть временных лет» — общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. и известный в двух главных редакциях — Лаврентьевской и Ипатьевской. Предположительно, первым автором летописи был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Важнейшей задачей своего труда он считал выяснение, «откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити». При этом особое внимание Нестор уделил пропаганде единства княжеского дома Рюриковичей. После вокняжения Владимира Мономаха (1113) летопись дополнил и переработал игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр. Он довел изложение до 1116 г., подчеркнув значение деятельности Мономаха и преувеличив его роль в событиях конца XI — начала XII в. Дополнения Сильвестра утверждали варяжское происхождение Руси и связывали ее с западноевропейскими народами. Возможно, эти вставки объяснялись европейскими родственными связями семьи Мономаха. В 1118 г. летопись подверглась новой переделке, которая обосновывала родство дома Мономаха с византийскими императорами. Несмотря на известную тенденциозность, в целом «Повесть временных лет» представляет важнейший источник для изучения славянского этногенеза и социально-политической истории Киевской Руси. Древнерусская история представлена в ней как часть всемирной и связана с историей славянства. На ней основано большинство сохранившихся летописных памятников более позднего времени.

Поляне — восточнославянский племенной союз VI—IX вв., занимавший территорию по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Происхождение этнонима «поляне» летописец объясняет тем, что они «в поли седоху». Центр объединения — Киев. Территория полян явилась основным ядром создания древнерусского государства.

«Путь из варяг в греки и из грек по Днепру» — система речных путей в древней Руси, связывавших Черное море с Балтийским. Сложился не позднее IV—V вв. Его общая протяженность (от устья Невы до устья Днепра) составляла приблизительно 2200 км. Письменные и археологические данные свидетельствуют о большом значении этих торговых путей в истории славян. Именно по ним возникли древнейшие русские города: Ладога, Новгород, Старая Руса, Смоленск, Любеч и др. На лодках-однодеревках русские купцы везли в Византию пушнину, полотно, мед и воск, рабов. С юга, вверх по Днепру, ввозили вино, пряности, фрукты, дорогую посуду и ювелирные изделия. В XI—XII вв. в связи с дроблением Руси и крестовыми походами, установившими связь с Востоком через Средиземное море, этот путь утратил свое значение. Его описание имеется в «Повести временных лет» и у византийского императора Константина Багрянородного (середина X в.).

Рало — орудие земледелия, близкое по типу к примитивному плугу. Рало с железным наконечником известно у восточных славян в I тыс. н. э. В IX—X вв. появился плуг.

Радимичи — восточнославянский племенной союз, располагавшийся в восточной части верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам. С середины IX в. радимичи платили дань хазарам. В 885 г. князем Олегом были присоединены к Киевской Руси. Окончательно потеряли самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито на реке Пищане воеводой князя Владимира Волчьим Хвостом. Позднее их территория вошла в состав Черниговского и отчасти Смоленского княжеств.

Род — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя.

Русь — русская земля, название народа и государства восточных славян с центром в Среднее Поднепровье. Происхождение этого термина историки-норманисты связывают с летописной легендой о призвании варягов, пришедших княжить в Новгород с «русью», т. е. со своим племенем. Из этого следует, что название государства и народа имеют не славянское, а скандинавское происхождение. Аргументация противников (антинорманистов) основана на том, что о «русах» и «Руси» сообщают арабские и византийские источники VI—VIII вв., а также Бертинские анналы. В тексте летописи также указывается на связь «руси» с княжеством полян. Некоторые лингвисты считают, что корни «рус» и «рос» возникли в эпоху славянской языковой общности, т. е. значительно раньше «призвания варягов».

Северяне — союз восточнославянских племен, занимавший земли по рекам Десне, Сейму, Суле и их притокам. Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными — радимичи и вятичи. Восточные и южные границы северян, лежавшие по окраине степей, занятых кочевниками, не были постоянными; временами они достигали верховьев Северного Донца. В VIII — начале IX в. северяне платили дань хазарам. Около 865 г. вошли в состав Киевской Руси.

Славия — название области Руси у арабских авторов X в. По сообщениям Ибн-Хаукаля, это главная, «самая высшая из них, называют (ее) ас-Славия, и царь их в городе Салау». Историки отождествляют Славию с территорией ильменских словен, а город Салау (Слава) — с Новгородом или предшествующим ему поселением.

Склавины — у византийских писателей VI в. название одной из групп славянских племен на северных границах Византии. По сведениям Иордана, заселяли земли на севере до реки Вислы, на востоке до реки Днестра, на западе до среднего течения реки Саввы, представляя западную группу славянских племен. С начала VII в. (после того, как имя антов, разгромленных аварами, перестало упоминаться в источниках) склавины встречаются как собирательное название славян вообще. Оно сохранилось в названии Склавинии, которое в византийских источниках обозначает области Пелопонеса и Македонии, густо заселенные славянами.

Тиверцы — одно из восточнославянских племенных объединений. Занимали территорию между Днестром, Прутом и Дунаем, доходившую на юге до Черного моря. В 907 и в 944 гг. принимали участие в походе на Византию. В середине X в. вошли в состав Киевской Руси. Под натиском печенегов и половцев в XII в. отошли на север, где постепенно смешались с местным населением.

Тотемизм — первобытный культ, связанный с представлениями о родстве между группами людей (обычно родами) или другими тотемами — видами животных, растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Требище — языческое святилище у восточных славян, место совершения религиозных обрядов, гаданий и принесения жертв (треб). Обычно располагалось под открытым небом, в священном лесу или на горе, иногда было окружено валом и рвом. Для принесения жертв (в виде продуктов сельского хозяйства или животных) предназначался обычно огромный камень с нанесенными магическими знаками.

Уличи — одно из племенных объединений восточных славян, расселившихся по нижнему течению Днепра, по Бугу и на берегах Черного моря. Вели упорную борьбу с киевскими князьями за свою самостоятельность. В течение трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом (около 940). В середине X в. были включены в состав Киевского государства. Под натиском кочевников отошли на север. Последнее упоминание в летописи относится к середине X в.

Фетишизм — культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлению верующих, сверхъестественными свойствами.

Хазарский каганат — государственное образование, возникшее в середине VII в. во главе с каганом. Столица — Семендер, с начала VIII в. — Итиль. Включало территории Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. С VII в. Каганат враждовал с Византией, угрожая ее владениям в Причерноморье. В зависимости от хазар находились соседствовавшие со степью славянские племена (поляне, северяне, вятичи, радимичи), которые платили дань хазарам «с дыма» деньгами и пушниной. Освобождение от хазарского ига «Повесть временных лет» связывает с походами князя Олега (965), подчинившего славянские племена своей власти.

Хазары — тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе около IV в., после нашествия гуннов и кочевавший в районе Каспия. В середине VII в. хазары образовали государство (каганат), представлявшее федерацию многих племен. В Хазарии происходил частичный переход к оседлости, развивалось сельское хозяйство и феодальные отношения, существовало домашнее рабство. До VIII в. хазары были идолопоклонниками, в конце столетия верхушка хазар приняла караимское вероисповедание. После разгрома Каганата в X в. хазары как самостоятельный этнос исчезли, растворившись среди других кочевников (половцев).

V

Свод древнейших письменных известий о славянах. В 2 т. М., 1994—1995.

Горский А. А. Проблема происхождения названия «Русь» в современной советской историографии // История СССР, 1989, № 3.

Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.

Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М., 1985.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

Ляпушкин И. И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII — I половина IX в.). М.;Л., 1968.

Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв. М., 1993.

Пьянков А. П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. Мн., 1980.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. В 2 т. М., 1981—1987.

Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994.

Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000.

Славяне и скандинавы. М., 1986.

Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

Фомин В. В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси // Вопросы истории, 2004, № 8.

Франклин С., Шепард Дж. Начало Руси. 750—1200. СПб., 2000.

Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории, 1991, № 6.

<< | >>
Источник: О. А. Яновский, Л. Л. Михайловская, С. В. Позняк и др.. История Руси, России и Украины (с древнейших времен до конца XVIII в.): Учеб. пособие / Под ред. О. А. Яновского. — Мн.: БГУ,. — 1007 с.. 2005

Еще по теме Теории и версии о начале Руси и русской государственности:

  1. 4.3. Субъектный потенциал технологизации социального
  2. ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
  3. КОММЕНТАРИИ
  4. 2. Библейские философско- правовые корни независимости суда и доктрины разделения властей
  5. 1981 Механизм Смуты (К типологии русской истории культуры)
  6. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  7. Теории и версии о начале Руси и русской государственности
  8. 2. Великая смута, действие второе
  9. Имидж государства как инструмент идеологической борьбы
  10. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  11. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  12. Глава 28 ДЕМОНТАЖ НАРОДА: ОБЩИЙ ХОД ПРОЦЕССА
  13. Г л а в а 3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОНСЕРВАТОРОВ в 1807 - начале 1812 года
  14. Утрата авторитета государственной власти — духовная предпосылка к гражданской войне