<<
>>

§ 1. Вхождение Башкортостана в состав Русского государства и решение земельного вопроса в крае

В середине XVI в. произошло крупное событие в истории края: башкиры добровольно вошли в состав Русского госу

дарства. Процесс этот был сложным и противоречивым. Именно поэтому в исторической литературе по данному вопросу было немало споров.

Одни авторы писали о добровольном вхождении, другие — о завоевании башкир. В 50 — 60-х гг. XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении100. В последние годы, особенно среди публицистов, стали слышны голоса о необходимости пересмотра этой концепции. Однако они в пользу своего мнения не сумели привести сколько-нибудь серьезных материалов.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием особенностей социально-политического положения башкир и крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности и междоусобиц, что отрицательно сказывалось на положении башкир. В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились. В этой обстановке царское правительство повело наступление на Казанское ханство и в 1552 г. завоевало его. Падение Казани резко ухудшило положение Ногайской Орды, Сибирского и Астраханского ханств. Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума.

Несмотря на эти изменения, условий для объединения башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над ними. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Выбор пал на нового соседа — на Русское государство. Возникает вопрос, почему же башкиры решаются войти в состав Русского государства?

Важное значение в этом выборе играла успешная борьба

Русского государства с Казанским ханством. Победа русских

войск в середине XVI в. над Казанью убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело и то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой — добровольно войти в состав России, обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских и башкирских летописях101.

Необходимо сказать о том, что в ранние периоды истории

башкир были случаи добровольного признания ими власти

того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внугри башкирского обш,е- ства, а также их сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир

против ногайских мурз и феодалов.

Конкретный ход вхождения происходил следующим

образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы,

байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г.

Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. в Казань к наместнику царя Ивана IV с просьбой о подданстве. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг. входившие в состав Ногайской Орды жители центральных, южных и юго-восточных районов — башкиры племен Мин, Юрматы, Бурзяи, Кипчак, Усерган, Тамьян, Табын и т. д.3

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда представители башкир ездили в Казань для переговоров о подданстве, что произошло в 1554—1556 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили

жалованную грамоту от царя.

Туда ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг.

Вхождение же зауральских башкир в состав Русского

государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов вглубь Сибирского ханства, зависимые народы и племена заявляли о своем принятии

русского подданства. К ним относятся башкиры из племен Кудей, Айлы, Катай, Сызгы, Салжиут и других, которые приняли русское подданство во второй половине 80-х гг. XVI в. Наиболее дальние племена — Кара- и Барын-Табын, Сынрян вошли в состав Русского государства в 20-х гг. XVII в.

Исключительно важным является вопрос об условиях, на

которых башкиры вошли в состав России. Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и вторжений

соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и

признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, на

сильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию.

Башкиры, в свою очередь, пошли навстречу интересам Русского государства. Прежде всего, они признали себя его подданными. Башкиры далее согласились нести ряд повинно-

стей: платить ясак — поземельную подать, выполнять воен

ную службу за своей счет. На них была возложена охрана государственной границы с казахскими ханствами. Башкиры

должны были участвовать во всех войнах России. Наконец, вхождение Башкортостана значительно расширило террито

рию Русского государства. Границы страны на юго-востоке стали простираться до pp. Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению России.

Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на

взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали

интересам и башкир, и Русского государства.

Вхождение башкир в состав России — событие большого исторического значения. Оно имело прежде всего крупные положительные последствия. После присоединения в крае

прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили

возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это,

в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало

этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные

богатства края. Различные формы колонизации, основание

городов и заводов, в частности, ускорили развитие производительных сил Башкирии.

Отрицательным было то, что царские власти иногда способствовали захвату земель башкир, увеличивали налоги и

повинности, что вызывало недовольство населения края.

В первые века после присоединения ареал расселения башкир охватывал обширную территорию от р. Тобол до Волги, от pp. Илек и Яик до среднего течения р. Камы и устья Сылвы. В конце XVI в. европейская территория края составляла Уфимский уезд. Зауральские земли вошли в состав Тобольского, северо-восточный уголок края — Верхотурского уезда. Центральное управление краем осуществлялось Казанским и Сибирским приказами. В 1708 г. после образования губерний основная территория башкир стала называться Уфимской провинцией и вошла в состав Казанской, зауральские земли — Сибирской губерний.

Со времен вхождения Башкирского края в состав Русского государства до конца XVIII в. сохранялось его прежнее деление на четыре большие части — дороги. Термин «дорога» происходит от монгольского слова «даруга» (начальник, наместник). Ногайская дорога, самая обширная по территории, занимала центральную, южную, юго-западную и юго-восточную части, Сибирская, вторая по величине, охватывала восточную и северо-восточную, Казанская — западную и северо-западную, Осинская — северную части края. Дороги, в свою очередь, делились на волости, представлявшие прежние территории родов и племен. Количество волостей в них не было постоянным, ибо шел постепенный процесс дробления волостей и образования Новых. По материалам первой половины XVIII в., на территории Ногайской дороги насчитывалось около 30, Сибирской — 23- 25, Казанской — 15—17, Осинской — 4 — 5 волостей, всего около 70 — 75 волостей*.

Население края во второй половине XVI в. было мононациональным, оно состояло из башкир. С конца XVI и первой половины XVII в., со времени основания Уфы (1574г.), Мензе- линска (1645 г.) и других крепостей начинается переселение

русского и нерусского населения из Среднего Поволжья и центральных уездов страны, и территория края постепенно становится многонациональной.

Численность населения края в XVI —XVII вв. определить невозможно из-за отсутствия источников. Сохранившиеся исторические материалы по данному вопросу относятся к XVIII в. В 20-х гг. этого столетия в крае насчитывалось башкир около 320 — 380 тыс.,102 русских — около 35 тыс., нерусских переселенцев — около 22 тыс. об. п.103

Природа края создавала благоприятные условия для развития скотоводства, бортничества, земледелия, охоты, рыболовства, а также для разработки полезных ископаемых.

Во второй половине XVI — первой половине XVIII в. башкиры вели многоотраслевое хозяйство, где преобладающее значение имели традиционные занятия — полукочевое скотоводство, бортничество и охота. Земледелие существовало у башкир повсеместно, но для большинства жителей оно имело вспомогательное значение. Некоторое развитие у башкир в изучаемое время получили торговля и ремесло, хотя последнее еще не превратилось в самостоятельную отрасль.

Башкиры также занимались добычей соли, рыболовством, собирательством, рудоискательством, кустарной обработкой железа и меди.

Основным занятием переселенцев — русских, марийцев, татар, чувашей, мишарей, удмуртов и мордвы было земледелие и скотоводство. Определенную роль в их хозяйстве играли бортничество, охота, рыбная ловля. Среди переселенцев, особенно у русских и татар, развивались ремесла и торговля.

Русские, марийцы, татары, чуваши и другие народы косвенно и прямо способствовали переходу башкир к земледелию, перенимая, в свою очередь, у последних некоторые приемы ведения скотоводства, бортничества и охоты. Подобные хозяйственные связи постепенно создавали базу для формирования добрососедских отношений между башкирами и переселенцами.

Во второй половине XVI — первой трети XVIII в. башкиры жили в условиях феодального строя. Башкирские феодалы состояли из тарханов, старост, сотников, верхушки мусульманского духовенства. Привилегированное положение тарханов подтверждалось правительственными грамотами: «Тарханы исстари были у башкирцов наподобие дворян: имели они перед другими разныя преимущества... Тарханы имели вольность перед ясачными в том, что они где бы хотели землею владеть, сена косить и рыбу ловить, в том ясачники спорить не могли, токмо до бортных угодий и бобровых гон не касались»104. Основной обязанностью тарханов была военная служба.

Старосты возглавляли волости, сотники — подразделения последних, имели административные, отчасти — судебные функции, отвечали за несение рядовыми общинниками государственных налогов и повинностей.

Непосредственные производители состояли из рядовых общинников — ясачных башкир. Они были лично свободными, трудились в своем хозяйстве, частично — в хозяйстве феодалов, несли повинности в пользу феодального государства: платили ясак (поземельный налог), выполняли за свой счет военную службу, давали подводы представителям местной царской администрации во время их поездок по краю. Ниже общинников стояли туснаки, которые являлись бывшими ясачными людьми. Последняя категория населения, лищйв- шись своего хозяйства, закладывала себя феодалам, находи- ласв под их властью. Они временно или постоянно работали в их хозяйстве. Кроме того, имелось незначительное количество рабов, состоявшие преимущественно из военнопленных, захваченных во время столкновений башкир со своими соседями -- казахами, калмыками. Они работали в хозяйстве состоятельных башкир, но через некоторое время их отпускали на волю.

Таким образом, рядовые башкирские общинники находились под двойным гнетом: их эксплуатировали «свои» феода

лы и государство.

Формирование русских феодалов в крае начинается в XVII в. Для военно-служилых людей были пожалованы земельные угодья. По мере основания Мензелинска и закам- ских крепостей, Солеварного городка и других крепостей дворяне появляются и в них. Постепенно росла их численность, увеличивались земельные владения. В 1700 г. в Башкирии насчитывалось 162 дворянина, 79 из которых имели

поместной пашенной земли от 250 до 480, 83 — от 500 до

1000 четвертей.

В начале XVII в. в крае появились христианские монастыри, которые также становились землевладельцами. Наряду с местными монастырями, правительство жаловало земли некоторым крупным монастырям Среднего Поволжья и центральных уездов.

Русское трудовое население состояло из дворцовых, государственных, монастырских и помещичьих крестьян. В отли

чие от служилых людей крестьяне переселялись в край самовольно. Состав переселенцев не был однородным. Одну группу составляли крестьяне черных и дворцовых волостей. Они, хотя и появлялись здесь самовольно, не были беглыми и вполне легально устраивались на новом месте в качестве дворцовых и государственных крестьян. Они в основном селились вблизи Уфы и других крепостей. Уфимские власти наделяли их земельными участками за счет башкирских вотчин. По мере надобности часть из них пополняла собой мелких служилых людей крепостей в качестве Казаков, стрельцов и солдат. Другая группа состояла из беглых помещичьих, монастырских, черных и дворцовых крестьян, которые направлялись в край, несмотря на запреты властей. Некоторые беглые крестьяне селились на башкирских землях с согласия владельцев. Но большинство из них самовольно занимало земли, что не могло не осложнять их отношений с башкирами. Несмотря на отрицательное отношение правительства к беглому населению, власти, стремясь использовать все русское население для укрепления своих позиций в крае, не всегда пре-

следовали беглых крестьян, уже осевших там, и последние постепенно превращались в дворцовых или черносошных, отчасти в помещичьих и монастырских крестьян, станови

лись тяглыми людьми.

Оказавшиеся в Башкирском крае различные группы русских крестьян превращались в жителей дворцовых или государственных сел. Дополнительные потребности в различных угодьях, в частности, в рыбных ловлях, сенных покосах,

крестьяне удовлетворяли, приобретая их в оброк у башкир.

Первые русские крестьянские поселения в крае возникли на территории Осинской и Казанской дорог. В самом конце XVI в. появились села Ново-Николаевское, вскоре превратив

шееся в крепость Осу, Николо-Березовка, Ново-Никольское и Рождественское. Несколько позже, ближе к середине XVII в. стали возникать села и деревни вблизи крепостей и монастырей. К ним относятся села Челны, Пьяный бор и Каракули- ио — нар. Каме, Богородское, Красный Яр, Государственные Дуванеи, Монастырские Дуванеи, Чесноковка, Архангельское, Ст. Енгалыш — вблизи г. Уфы.

Этот же процесс в середине и второй половине XVII в.

происходит в Зауральской Башкирии, где села и деревни появлялись около острогов и слобод. Легальные переселенцы селились в них в качестве казенных крестьян. Многие из них

становились казаками и драгунами в острогах. Беглые кресть

яне в первое время селились подальше от слобод и острогов, но через некоторое время их брали на учет, облагали казенными повинностями, что означало их легализацию.

Феодальное государство, дворец, дворяне и монастыри эксплуатировали русских крестьян в крае примерно так же, как и в центральных уездах. Следует отметить, что здесь русские дворяне в XVII — первой трети XVIII в. имели меньшее

количество крепостных крестьян по сравнению с центральными районами. Большинство уфимских дворян в среднем владело 5 дворами крепостных крестьян. Некоторые из них вообще не имели крепостных людей. Нуждаясь в рабочих руках, дворяне закабаляли местное русское и нерусское население при помощи долга, закладной кабалы, прибегали к найму работников.

Промежуточное положение между феодалами и крестьянами занимали стрельцы, уфимские казаки, пушкари, воротники, подьячие, беломестные казаки зауральских острогов и слобод, солдаты и драгуны, которые несли военную службу в Уфе и других крепостях за денежное и хлебное жалованье или с пашни. Кроме земли, полученной от казны, они брали рыбные ловли, леса и другие угодья от башкир в оброк.

Нерусское население из числа переселенцев также не было однородным по своему социальному положению. Постепенно феодальная верхушка формируется и в этой среде. Первоначально ее ядро составили переселенные правительством из Среднего Поволжья в край в середине XVII в. для несения военной службы по 100 семей мишарских и татарских феодалов. Служилые мишари были пожалованы поместным окладом от 100 до 130, татары — по 60 четвертей пашенной земли и соответствующим количеством сенокосов. Кроме этого, мишарские и татарские феодалы пользовались башкирскими землями на условиях припуска. В последующее время правительство более не практиковало организованное переселение мишарской и татарской верхушки.

Основная масса переселенцев, состоявшая из марийцев, татар, чувашей, удмуртов и мишарей, являлась выходцами из Среднего Поволжья. Царское правительство запрещало им самовольные переселения, башкирам предписывалось выдавать их властям для возвращения на места выхода. Однако башкиры, проявляя гостеприимство, принимали и укрывали беглых, поселяли их на своих землях, помогали им выжить в самую тяжелую для них пору. Тем самым оказавшиеся среди башкир многие тысячи беглых марийцев, татар, чувашей, удмуртов и мишарей были спасены от верной гибели, получили возможность жить и трудиться. Башкирский край превращается в их вторую родину.

Поселившиеся на башкирских землях перечисленные беглые люди стали называться припущенниками. Припущен- ники состояли из бобылей и тептярей. Бобыли составляли преобладающее большинство среди переселенцев. Они занимали башкирские земли в основном самовольно, тептяри же заключали с вотчинниками письменный договор, платили вотчинникам за землю небольшой денежный оброк.

Итак, переселение на Южный Урал заметно изменило положение русских, марийских, татарских, чувашских, удмуртских и мишарских крестьян. Подавляющее их большинство здесь оказывалось на положении государственных или дворцовых крестьян, отчасти мелких служилых людей. Очень немногие из них попадали под власть дворян и монастырей. Наличие достаточных земельных угодий, относительная свобода хозяйственной деятельности в соответствии с новым их статусом, богатая башкирская природа, позволяющая им заниматься разнообразной деятельностью, сочувствие и помощь со стороны башкир — все это делало их положение более предпочтительным по сравнению с жизнью на старой родине. Правда, и в Башкирии они терпели феодальный гнет и произвол. Тем не менее никто из них не хотел возвращаться на свою родину.

<< | >>
Источник: Акманов А. И.. Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI — начале XX в. - Уфа: Китап. - 360 с.. 2007

Еще по теме § 1. Вхождение Башкортостана в состав Русского государства и решение земельного вопроса в крае:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. § 1. Вхождение Башкортостана в состав Русского государства и решение земельного вопроса в крае