Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА I (вторая четверть XVIII в.)
Петр I не успел назначить себе преемника. Находясь при смерти, он потребовал бумагу, но смог написать лишь несколько неразборчивых строк: «Отдайте все... » Отсутствие завещания и преемника привело к тому, что уже у смертного одра императора развернулась ожесточенная борьба за престол между дворянскими группировками — «пигмеи спорили о наследии великана» (Н.
М. Карамзин). К моменту смерти Петра I при дворе образовались три партии: в поддержку Екатерины, в поддержку Петра Алексеевича (сына царевича Алексея) и в поддержку дочерей брата и соправителей Петра I в 1682—1689, Ивана V. Во всех трех партиях были влиятельные представители княжеских и дворянских фамилий, но судьбу трона решала новая политическая сила, которая стала определяющей в XVIII в. — гвардия. От смерти Петра I в 1725 г. до восшествия на трон Екатерины II в 1762 г. на российском престоле сменилось шесть государей, двое из которых, Иван VI Антонович и Петр III, были свергнуты силой и убиты, а остальные восходили на трон в сложной политической борьбе.В последние годы в исторической науке развернулась дискуссия о роли гвардии в дворцовых переворотах и — шире — во внутренней политике России XVIII в. Ряд авторов сходится во мнении, что гвардейцы были носителями особой, «преторианской» психологии, помогавшей им без всякого почтения относиться к членам царствующей фамилии, которым жилось неплохо при всех правителях, независимо от национальности. Поэтому их участие в переворотах объяснялось не чувством патриотизма, а особенным гвардейским менталитетом, заставлявшим ощущать себя некими ограничителями самодержавного произвола. С другой стороны, историк Е. В. Анисимов, который изучал возрастной и сословный состав гвардейцев, показал, что на 30 % это были старослужащие солдаты, помнившие Петра I и распропагандировавшие остальные 70 % в патриотическом духе. Именно гвардия в рассматриваемый период во многом решала вопрос о том, кому быть на престоле.
Петр I создал могучий и разветвленный административный аппарат. С тех пор и слабый монарх, даже младенец, мог сидеть на российском престоле и управлять империей, опираясь на слаженные действия огромной государственной машины. Однако легко было пребывать на троне, легко было и лишиться его. Для управления огромной империей не нужен был сильный государь, имя и род которого освящены древней традицией. Его можно было заменить на кандидата, отвечающего интересам и желаниям какой-либо придворной группы. Император при всей своей огромной власти оказывался игрушкой в руках могучих политических сил.
Эпохой «дворцовых переворотов» назвал период с 1725 по 1762 гг. российский историк В. О. Ключевский. Это время постоянных верхушечных заговоров, нескончаемых интриг, борьбы за власть, удачных и неудачных попыток захватить императорскую корону, время правления «ничтожных наследников северного исполина» (А. С. Пушкин). Привилегированные гвардейские полки, которые держали сторону той или иной придворной партии, были способны в одну ночь решить судьбу империи на годы и десятилетия вперед. К тому же личность монарха и борьба различных группировок при дворе определяли весь стиль правления государством, а малейший каприз государя или его фаворита мог стать поводом для серьезных изменений в жизни страны. Однако именно в эти годы петровские преобразования показали свою жизнеспособность, прошли испытания временем, а страна прочно утвердилась как одна из ведущих мировых держав.
Петровские традиции во внешней политике в основном сохранялись, хотя в осуществлении курса имели место непоследовательность и колебания. Постоянным на протяжении XVIII в. противником России была Османская империя. Турецкая экспансия, приведшая к захвату половины Европы, непосредственно угрожала российским границам и неминуемо вступала в противоречие с задачей расширения империи. Османы угрожали не только России, но (а, может быть, прежде всего) и Австрии. Отсюда постоянные в XVIII в. союзнические отношения Петербурга и Вены, начавшие активно разрушаться только с ослаблением Турции.
Соперником России на севере Европы оставалась Швеция, не терявшая из вида идею реванша; на юге продвижение российских войск на Кавказе неминуемо должно было привести к столкновению с Персией; не оставляли равнодушными российское правительство и проблемы Речи Посполитой. Противоречия внутри этой системы международных отношений, периодически достигавшие критической массы, приводили к многочисленным вооруженным конфликтам, в которых участвовала Россия: 30-е гг. — война за т. н. «польское наследство» (фактически с Францией); российско-турецкая война 1736—1739 гг.; через два года — конфликт со Швецией 1741—1743 гг.; следующее десятилетие ознаменовалось участием России в широком европейском столкновении — Семилетней войне 1756—1763 гг.Политические перевороты послепетровского периода по своему характеру не выходили за рамки борьбы между дворянскими группировками, и ни в экономическом, ни в культурном смысле эта эпоха не была временем упадка или застоя. Они не являлись государственными, т. е. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства. В целом, наиболее правильно было бы оценивать время дворцовых переворотов как период развития дворянской империи от петровских преобразований до новой крупной модернизации страны при Екатерине II.
I
Борьба за власть после смерти Петра I была вызвана тем, что император не назначил себе преемника, поэтому ожесточенная возня вокруг трона развернулась между различными группировками высшего дворянства сразу после кончины императора. Основными кандидатами на престол являлись вторая жена Петра I Екатерина и его внук, сын погибшего царевича Алексея, Петр. Екатерину поддерживала так называемая новая знать, ближайшие друзья и сподвижники Петра I — А. Д. Меньшиков, Ф. М. Апраксин, П. А. Толстой и др. Малолетнего Петра (которому было только девять лет) поддерживали представители старой знати, вельможи из старинных боярских и дворянских родов — князь Д. А. Голицын, фельдмаршал А. И. Репнин, князья Долгорукие.
Вопрос о наследнике императорского престола решила гвардия, которая была безгранично предана Петру I и его жене Екатерине. А. Д. Меньшиков и П. А. Толстой, которые были популярны у гвардейских полков, организовали ее выступление. Когда высшие сановники обсуждали вопрос о престолонаследии, в зал заседания вошли гвардейские офицеры, кото рые откровенно высказались в пользу Екатерины. В это время с Дворцовой площади раздался барабанный бой: там уже стояли гвардейские Преображенский и Семеновский полки. Фельдмаршал А. И. Репнин, который был сторонником кандидатуры малолетнего Петра, с возмущением спросил, кто без его ведома привел ко двору гвардейские полки. Командир ответил: «Я велел прийти им сюда по воле императрицы, которой всякий подданный должен повиноваться, не исключая тебя». После этого участники заседания были вынуждены единогласно согласиться на коронование Екатерины. Провозглашение Екатерины императрицей явилось ударом по старой, родовитой знати. Победила группировка «птенцов гнезда Петрова» во главе со «светлейшим» князем А. Д. Меньшиковым.
По отзывам современников, Екатерина I сочетала в себе черты женственности и мужской отваги. Недолгое ее царствование (она умерла в мае 1727 г.) ознаменовалось фактически одним важным событием — учреждением Верховного тайного совета в феврале 1726 г.
Сущность и роль Верховного тайного совета были обусловлены ожесточенной борьбой за власть между старой и новой знатью, которая обострилась с началом правления Екатерины I. Точная причина его создания не ясна. Вероятно, он был организован из-за недостаточной оперативности Сената в решении важных внутренних и внешних государственных дел. Совет состоял из семи человек, которые имели различные взгляды и суждения.
«Верховники» являлись представителями старой и новой знати. Членами совета были зять Екатерины I герцог Голштинский и виднейшие сановники из ближайшего окружения Петра I (А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, П. А. Толстой, Д. М. Голицын, А. И. Остерман).
Таким образом, предполагалось, во-первых, уменьшить роль и претензии родовитой знати, а во-вторых, ограничить власть и влияние А. Д. Меншикова. П. А. Толстой, В. М. Апраксин, Г. И. Головкин видели в нем средство для обуздания претензий А. Д. Меньшикова на единоличное правление, но вышло наоборот — именно он стал «серым кардиналом» екатерининского царствования. И, по выражению историка Н. И. Павленко, «Екатерина смотрела на мир глазами светлейшего».Роль и значение совета были велики. В частности, предписывалось, что «никаким указам прежде не выходить, пока они в Тайном Совете совершенно не состоялись». В силу неспособности или нежелания Екатерины I управлять страной, все вопросы внутренней и внешней политики рассматривались и решались «верховниками». Во внутренней политике совет стремился к полному удовлетворению интересов дворян, что выражалось в попытках облегчить дворянскую службу и уменьшить обязанности дворянства как служилого сословия. В области внешней политики Совет отказался от широких программных действий и полностью бездействовал. Острые противоречия и вражда между «верховниками» сохранилась на всем протяжении существования Совета. После упразднения Верховного тайного совета в 1730 г., «верховников» отстранили от государственной деятельности и почти всех выслали.
Еще по теме Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА I (вторая четверть XVIII в.):
- 2.2. Государственный строй
- Социально-экономическое и культурное развитие России в XVII веке
- КОММЕНТАРИИ
- § 2. ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
- 2. Реформы Петра Великого.
- 2. Дворцовые перевороты 30—40 годов XVIII века Укрепление самодержавной власти.
- Московское восстание 1648 г
- Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА I (вторая четверть XVIII в.)
- ГЛАВА 1 ГОЛ 1786-й. Соседство лвух империй. Курилы. Сахалин. Пекин. Корея
- Г л а в а 3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОНСЕРВАТОРОВ в 1807 - начале 1812 года
- Г л а в а 6 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПРАВОСЛАВНОЙ ПАРТИИ» в 1816-1825 годах
- XVIII В. О. Ключевский (1841-1911)
- Комментарии
- РАЗНОЕ И НЕОБЫЧНОЕ О ПОЛИТИКЕ
- 3. РОССИЯ В XVII в.
- 1. РОССИЯ В XVIII в.