<<
>>

Вопрос 26. Культура Руси (России) в IX - XVII вв.

1

Д

¦3

Понятие-культуры -              -----              --

Культура, восточных славян и Киевской Руси .

-Особенности руеекой?цуяьтуры периода-

монголо-татарского ига \

КультураМосковского ггоеудцрртва • ¦ ¦ Церкоашйраскол ДШІ в^              ,              ,~

  1. Культура в широком смысле — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Духовная культура — наиболее ценные произведения человеческого творчества, зафиксированные на материальном носителе и доступные окружающим.

Основными направлениями духовной культуры являются:

  • литература;
  • живопись;
  • музыка;
  • архитектура;
  • иные виды культуры.
  1. В догосударственный период культура восточных славян была представлена в основном предметами быта — избы, посуда, рубаш- ки-вышиванки, народные песни, которые стали результатом carnea древнеславянской оседлой и скифо-сарматской степной культур. Особый прорыв в культурной сфере происходит в период расцвета Киевской Руси при Владимире Красное Солнышко и Ярославе Мудром после принятия Русью христианства:
  • распространяется грамотность;
  • на Руси появляется собственная письменность — "кириллица", разработанная Кириллом и Мефодием и получившая распространение в Болгарии и Киевской Руси;
  • идет бурное строительство (яркие памятники — Софийский собор и Золотые ворота в Киеве);
  • происходит расцвет истории и литературы ("Повесть временных лет”, "Слово о полку Игореве").
  1. Культура Руси в период монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.) носила сильный религиозно-православный и патриотический оттенок:
  • расцвела иконопись (выдающийся представитель — 'Андрей Рублев);
  • православно-патриотическая проза (Сергий Радонежский);
  • поэтическо-патриотическая проза ("Задонщина");
  • патриотические былины ("Сказание о Евпатии Коловрате", "Садко");
  • исторические хронографы.

Это не случайно, поскольку православие стало главной духовной опорой русского народа в период ига; в русском народе также жила ностальгия по былой славе предков.

  1. После свержения монголо-татарского ига в 1480 г.
    в Московском государстве почти во всех сферах культуры восторжествовал помпезный имперско-византийский стиль:
  • Московское государство, освободившееся от монголо-татар вслед за падением Византийской империи, было объявлено наследником Византии и Римской империи (Москва — Третий Рим);
  • Московская Русь берет византийские государственные символы — византийского двуглавого орла в качестве герба;
  • в центре Москвы по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти возводится современный Московский Кремль и Покровский собор (храм Василия Блаженного);
  • окончательно формируется русский язык, выходит первая печатная книга — "Апостол", изданная Иваном Федоровым.
  1. Отличительной чертой русской культуры конца XVII в. стал церковный раскол:
  • православная церковь и верующие раскололись на два крупных лагеря — старообрядцев и сторонников церковных реформ;
  • старообрядцы, лидером которых стал протопоп Аввакум, выступали за абсолютную незыблемость всех церковных канонов, сохранение древнейших обрядов, аскетизм;
  • реформаторы во главе с патриархом Никоном выступали за реформы в церкви, упрощение обрядов, приведение в соответствие с европейскими нормами;
  • кроме того, Никон выступал за возвышение роли церкви, придание патриарху статуса, равного царю;
  • реформаторы и власть преследовали старообрядцев; последние были вынуждены уходить в "скиты", на необжитые территории, вести замкнутый образ жизни,
  • победа реформаторов была временной; пришедший к власти Петр I выступил резко против засилья церкви в государстве, должность патриарха была ликвидирована, а церковь максимально удалена от государственных дел.

<< | >>
Источник: А.В. Якушев. История России (конспект лекций). — М.: А-Приор,. — 368 с.. 2011

Еще по теме Вопрос 26. Культура Руси (России) в IX - XVII вв.:

  1. 2. Русская идея: проблема национального величия России
  2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУСИ
  3. § 4. Зарождение рефлексии о вере в русской культуре XIX в.
  4. 5.2. Развитие современной культуры в Монголии и влияние России
  5. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИОГРАФИЯ В РОССИИ
  6. 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
  7. ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РКИ
  8. Культура СССР и России постсоветского периода
  9. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА НАРОДА В ИСТОРИИ РОССИИ
  10. К вопросу о среднеевропейской автохтонности Беларуси