<<
>>

ВОЗВРАЩЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

Сразу после распада СССР Россия начала получать «демографическую помощь» от ближнего зарубежья. Из бывших окраин, получивших независимость, в Российскую Федерацию перебрались более млн человек.

В их число вошли 1,6 млн официально зарегистрированных беженцев и вынужденных мигрантов. 70% новоприбывших составляли этнические русские 11.

Времена изменились. Много столетий русские покидали так называемую Центральную Россию, примерно равную территории средневекового Великого княжества Московского, заселяя окраины расширяющегося государства. Они обосновывались на равнинах и в предгорьях к северу от Кавказского хребта, прошли всю Сибирь до Тихого океана, селились в городах Центральной Азии и Прибалтики. Апогеем миграции русских в тогдашние союзные республики стали 1960-е годы. Начиная с 1970-х процесс приобрел обратное направление, в результате чего за последние двадцать лет существования Советского Союза прирост населения Российской Федерации составил 2,5 млн человек 12.

Эта уже существовавшая тенденция резко ускорилась, когда «братские республики» обрели независимость: некоторые из них окунулись в водоворот войн и конфликтов, власти других давали понять, что русское население досталось им в наследство от тоталитарного или колониального прошлого, а потому в новом государстве ему отнюдь не рады. Молдавские националисты скандировали в адрес русскоязычных жителей республики: «Чемодан — вокзал — Россия!».

В результате русское население Молдавии, Узбекистана и Киргизии сократилось наполовину, Армении и Азербайджана — втрое, Грузии — вчетверо, а в истерзанном войной Таджикистане — в семь раз. Этот исход — только из Узбекистана в Россию с 1991 по 2008 гг. вернулось 900 тыс. русских 13 — отчасти напоминает отъезд европейцев из колоний после обретения независимости. Впрочем, здесь есть и отличия, связанные с географической и культурной близостью бывших окраин к России, распространенностью смешанных браков и отсутствием колониальных войн — отчаянных попыток сохранить империю.

О Чечне речь пойдет отдельно, здесь же достаточно отметить, что русскоязычное население почти полностью покинуло эту республику, формально входящую в состав Российской Федерации.

Накануне распада СССР и сразу после него этническая консолидация стала общей тенденцией. Только в 1990 г. на родину вернулись 150 тыс. украинцев, а за следующие десять лет это сделали еще 200 тыс.14 В 1990—2007 гг. в родную республику переехали и 260 тыс. белорусов 15. В Армении и Азербайджане консолидация по национальному признаку подпитывалась войной в Нагорном Карабахе, а также погромами в Баку и других городах.

Тем не менее большинство из 25—26 млн русских, оказавшихся в декабре 1991 г. за пределами Российской Федерации, не стало трогаться в путь. В странах с наибольшим русским населением, Украине и Белоруссии, они не только автоматически получили гражданство (это делалось во всех государствах бывшего СССР за исключением Эстонии и Латвии), но и чувствовали себя как дома, не испытывая никакого дискомфорта. В Белоруссии важную роль сыграл тот факт, что по результатам референдума, проведенного в 1995 г., русский язык наряду с белорусским получил статус государственного, и это закрепило его фактическое преобладание. На юге и востоке Украины, где проживает большая часть русского населения, русский язык также преобладает, несмотря на кампании по «украинизации» страны, периодически организуемые Киевом. Собственно, и в самом Киеве, где большинство жителей составляют украинцы, говорят в основном по-русски. Конечно, некоторые русские покинули и эту республику, но причиной в основном стала новообретенная самоидентификация и привлекательность экономических условий в России, особенно по сравнению с Украиной. Аналогичным образом большинство украинцев (согласно переписи 2002 г. их число достигает 2,9 млн) и белорусов (800 тыс.), живущих в России, не сочли нужным уезжать: возможно, некоторые из них уже не ощущали прочных связей с «исторической родиной».

Из 3 млн человек, покинувших Казахстан после обретения независимости, немалую часть составляли русские и представители других славянских национальностей. Большинство из них, однако, осталось в республике, а некоторые из уехавших позднее вернулись обратно, привлеченные сырьевым экономическим бумом, благоразумной политикой президента Нурсултана Назарбаева, защищающего права национальных меньшинств, и отсутствием гонений на русский язык.

Что же касается русскоязычных жителей стран Балтии, то для них сравнительно комфортная жизнь и благоприятные экономические возможности перевесили отсутствие гражданства. Менее развитая Россия, к тому же охваченная хаосом, не казалась им достаточно привлекательной.

Таким образом, за лозунгами националистов о «разделенной» русской нации нет реального содержания. Русские в принципе не отличаются очень высоким уровнем национального самосознания. Пятьсот лет существования в рамках империи приучили их сосредотачиваться на государстве, а не на составе населения, которое пополнялось все новыми этническими элементами. Затем из-за тоталитарного характера советского государства произошло распыление общества — масштабных горизонтальных связей власть не допускала. Распад СССР в 1991 г. резко изменил угол зрения: пережив неожиданное крушение своего государства, люди сосредоточились на самих себе, а не на национальном строительстве — будь то внутри России или за пределами ее границ.

К этому необходимо добавить, что после дезинтеграции СССР и открытия прежде запертых на замок границ примерно 3 млн бывших советских граждан выехали на постоянное жительство в другие страны: только в США перебралось до миллиона человек, еще столько же — в Израиль. Из них, вероятно, около миллиона составили жители Российской Федерации 16. Эта цифра сравнима с количеством белоэмигрантов (тоже порядка 3 млн), бежавших из России в ходе Гражданской войны 1918—1921 гг. и после ее окончания. И в начале XX в., и в его конце среди тех, кто навсегда покинул родину, было много образованных людей и высококвалифицированных специалистов — заменить их весьма нелегко. В этом смысле Российская Федерация, естественно, не была исключением из правил среди постсоветских государств. Украина из-за эмиграции потеряла до 10% населения, а Грузия — целых 20%, причем многие лучшие умы отправились на Запад (хотя, конечно, не только туда).

Надежды на то, что возвращение русских на родину из новых независимых государств компенсирует эти потери, оказались в основ

ном тщетными.

Тех, кто, возможно, и хотел отправиться домой, удерживал дефицит достойного и доступного по цене жилья в России, ограниченность экономических и социальных возможностей и в целом негостеприимное отношение к новоприбывшим властей, да и общества в целом.

Сегодня, через двадцать лет после кончины СССР, количество потенциальных эмигрантов-русских, которые могут выехать в Россию из стран СНГ, оценивается примерно в 4 млн 17. В течение первых десяти с лишним лет существования новой России у ее властей попросту не было никакой иммиграционной политики. Теперь они стараются наверстать упущенное.

Программа переселения, которую российское правительство анонсировало в конце 2006 г., пока не дает результатов. В 2007—2008 гг. перебраться в Россию согласились лишь 9 тыс. человек — а ожидалось, что их будет 30—50 тыс. (если не брать в расчет совсем уж необоснованные надежды привлечь за три года 300 тыс. иммигрантов) 18. Но даже с этим слабым притоком власти совершенно не справились. Так, на Дальнем Востоке, который, как считалось, примет многих новоприбывших, за первые два года осуществления программы переселения (2007—2008 гг.) согласились обосноваться лишь 30 семей 19.

Впрочем, даже если все 4 млн русских вернутся на родину, это не решит проблемы дефицита трудовых ресурсов в стране. Ликвидировать его можно лишь за счет продуманной иммиграционной политики. Иммиграция уже стала свершившимся фактом, а вот разумный подход к управлению и регулированию этого процесса пока не выработан.

<< | >>
Источник: Тренин Д.. Post-imperium: евразийская история. 2012

Еще по теме ВОЗВРАЩЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ:

  1. II
  2. ГЛАВА VII РАСПРОСТРАНЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КЛЕРИКАЛИЗМ, МИСТИЦИЗМ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ (КАШИМОВ, ШАКАРИМ, КОПЕЕВ)
  3. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
  4. Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса
  5. IV. «Нелегальная иммиграция» как тема российской внутренней политики
  6. Возвращение соотечественников.
  7. Глава II ЭКОЛОГИЯ
  8. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИЗАНТИИ
  9. ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА
  10. ГЛАВА 1 ГОЛ 1786-й. Соседство лвух империй. Курилы. Сахалин. Пекин. Корея
  11. ВОЗВРАЩЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
  12. Глава 1 ПОМИНКИ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ: ВЗРЫВ ЭТНИЧНОСТИ
  13. Этнические миграции как угроза этнокультурной безопасности России