>>

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В начале третьего тысячелетия человечество находится в опасном и сложном положении: продолжается уничтожение природы, усугубляется неравенство (и несправедливость) в мире людей, расширяются масштабы потребительства, прогрессирует "аксиологическая слепота", обостряется противоречие между человеком и техникой.

Возникает новый класс угроз и опасностей, связанных с формированием информационного общества. Техногенная цивилизация на информационной стадии своего развития бросает экзистенциальный "вызов" человечеству. Большую опасность для мира представляет распад социокультурного кода цивилизации, возрождение "внутрицивилизационного" варварства. Главный вопрос современности заключается в том, насколько человечество в состоянии изменить "направление" цивилизационного развития и обеспечить для себя устойчивое безопасное будущее. Сегодня очевидно, что любые планетарные действия, направляемые идеалами техногенной цивилизации, сопряжены с большим риском и могут привести к катастрофе. Следовательно, поиск новых ценностей цивилизации имеет воистину судьбоносное значение для человека и человечества. Исследование аксиологических оснований общественного развития приобретает исключительную актуальность в наши дни в связи с тем, что происходит смена мировых цивилизаций. Как показывают исследования истории цивилизаций, смена мировых цивилизаций определяется прежде всего духовным миром, новыми ценностями и новыми возможностями человека (177. С.318). Проблема состоит в том, что современная индустриальная цивилизация, породив мощную технонауку и феномен глобализации, оснастив мировое сообщество информационными и телекоммуникационными технологиями, не создала прочной духовно-ценностной основы планетарной жизнедеятельности человека.

Актуальность темы исследования связана с пониманием и признанием ценностно-парадигмального характера

современного кризиса цивилизации.

Цивилизация "куется"

людьми, и они никогда не создадут лучшей цивилизации, если не будут исходить из новых воззрений, целей и ценностей, чем те, которые сформировали контуры современного индустриально-потребительского общества. Система ценностей определяет эйдос грядущей цивилизации, образует социогенетический код общественного организма, детерминирует качество жизни людей. Сегодня перед человечеством стоит задача формирования планетарного ценностного сознания, новой стратегии мирового развития. При этом возникает вопрос: как соотносится в настоящее время цивилизационное развитие с ценностными установками, выработанными в различных регионах мира и в мировом сообществе в целом? Эти и другие вопросы были в центре внимания XXI Всемирного философского конгресса (Стамбул, 2003г.). В частности, Президент конгресса И. Кучуради в своей инаугурационной речи поставила вопрос о необходимости философской рефлексии ценностной проблематики в их связи с категорией "развитие". Проблема ценностной детерминации цивилизационного развития относится к таким фундаментальным темам философского дискурса, которые определяют сущностный смысл философствования в любую эпоху, и значимость которых будет возрастать по мере ускорения творческой эволюции мира. Таким образом, выбор нами данной темы исследования обусловлен объективной необходимостью в разработке новой ценностной парадигмы цивилизационного развития. Поскольку подлинно человеческое бытие есть жизнь в цивилизации, то поддержание соответствующего уровня цивилизованности в социуме равносильно спасению человека и человечества.

Состояние научной разработки проблемы. Цивилизационная проблематика уже много десятилетий находится в центре внимания социальной философии, и в ее исследовании достигнуты существенные результаты, получившие общенаучное признание.

Во-первых, существует различие в восприятии понятия "цивилизация" в единственном числе и понятия "цивилизации" во множественном числе. Понятие цивилизации во множественном числе адресовано к локальным цивилизациям;

здесь исследователи в основном находят согласие в идентификации важнейших локальных цивилизаций в человеческой истории и тех, что существуют в современном мире (А.

Тойнби, С. Хантингтон, Ю.В. Яковец и др.). Понятие цивилизации как идеала цивилизованности используется, как правило, для характеристики степени зрелости и развитости тех или иных обществ, более высоких уровней морали, религии, образования, искусства, философии, технологии и многого другого. Понятно, что не все локальные цивилизации соответствуют высшему уровню развития цивилизации. В историческом развитии локальных цивилизаций имеются и звездные мгновения, и моменты очевидного упадка.

Во-вторых, достигнуто согласие относительно того, что было бы заблуждением попытаться отделить цивилизацию от культуры. Как известно, немецкие мыслители девятнадцатого века провели четкую грань между понятием "цивилизация", которое включало в себя технику, технологию и материальные факторы, и понятием "культура", которое подразумевало ценности, идеалы и высшие интеллектуальные, художественные, моральные качества общества. Попытки ограничить понятие цивилизации областью материальных ценностей, технико- технологических новаций и достижений "комфорта" встречают резонные возражения. Если цивилизацию рассматривать как самовыражение культуры в ее эффективно-инструментальных формах, то их жесткое противопоставление лишается смысла. Абсолютным большинством исследователей цивилизация понимается как социокультурная целостность и как самый широкий уровень культурной идентификации. При этом они, как правило, акцентируют внимание на необходимости анализа ценностных оснований цивилизационного развития. (Под ценностными основаниями имеются в виду предельные нормативные основания деятельности людей. Это могут быть идеальные ценности, общезначимые идеи, социокультурные образцы, глубинные предпочтения людей и т.д.).

В-третьих, исследователи характеризуют цивилизацию как всеобъемлющий, многофакторный, системный феномен: ни одна из ее составляющих не может быть понята без соотношения с цивилизационной целостностью. Цивилизацию образуют и

характеризуют особенности природной среды, достигнутый уровень знаний и навыков человека, технологический способ производства и строй социально-политических и экономических отношений, этнический и национальный состав сообщества, своеобразие культурно-исторических и религиозно- нравственных ценностей, характер и степень развития духовного производства.

Цивилизации присуща мощная интегративная способность и тенденция универсализма, позволяющая создавать некое "сверхединство" (В.И. Толстых), крупномасштабную общность на базе определенной социокультурной парадигмы. Цивилизации представляют собой наиболее устойчивые, жизнестойкие образования из всех человеческих объединений; их специфика усматривается в чрезвычайной продолжительности, в длительной исторической непрерывности. В этом смысле понятие цивилизации коррелируется с понятием устойчивого развития. Широко известно замечание Ф. Броделя о том, что империи возвышаются и рушатся, этносы приходят и уходят - цивилизации остаются: они переживают все политические и социальные потрясения.

В-четвертых, существует определенное единство мнений по вопросу о становлении глобальной цивилизации. Термин "глобальная цивилизация" обозначает культурное объединение человечества и все возрастающее принятие народами всего мира общих целей, ценностей, порядков, традиций, технологий и институтов. Еще Э. Дюркгейм отмечал, что цивилизация является всеобщей духовной средой, охватывающей некоторое число наций и стран, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого. Опыт истории говорит о том, что если те или иные страны относятся к одной цивилизации, то у этих стран имеются более тесные взаимоотношения, чем, у государств, не принадлежащих к этой цивилизации. "Они могут часто сражаться и будут чаще вести дипломатические переговоры, - пишет М. Мелко. - Они будут иметь большую степень экономической взаимозависимости. Эстетические и философские течения будут в таком случае взаимопроникающими"(228. Р.9).

В-пятых, признается существование некоего общего тренда, выходящего за границы локальных цивилизаций, и

ведущего к более высоким уровням цивилизации (как цивилизованности). Общепризнанно, что человеческая цивилизация проходит различные стадии в своем развитии и для обозначения этой стадиальности, а также общих черт исторической эволюции, характерных для ряда мировых цивилизаций, используется понятие "тип цивилизационного развития".

B.C. Степин выделяет два типа развития, характеризующих многообразие цивилизаций, пришедших на смену первобытному состоянию и архаическим общностям: традиционалистский и техногенный. Каждый из них представлен множеством локальных цивилизаций.

В-шестых, общепризнанным фактом является кризис современной цивилизации, при этом признается также, что корни этого кризиса лежат в сфере ценностей. По мнению большинства исследователей, наблюдается беспрецедентный перекос общества в сторону материальных ценностей. "На щит было поднято все то, - пишет, например, А.Д. Арманд, - что дает физическое превосходство над соплеменниками: сила, власть, хитрость, приспособляемость, чувственные удовольствия, спокойная и сытая жизнь, материальная обеспеченность, здоровье. Требованием выжить в конкуренции оказались сметены или отставлены на второй план ценности, накопленные многовековым развитием человеческих культур. В этом списке - понятие чести, совести, верности долгу и идеалам, сознание ответственности перед людьми, образованность, религиозность, культурный уровень, терпимость, альтруизм, способность к творчеству (кроме технического), способность понимать красоту и воспринимать искусство" (2.С.182).

Существует согласованное мнение о том, что выход из современного цивилизационного кризиса потребует трансформации ряда базисных ценностей техногенной цивилизации, прежде всего касающихся отношения человека к природе. По мнению большинства теоретиков цивилизации (П. А. Сорокин, B.C. Степин, А. Печчеи, И.Т. Фролов, Ю.В. Яковец и др.), наше время отмечено глубочайшим кризисом, как конец многовековой эпохи преобладания чувственно-потребительской, научно-технологической культуры. "Мы живем и действуем в один из поворотных моментов человеческой истории, - писал П.

А. Сорокин, - когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется"(131.С.431) Исследователи социальных процессов поднимают вопрос о необходимости формирования новой этики, новой философии цивилизационного развития.

"На рубеже третьего тысячелетия, - пишет Э.Г. Кочетов, - мировое сообщество интуитивно взывает к новому философскому повороту... На передний план выдвинулась новейшая востребованность человеческого духа: для анализа ситуации требуется такой масштаб обобщения, который позволит оценить перспективу и сущностные черты не только главенствующего вектора развития, но и современного мироздания"(62.С.64,66). Действительно, для того, чтобы уяснить логику и механизм развития современного мира, необходим выход на новый уровень философско-аксиологического осмысления

цивилизационных процессов.

М. Вебер, А. Бергсон, Н. Бердяев, Э. Дюркгейм, В. Каволис, А. Кребер, А.Панарин, П. Сорокин, А. Тойнби, А. Швейцер, Ш. Эйзенштадт и др. полагали, что научного рационализма недостаточно для освобождения и спасения человека от разрушительной гонки за материальным благополучием. Они поставили вопрос о символических конфигурациях и духовно-этических основах цивилизационного устроения общества. Ш. Эйзенштадт, например, отмечал роль трансцендентной духовности в формировании цивилизаций "осевого времени".

Большое место в философском дискурсе цивилизационной проблематики занимают социальные проблемы современного цивилизационного развития. В числе основных социальных проблем современной цивилизации называют нарастающую напряженность между планетаризацией и индивидуализацией сознания человека, экзистенциальный разрыв между видом (человечеством) и индивидом (человеком), великий разрыв между уровнем развития науки и уровнем массовой культуры, огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными людьми (и странами), социальные пределы роста и т.д. А. Вебер пишет: "Социальные пределы обусловлены прогрессирующим ростом социальных издержек массового производства и массового

потребления. Все большая интенсивность и "плотность" производственной и потребительской деятельности сказывается на физическом и психическом состоянии людей. Прогресс техники обгоняет адаптационные способности

человека"(20.С.19). По мнению У. Бека, современная цивилизация становится индустрией мегарисков. Исходя из этих социальных прогнозов, мы вводим понятие "цивилизационный императив" для обозначения совокупности социокультурных требований, эколого-этических и социально- психологических ограничений, нарушение которых чревато катастрофическими последствиями для человеческой цивилизации.

Несмотря на серьезные достижения науки о цивилизации, ряд актуальных проблем современного цивилизационного развития остаются вне поля философского умозрения и дискурса. К их числу относится, прежде всего, проблема становления нового типа цивилизационного развития и его ценностных оснований. Отсутствует целостная философско- теоретическая концепция современного цивилизационного развития, требуется разработка категориального аппарата и методологии системно-аксиологического подхода к исследованию цивилизационных процессов. Такая концепция и такая методология могут послужить основой стратегической программы развития общества. Кроме того, недостаточно исследованы философские основания и проблемы глобалистики как междисциплинарной науки, а также цивилизационная природа и перспективы глобального информационного общества. Есть практическая потребность в философском обосновании устойчивого развития как цивилизационного императива. Необходимо философское осмысление проблем цивилизационной идентичности и цивилизационного призвания России. Остается не до конца ясным, как в условиях глобализации реализовать стратегию национального и регионального устойчивого развития? Исследованию этих и других проблем посвящена наша монография.

| >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ