<<
>>

ЗАВЯЗКА ДРАМЫ

Состояла эта вторая загадка в следующем. Как случилось, что Русская идея, рожденная перепуганным декабристами деспотом и вылившаяся в бюрократическую утопию ново-византийской циви- лизации, оказалась вдруг очищена от казенной шелухи "государст- венного патриотизма", рафинирована, так сказать, и представлена обществу как воплощение национальной — и цивилизационной - идентичности русского народа? Еще совсем недавно это бы и в го- лову никому не пришло.

Просто не могло старое косноязычное

чудовище "сфабрикованной народности", пугавшее одних и вызыв- шее язвительную иронию у других, само по себе превратиться вдруг в респектабельное и оснащенное новейшими философскими и культурологическими аксессуарами учение, в последнее, если угод- но, слово науки.

Само по себе, конечно, не могло. На самом деле большая группа замечательных московских философов и литераторов (Константин Аксаков, Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Але- ксандр Кошелев, Николай Языков и др.) работала в 1830-х над этой метаморфозой Русской идеи. Оппоненты назвали их славянофилами (они, впрочем, против такого названия не возражали). Эти люди и составили ядро диссидентской котерии постдекабристского поколе- ния, которая и обеспечила бессмертие николаевскому постулату "Россия не Европа" — в качестве русской национальной идеи.

Как мы уже знаем, само представление о том, что идея может быть национальной, заимствовали они вместе с расистскими ее обертона- ми у немецких романтиков, ревизовавших европейскую традицию эпохи Просвещения (я не должен напоминать читателю, что в этой традиции идеи не имели отечества и тем более расовой принадлежно- сти). Конечно, и без Гегеля с его соблазнительной гипотезой, что на- ции поочередно сменяют друг друга во главе человечества, славяно- фильства никогда бы не было. Но и "гегемоном" их национальная идея тоже никогда бы в России не стала, не будь она так искусно, с та- ким талантом и блеском адаптирована к отечественным реалиям.

К примеру, не было ни у германских романтиков, ни тем более у Гегеля интеллектуального оправдания самодержавия или апологии архаической средневековой общины. И вообще уровень артикулиро- ванности идеи, как скоро сможет убедиться читатель, был у славяно- филов несопоставимо более рафинирован и высок, нежели у любого другого современного им течения мысли. Вместе с их диссидентской самоотверженностью и неслыханной до тех пор в России групповой солидарностью всё это обеспечивало превосходные стартовые пози- ции в борьбе за "гегемонию", которая предстояла трем славянофиль- ским поколениям на протяжении XIX века. Это, впрочем, не мешало славянофильству оставаться средневековой фантасмагорией, прони- занной национальным самодовольством и время от времени обре- кавшей страну на судороги "патриотической" истерии.

Посмотрим теперь, что отличало родоначальников славянофил ь- ства как от их предшественников, декабристов, так и от современных им идеологов Официальной Народности.

143

В средневековой ловушке

142

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921

Коротко говоря, если декабристы чувствовали себя в Европе до- ма, а геополитики Официальной Народности стремились подчинить её России, то смысл рафинированной, "хоровой", повторим за Гер- ценом, Русской идеи состоял поначалу в том, чтоб от Европы отме- жеваться.

Еще за столетие до Освальда Шпенглера славянофилы провозгла- сили закат Европы, и впрямь переживавшей тогда мучительный пе- реходный период (очень, кстати, напоминающий то, что происходит сейчас в России). Подобно Шпенглеру, впрочем, приняли они муки этого переходного периода за агонию. Убежденные, что Европа гни- ёт заживо, идет ко дну, они, естественно, не желали, чтоб она потяну- ла за собою Россию.

Потому и оказался в центре славянофильского учения тезис о неев- ропейском характере "русской цивилизации", придуманной никола- евскими политтехнологами. Как уточнил, повторяя Погодина, сегод- няшний "национально-ориентированный" интеллигент, "Россия - это отдельный мир.

Более точного определения нашей геополитиче- ской и геокультурной сути не существует". (1) Здесь, собственно, и была та идейная цепь, что намертво приковала рафинированных ин- теллигентов к казенной риторике Официальной Народности. Выко- вана она была, оказывается, из того же немецкого Sonderweg, с кото- рого, как мы уже знаем, и начинается вырождение патриотизма.

Разумеется, это было лишь завязкой драмы Русской идеи. Ибо по- следующие поколения славянофилов отказались признать первона- чальную ошибку отцов-основателей своего учения. И потому ожида- ли славянофильство всё новые и новые метаморфозы — покуда оно, начавшись как искренний протест против отечественного деспотиз- ма, не превратилось в его интеллектуальное оправдание и политиче- скую опору Как это случилось — вот где настоящая драма и главная загадка, распутыванию которой и посвящена, собственно, моя книга. Пока что, впрочем, мы лишь на дальних подступах к этой загадке. И предстоит нам сначала ответить на вопрос, который в трагическую минуту задал себе Герцен.

<< | >>
Источник: Янов А.Л.. Патриотизм и национализм в России. 1825—1921. — М.: ИКЦ “Академкнига”. — 398 с.. 2002

Еще по теме ЗАВЯЗКА ДРАМЫ:

  1. Экспрессия. Эмоциональное насыщение урока. Принцип «проживания»
  2. XV. ПАВЕЛ 1924У 11.20
  3. I
  4. 8.3. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  5. 8.4. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории*
  6. 8.6. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
  7. 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  8. 8.13. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
  9. 8.15. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  10. ПОЭТИКА
  11. ЛЕКЦИЯ6
  12. ЗАВЯЗКА ДРАМЫ
  13. 3.2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
  14. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
  15. § 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства.
  16. II. II. Трансформация радиорепортажа. От «живых трансляций» к современному репортажу
  17. Разновидности радиоочерка
  18. «Девушки из Авиньона»