<<
>>

Университетская философия в ее истории

Университетская философия (иногда употребляется термин «профессорская»)[287] — это философские учения, которые разрабатывались и преподавались в университетах и некоторых других высших светских учебных заведениях.

Термин «университетская философия» в известной степени условен, он не обозначает какого-либо типа философских построений, а объединяет те философские знания, которые преподавались в университетах, т. е. были как бы признаны официально, «санкционированы» существующей властью. «Академическая философия», т. е. философия, преподававшаяся в духовных академиях, носила более определенный характер, ибо она неизбежно должна была согласовываться с христианским вероучением и ни в коем случае не противоречить ему. Университетская же философия могла иметь самые разнообразные основания, что, однако, не исключало контроля за программами преподавания и содержанием лекционных курсов. Характерной чертой университетской философии является то, что это философия профессиональная, т. е. философия, которую разрабатывали и преподавали специалисты в области философских наук, философы по профессии.

В России университетская философия начала складываться с созданием в Петербурге университета при основанной Петром I Академии наук. Но этот университет не сложился в полной форме, философия здесь читалась нерегулярно, студентов было мало, профессура не готовила специальных философских курсов. Положение существенно изменилось с созданием Московского университета (1755), в котором наряду с профессорами-ино- странцами (И. М. Шаден, И. Г. Шварц и др.) преподавали русские профессора (Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков и др.).

Университетское образование начало развиваться особенно интенсивно после принятия университетского устава 1804 г., который ввел выборные начала в университетах и сделал возможным более широкое участие в преподавательской деятельности выпускников российских учебных заведений.

До середины XIX в. в России было шесть университетов: Московский — с 1755 г., Дерптский — с 1802 , Казанский — с 1804, Харьковский — с 1805, Санкт-Петербургский — с 1819, Киевский Святого Владимира — с 1834 г. Еще два университета просуществовали до подавления польского восстания 1830—1831 гг.: Виленский — с 1803 до 1832 г. и Александровский в Варшаве — с 1816 до 1831 г. До 1917 г. было открыто еще 5 университетов: Новороссийский в Одессе в 1865 г., русский Варшавский в 1869, Томский в 1888, Саратовский в 1909 и Ростовский в 1915 г. (на базе русского Варшавского). В 1916 г. в Перми было открыто отделение Петроградского университета, которое в 1917 г. было преобразовано в самостоятельный университет.

В XVIII — начале XIX в. самыми распространенными учебниками по философии были учебники вольфианцев Ф. X. Баумей- стера и И. Г. Винклера. Университетское и министерское руководство относилось с большой настороженностью к любым попыткам привнести в изложение философских проблем «дух новомодных учений» (даже в курсе истории философии). История университетского преподавания философии знает немало примеров сурового пресечения каких-либо отклонений от духа религиозного православного вероучения. Так, широко известен факт осуждения в 1769 г. диссертации преподавателя философии Московского университета Д. С. Аничкова за якобы несоответствие ее Священному Писанию. В 1795 г. был отстранен от должности и выслан из России профессор древней словесности И. Мельман, который нередко, «увлекаясь новою философиею, слишком свободно и неосторожно высказывал односторонние и ложные свои убеждения относительно предметов религиозных»[288]. В 1814 г. был отстранен от должности, а затем выслан за границу профессор философии Харьковского университета И. Шад якобы за пропаганду рационализма и нападки на христианство. В 1821 г. профессор Петербургского университета А. И. Галич был отстранен от преподавания за то, что в своих лекциях по истории философии «открытое дает предпочтение философии Шеллинга, противной учению Божественного откровения»[289].

Попечитель Московского учебного округа в 1835—1847 гг. граф С. Г. Строганов считал необходимым «всеми мерами противодействовать гегелиз- му и немецкой философии», потому что «она противоречит нашему богословию»[290].

Строжайший контроль за идейным содержанием лекций вовсе не означает, что университетская философия была профессионально несостоятельна. К преподаванию философии допускались лица, прошедшие хорошую подготовку и выдержавшие ряд специальных экзаменов. Высочайшим указом от 24 января 1803 г. были учреждены ученые степени кандидата, магистра и доктора, а к преподаванию допускались лишь лица, сдавшие магистерские экзамены[291]. Тех, кого оставляли на кафедре для подготовки к преподавательской деятельности, на 1—2 года посылали в командировку в западноевропейские университеты, обычно это были университеты Германии. Университетский устав 1884 г. отменил кандидатскую степень и упразднил должность штатного доцента, для получения которой требовалась степень магистра. Для замещения должности приват-доцента требовалось сдать магистерские экзамены и прочесть две пробные лекции. Степень доктора давалась после защиты опубликованной диссертации. Должность экстраординарного профессора мог получить только тот, кто имел степень магистра, а ординарным профессором мог стать только доктор наук. Сложная система служебных повышений в степенях и званиях, конечно, не исключала проникновения в профессорскую среду людей, профессионально непригодных к преподавательской деятельности. Но, как правило, в университетах работали люди одаренные и хорошо подготовленные.

Но философия, даже преподаваемая под строгим надзором попечителей учебных округов, все же внушала самодержавию тревогу как наука, подспудно стремящаяся все подвергнуть суду разума и способная посеять сомнения в истинности Божественного откровения. Конец «обольстительным мудрованиям философии» положил министр народного просвещения князь П. А. Ширинский-Ших- матов, предложивший исключить из преподавания философии теорию познания, метафи- зику и историю философии, оставив только логику и психологию.

В 1850 г. было опубликовано царское повеление об упразднении преподавания философии светскими профессорами в университетах и некоторых других высших учебных заведениях и о возложении чтения логики и опытной психологии на профессоров богословия и законоучителей, т. е. священников, преподававших Закон Божий, с утверждением учебных программ «по соглашению духовного православного ведомства с Министерством народного просвещения».

Возможность вернуть преподавание философии в университеты в более широком объеме появилась только после смерти Николая I. В конце 1861 г. стала функционировать кафедра философии в Московском университете, и П. Д. Юркевич приступил к чтению лекций по истории философии. В Киевском университете лекции по истории философии начал читать С. С. Гогоцкий.

После принятия университетского устава 1863 г. в учебные программы были включены не только история философии, логика и психология, но и другие разделы философского знания — гносеология, этика, эстетика и т. д. С 70-х гг. XIX в. преподавание философии приобретало все более разнообразный и творческий характер. Каждый университет расширял круг философских курсов в зависимости от наличия соответствующих специалистов. Кафедры вводили все новые разделы в общий курс философии и расширяли количество спецкурсов. С 1874 по 1885 г. М. И. Владиславлев впервые организовал при кафедре философии Петербургского университета философскую специализацию. С 1906 г. такая специализация была организована и в Московском университете, где для специализирующихся по философии читались отдельные курсы по истории древней философии, истории средневековой философии, истории новой философии, истории новейшей философии, спецкурсы по восточной философии и патриотической философии, отдельные курсы по Платону, Аристотелю, Цицерону и Лукрецию, а кроме этого, такие курсы, как история философских взглядов на природу, очерки физической и духовной сторон явлений языка, история и философия религии, история политических учений, основы общей педагогики и история педагогических теорий, проводились семинары по докантовской, кантовской и послекантовской философии.

Таким образом, выпускники кафедры получали знания в самых различных областях философии, а также знание четырех языков: греческого, латинского, немецкого и по выбору французского или английского.

Университетская философия в истинном своем значении, как система философских наук в виде теоретических исследований и в качестве учебных дисциплин, начинает, по существу, развиваться в России только в последней четверти XIX в., когда кафедры философии стали заполняться выпускниками университетов. Выпускники университетов, главным образом Московского и Петербургского, составили ядро той фаланги российских философов, труды которых обеспечили подъем философской культуры в России в начале XX в.

Университетская философия последней четверти XIX — начала XX в. представляет собой довольно пеструю картину сосуществования самых разнообразных философских направлений, за исключением разве что одного — философского материализма. Так, заведовать кафедрой философии Московского университета в 1861 г. был приглашен профессор Киевской духовной академии П. Д. Юрке- вич, один из крупнейших представителей киевской философско-богословской школы, противник материализма и позитивизма. Ему на смену пришел М. М. Троицкий, сторонник английского эмпиризма, скептически относившийся к метафизике немецкого идеализма. Отвергнутая Юркевичем за критику немецкого идеализма диссертация Троицкого была успешно защищена в Петербургском университете при поддержке Ф. Ф. Сидонского и М. И. Владиславлева, которые, отнюдь не являясь поклонниками позитивизма, рассматривали опыт как необходимую предпосылку философствования, а потому не были столь непримиримы в отношении позиции, опиравшейся на традиции эмпирической философии. Одновременно с Троицким на кафедру философии Московского университета в 1875 г. был зачислен и страстный противник позитивизма В. С. Соловьев, а в 1885 г. — Л. М. Лопатин, который был убежденным сторонником философской метафизики и всю свою продолжительную деятельность на кафедре (с 1885 до 1920 г.) посвятил доказательству необходимости и возможности умозрительной философии.

В 1886—1899 гг. профессором кафедры философии Московского университета был Н. Я. Грот, эволюционировавший от позитивизма спенсеровского толка к признанию метафизической реальности, а в 1886—1905 гг. на кафедре работал С. Н. Трубецкой, называвший свою философскую концепцию «конкретным идеализмом» и тоже принадлежавший к сторонникам философской метафизики. С 1899 г. в должности приват-доцента на кафедре работал (с перерывом с 1904 по 1912 г., когда он преподавал в Казанском университете) В. Н. Ивановский, сторонник «научной философии» и эмпирических методов в психологии. Несмотря на, казалось бы, преобладание на кафедре философии Московского университета сторонников метафизики, в 1907 г. из Киева был приглашен Г. И. Челпанов, представитель эмпирического направления в психологии. Встав во главе кафедры, Челпанов пригласил из Киева своего ученика Г. Г. Шпета, который занимал вполне самостоятельную позицию, будучи одним из самых последовательных приверженцев феноменологической философии. Причем одновременно со Шпетом в 1910 г. на кафедру в должности приват-доцента был зачислен В. Ф. Эрн, философские взгляды которого довольно сильно отличались от взглядов не только Шпета, но и самого Чел- панова, ибо его можно причислить к сторонникам неоплатонической традиции в философии.

Аналогичная ситуация, так сказать, «философского плюрализма» существовала и на других философских кафедрах российских университетов.

С 1866 г. кафедру философии Петербургского университета возглавил М. И. Владиславлев, склонявшийся к идеал-реализму. После защиты магистерской диссертации в 1888 г. заведующим кафедрой стал его ученик

А.              И. Введенский, который разделял позиции кантовского критицизма, отвергал возможность научной метафизики, хотя и допускал ее как продукт веры. А. И. Введенский практически был главой университетской философии в Петербурге вплоть до фактического разгона кафедры философии в начале 20-х гг. Он довольно терпимо относился к отличавшимся от его собственных философским взглядам сотрудников кафедры, хотя и был достаточно ревнив к творческим достижениям своих учеников. Так, вплоть до своей отставки в 1913 г. он не продвигал на должность профессора Н. О. Лосского, пожалуй, одного из самых талантливых его учеников, хотя Лосский еще в 1907 г. защитил докторскую диссертацию, дававшую право на должность профессора, и не хотел уходить из университета, несмотря на заманчивые предложения. В 1880—1882 гг. на кафедре работал в качестве приват-доцента

В.              С. Соловьев, который был вынужден покинуть кафедру и вообще преподавательскую деятельность не из-за разногласий с заведующим кафедрой, а из-за выступления против смертной казни народовольцев, организовавших убийство Александра II. Наиболее последовательным учеником А. И. Введенского был И. И. Лапшин, оставленный на кафедре после окончания университета в 1893 г. и в 1913 г. сменивший Введенского на посту заведующего. С 1904 г. в должности приват-доцента работал на кафедре ученик А. И. Введенского известный логик С. И. Поварнин, один из разработчиков так называемой теоретической логики. В 1913—1914 гг. на кафедру были зачислены в качестве приват-доцентов такие, ставшие известными философы, как В. Э. Се- земан и С. И. Гессен. Перед самой революцией приват-доцентами кафедры стали С. А. Алексеев (Аскольдов) и Д. В. Болдырев, считавший себя учеником Н. О. Лосского.

Кафедры философии других университетов были не столь многочисленными, ибо историко-филологические факультеты этих университетов не имели специализации по философии и на кафедрах для подготовки к преподавательской деятельности оставляли только тех выпускников, которые должны были удовлетворить потребности в специалистах самих кафедр. Из всех кафедр имеет смысл выделить кафедру философии Казанского университета, которая отличалась преимущественным вниманием к логической проблематике.

В 1867 г. кафедру философии Казанского университета занял выпускник Киевской духовной академии М. М. Троицкий, только что вернувшийся из командировки в Германию, где готовился к защите магистерской диссертации. В 1869 г. он перебрался в Варшаву, где работал до перехода в Московский университет. На кафедре остался работать окончивший университет в 1868 г. Ф. А. Зеленогорский, который в 1878 г. перешел на работу в Харьковский университет. В 1870 г. окончил университет и в 1873 г. стал приват-доцентом (с 1881 г. — ординарным профессором) А. И. Смирнов, специализировавшийся по истории философии и читавший в университете годичный курс по философии Канта. Он был горячим сторонником развития математической логики, и не без его участия в 1888 г. впервые в стране астроном и математик П. С. Порецкий прочел курс математической логики. С 1896 по 1903 г. на кафедре работал выпускник Юрьевского университета Е. А. Бобров, который считал себя учеником профессора Юрьевского университета немецкого философа Г. Тей- хмюллера. Собственную систему взглядов Е. А. Бобров называл «критическим индивидуализмом» и большое внимание уделял разработке онтологических проблем, он также много сделал для изучения развития философии в России. Более 20 лет проработал на кафедре А. Д. Гуляев, окончивший в 1899 г. историко-филологический факультет Казанского университета и оставленный на кафедре философии для подготовки к преподавательской деятельности. В 1902 г. он стал приват- доцентом (с 1909 г. — профессором) и читал курсы истории философии и традиционной логики, а в 1920 г. переехал в Баку. В 1906 г. окончил университет Н. А. Васильев, ставший основоположником идей многозначных и па- ранепротиворечивых логик. В 1910 г. он стал приват-доцентом, ас 1918 г. — профессором. Н. А. Васильев создал «воображаемую» логику, предвосхитив тем самым построение неклассической логики. В 1908 г. окончил университет и с 1912 г. стал преподавать историю материализма в древности А. О. Маковельский, в 1920 г. перебравшийся в Баку. В 1916—1918 гг. в университете читал историю философии профессор Казанской духовной академии М. Н. Ершов, а в 1920—1922 гг. после закрытия духовной академии преподавал философию в университете В. И. Не- смелов.

Университетская философия того времени дала сравнительно немного оригинальных работ, посвященных вопросам теоретической философии. В количественном отношении преобладали труды университетских философов по логике, психологии и истории философии. Но это преобладание было обусловлено не каким-то субъективным их пристрастием к данной проблематике, а тем фактом, что в программы философского образования в университетах входили в первую очередь именно логика, психология и история философии. Вопросы онтологии, теоретической философии, философской антропологии разрабатывались в трудах университетских философов значительно реже именно потому, что в учебном процессе они занимали гораздо меньше времени. По мере того как развивалось преподавание философии, особенно в начале XX в., проблемы теоретической философии начинали занимать соответствующее место в учебном процессе и одновременно увеличивалось количество оригинальных исследований в этой области философского знания:

Университетская философия, т. е. философия, существовавшая в среде профессиональных философов, оказала большое влияние на подъем философской мысли в России начала XX в., ибо именно эта среда формировала людей, хорошо понимающих все нюансы философских проблем, заложила основу для создания многочисленных философских и религиозно-философских обществ, деятельность которых оказывала определенное влияние как на теоретическую разработку философских проблем, так и в особенности на умонастроение «образованных кругов». Достаточно вспомнить, что первое такое общество, а именно Психологическое общество при Московском университете, было создано по инициативе М. М. Троицкого в 1885 г., а по инициативе Н. Я. Грота оно стало с 1889 г. выпускать журнал «Вопросы философии и психологии», сделавшийся самым многотиражным влиятельным философским изданием в России. С 1897 г. начало действовать Философское общество при Петербургском университете, одним из организаторов которого был А. И. Введенский. Большое общественное значение имела деятельность студенческого Историко-филологического общества при Московском университете, действовавшего под председательством С. Н. Трубецкого в 1902— 1903 гг. Университетские преподаватели участвовали в работе Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве в 1905—1917 гг., Религиозно-философского общества в Петербурге в 1907—1917 гт. и других общественных организаций, имевших просветительские цели.

<< | >>
Источник: М. А. Маслин и др. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. — М.: Республика,2001. — 639 с. 2001

Еще по теме Университетская философия в ее истории:

  1. 1. ШЕЛЛИНГ. ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
  2. § 64 Религия - история - философия
  3. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КРИТИКИ
  4. ДВА "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ" (англо-американский вариант)
  5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  6. «Новая философия» в идеологической жизни современной Франции
  7. § 5. ОБЗОР ИСТОРИИ ЛОГИКИ
  8. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  9. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА
  10. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  11. ФИЛОСОФИЯ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ: ПОПЫТКА ОБОСНОВАНИЯ СТАТУСА М.Ф. Печенко
  12. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА С.В. Хамутовская
  13. Что понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом
  14. Становление университетской философии. Обоснование рационального знания
  15. Университетская философия в ее истории