Вехи жизненного и творческого пути
Николай Гаврилович Чернышевский (1828— 1889) родился в Саратове в семье священника. По окончании духовного училища он был принят в 1846 г. на философский (впоследствии — историко-филологический) факультет Петербургского университета.
Помимо университетских курсов Чернышевский в это время изучает современную русскую и западноевропейскую литературу, историю, философию, политическую экономию. Особое внимание он уделяет трудам В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Общается Чернышевский также с петрашевцами, в частности с А. В. Ха- ныковым, который знакомит его с учением социалиста Ш. Фурье. JI. Блан, П. Ж. Прудон,А. Смит, Д. Рикардо, Гегель, Л. Фейербах — вот неполный перечень авторов, с трудами которых он знакомится в университетские годы. Именно в этот период он становится, по его собственному выражению, «партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев, монтаньяр»1.
Гражданская казнь петрашевцев (22 декабря 1849 г.), судя по его дневнику, вызвала у Чернышевского ненависть к царскому правительству. Он приходит к выводу о необходимости уничтожения царской монархии. Вместо монархии, полагает он, в России следует установить демократическую республику, власть должна перейти в руки трудящихся. «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. — что нужды? Человек, не ослепленный идеализациею, умеющий судить о будущем по прошлому и благословляющий известные эпохи прошедшего, несмотря на все зло, какое сначала принесли они, не может устрашиться этого; он знает, что иного и нельзя ожидать от людей, что мирное, тихое развитие невозможно»2.
В этой пространной выдержке из дневника Чернышевского заметны, с одной стороны, нетерпение, жажда развязки (в мае 1850 г.
молодой Чернышевский обдумывает даже план подготовки народного восстания, мечтает о печатном станке, чтобы выпускать революционные прокламации); с другой — впоследствии развитое, упроченное нежелание идеализировать революцию.После недолгого периода работы в Саратове (1851—1853) Чернышевский переезжает в Петербург, где поступает учителем во второй кадетский корпус, но вскоре подает в отставку. На этом заканчивается его педагогическая карьера. Некоторое время Чернышевский сотрудничает в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках», но затем переходит в некрасовский журнал «Современник». Когда в 1856 г. Н. А. Некрасов уехал за границу, Чернышевский становится фактически единоличным руководителем журнала. В «Современнике» были напечатаны основные его работы: «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Лессинг», «Экономическая деятельность и законодательство», «Капитал и труд», «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Антропологический принцип в философии», цикл статей по политике, «Письма без адреса» и др. Влияние «Современника» благодаря прежде всего Чернышевскому заметно растет. Он становится признанным главой демократических кругов в России.
Брожение общества после опубликования царского манифеста от 19 февраля 1861г. пробуждает у русских демократов надежды на близкую революционную развязку кризиса. В Петербурге появляются революционные прокламации. Впрочем, реализм, свойственный мыслителю в оценке любых политических ситуаций, не позволял ему заноситься в мечтаниях: забитость, темнота, отсталость русского крестьянства были слишком велики, чтобы надеяться на революционный взрыв.
После некоторого замешательства царское правительство перешло в наступление. В июне 1862 г. был приостановлен выход журналов «Современник» и «Русское слово». В июле были арестованы Чернышевский, Н. А. Сер- но-Соловьевич, Д. И. Писарев, а позже — Н. В. Шелгунов. Чернышевского заключили
в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
В руках следствия не было фактических материалов для законного осуждения публициста, однако правительство не остановилось перед беззаконием. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к семи годам катор- ¦ жных работ и к бессрочному поселению в оСибири. Находясь в заключении, он написал роман «Что делать?», а также повесть «Алферьев», переводил «Всеобщую историю» Ф. X. Шлоссера и др.Из всех этих работ наиболее известен роман «Что делать?». Начав с невинного семейного сюжета, писатель искусно ведет чита- lt;теля к важнейшим «политическим вопросам»: формированию «новых людей», проблеме социалистического переустройства -'общества, созданию действенной организации, способной возглавить борьбу за новую Жизнь, и т. д. Важной заслугой писателя было •‘Создание образа Рахметова — бескорыстно- то, непреклонного, преданного делу народа профессионального революционера, противопоставленного как беспочвенным мечтате- - лям-энтузиастам, так и приземленным дельцам от революции.
Публикация в «Современнике» романа (март—май 1863) была последним актом активной общественной деятельности вождя разночинцев. 19 мая 1864 г. писатель подвергся унизительному обряду гражданской казни, а затем был сослан в Сибирь, сначала на Нерчинские рудники, а потом в Вилюйск. Девятнадцать лет провел Чернышевский в Сибири. И здесь он продолжал писать. До нас дошли написанные им в сибирский период роман «Пролог», философские письма к сыновьям конца 70-х гг. и др. Власти предлагали Чернышевскому подать царю прошение о помиловании. Однако Чернышевский не пошел на это. «Мне кажется, — сказал он, — что я сослан только потому, что моя голова и голова шефа жандармов Шувалова устроена на разный манер, — а об этом разве можно просить помилования?!»[206] Но его силы уже угасали. Переведенный под надзор полиции в Астрахань больной Чернышевский не участвует в общественной деятельности. Из философских работ этого периода следует отметить статью «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь». Незадолго до смерти ему разрешили поселиться в Саратове.
Еще по теме Вехи жизненного и творческого пути:
- КАТАЛОГ ИЗДАНИЙ
- Литература 1.
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА М.Ц. СПУРГОТА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОЧНОЙ ВЕТВИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
- Культура России XIX — начала XX вв.
- РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
- ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СИМВОЛА: БЕРГСОН-КАССИРЕР
- Жирков Г. В. Журналистика эмиграции: истоки и проблемы (Предисловие)
- «жизнь»
- Вехи жизненного и творческого пути
- Вехи жизненного пути и творческая эволюция