Вместо предисловия
В книгах, относящихся к серии «Трудные времена философии» (М.: URSS, 2006, 2008, 2009, 2010), автор этих строк рассказал о том тернистом пути, который прошла русская философская, логическая и историческая мысль в предвоенные и первые послевоенные годы.
Перед читателем прошла вереница имен, значимых для отечественной культуры и науки. Об одних из них было сказано более подробно, о других — менее. Обращаясь к последующему времени— последним сталинским и послесталинским годам, ко временам, когда судьбы страны определяли Н. С. Хрущев и его сподвижники, а потом JI. И. Брежнев со товарищи — мы тоже можем назвать ряд носителей научного знания и научной культуры, вклад которых оставил заметный след в интеллектуальной жизни своего времена. И раздумывая над теми, кто принадлежал к их числу, невозможно пройти мимо Юрия Алексеевича Гастева -логика, философа и правозащитника.Рассказать о Гастеве— значит осветить немаловажный пласт отечественной культуры, испытавшей на себе тяжелую длань коммунистического режима. Начало логико-методологической и философско-математической деятельности Ю. А. падает на времена, о которых шла речь в упомянутых книгах «Трудных времен философии», но расцвет его мысли относится к более позднему времени. Конечно, оно, это время, — в его отражении в логико-философском и иных планах — заслуживает особого освещения. Но пока этого не сделано, стоит обратиться к тем личностям, в которых наиболее выпукло получили выражение некоторые яркие черты тех времен. И в их числе заслуженное место занимает герой данной книги.
Ю. А. Гастев был математическим логиком с широкими философскими интересами. Переизданная ныне в издательстве URSS его книга «Гомоморфизмы и модели»[2] дает об этом достаточное представление. Его книга— оригинальное исследование проблем, которые важны как с логико-
Вместо предисловия
6
математической, так и гносеолого-методологической точки зрения.
Я думаю, что внимательный читатель не может не оценить остроту ума ее автора.Юрий Алексеевич живо предстает в моей памяти как участник многочисленных научно-исследовательских семинаров 60-х годов, руководителями которых на механико-математическом факультете МГУ были С. А. Яновская, А. А. Марков, А. В. Кузнецов, как автор интересных докладов и ярких выступлений на философских симпозиумах и конференциях. Одно время он работал в Научном совете по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР, где автор этих строк был заместителем председателя Секции философских вопросов кибернетики. Я привлек Ю. А. к работе над статьями для «Философской энциклопедии» и третьего издания «Большой Советской Энциклопедии» — как научный редактор, а потом научный консультант издательства «Советская Энциклопедия». Был оппонентом по его кандидатской диссертации, а потом одним из ответственных редакторов его книги, которая сейчас стала доступной для читателя. Я был в гуще того «дела», которое устроило партийное руководство Академии наук в связи с выходом его книги о логико-алгебраических аспектах моделирования. Мне тоща была мало известна «диссидентская» деятельность Ю. А., которая, как увидит читатель, раскрывает одну из граней этой незаурядной личности...
* * *
Книга, предлагаемая вниманию читателя, состоит из двух частей. В первой описан жизненный и творческий путь Юрия Алексеевича. Описание это не претендует на полноту, но, по-моему, дает достаточное представление об этой яркой личности. Вторая часть книги содержит статью Ю. А. Гастева о проблемах обучения, как оно виделось в период развития так называемого программированного обучения с позиций тех, кто владел математической логикой и математическим аспектами кибернетики. Соавтором Ю. А. здесь выступал М. А. Пробст.
В Приложении помещена статья Б. В. Бирюкова и И. П. Прядко о проблеме логического противоречия, как она рассматривалась двумя выдающимися русскими мыслителями — Н. А. Васильевым и П. А. Флоренским. Хотя их работы захватывают более ранний период, чем время, коща логическими и философско-математическими проблемами занялся Ю. А. Гастев, привлечение их идей вполне естественно: ведь деятельности Ю. А. предшествовали работы его отца— Алексея Капитоновича Гастева, относящиеся как раз к тому времени, коща Н. А. Васильев и П. А. Флоренский выполнили свои главные работы. А анализ деятельности А. К. Гастева составляет органическую часть научной деятельности его сына. Таким образом перед нами единое концептуально-интеллектуальное поле, на разных «участках» которого трудились все четыре отечественных мыслителя.
Б. В. Бирюков
Еще по теме Вместо предисловия:
- II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ (вместо предисловия)
- Вместо предисловия
- Вместо предисловия
- Предисловие
- Обращение к студенту — будущему педагогу (вместо предисловия)
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Вместо предисловия
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Вместо предисловия: Встречи с Деррида - экзистенциальные контекст
- Предисловие
- Вместо предисловия
- Открытия не произошло (Влесто предисловия)
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
- ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
- ПРЕДИСЛОВИЕ