<<
>>

12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в.

до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов: —

натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы); —

гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты); —

классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля); —

период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики); —

неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии: 1)

античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии; 2)

античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека; 3)

античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного; 4)

античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий; 5)

античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот; 6)

античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

  1. Образцы промежуточных и итоговых аттестаций (в частности, типовых расчетов, типовых индивидуальных заданий, курсовых и дипломных проектов и работ) с разными уровнями оценок
  2. СЛОВАРЬ
  3. 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  5. ТРАКТАТ О СИСТЕМАХ TRAITE DE SYSTEMES
  6. § 1. Генезис метафизики сверхсущего и трансцендентного начала в античности
  7. § 1. Генезис понятия сущности человека
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  10. Предметный указатель
  11. Генезис идей рациональности в философии
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. § 1. Понятие и генезис прав человека
  14. 12.1. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ
  15. Лекция 4. Божественность и самоубийство: "тайна вулкана, тайна мятежа"