<<
>>

20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.

Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя.

Основные мысли философии XVIII в.: —

исходный пункт философствования — человек разумный; —

законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума; —

философия в первую очередь — это искусство жить в соответствии с законами разума; —

философия — основание всех наук; —

понятие теории познания определяется как теоретико- познавательный сенсуализм; —

главная причина неудач человека — в недостатке морального сознания; —

человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей; —

религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.

Онтологические проблемы рассматриваются философами XVIII в.: —

в материалистическом аспекте; —

в атеистическом аспекте.

В философии XVIII в.

большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он: —

выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья; —

обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.

Самым ярким выразителем философских взглядов французского

материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др.

Дени Дидро (1713-1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера».

Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают: —

«чувствительность инертную»; —

«чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.

Проблемы гносеологии наряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека.

Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.

Методами познания являются: —

наблюдение; —

эксперимент.

Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.:

  1. 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
  2. Классическая немецкая философия.
  3. Список литературы 1.
  4. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  5. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  6. Тема 5 Філософія Нового часу та доби Просвітництва (2 год.)
  7. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА
  8. ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР КАК ФИЛОСОФ
  9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БЕЛАРУСИ Т.И. Адуло
  10. Становление университетской философии. Обоснование рационального знания
  11. РОССИЯ. XVIII - СЕРЕДИНА XIX вв.
  12. Философия Просвещения
  13. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
  14. Эмпиризм
  15. Глава 4. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII ВВ.
  16. Глава 5. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII—НАЧАЛА XIX В.