<<
>>

13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Самой древней философской школой является Милетская (VII- V вв. до н. э.). Ее родоначальники: —

Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; —

Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; —

Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т.

е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания. 2.

Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.

В числах пифагорейцы видели: —

свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего; —

объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно занимался разработкой различного рода

математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна. 3.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан

из Колофона (ок. 565-473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами: —

выступал против антропоморфических элементов в религии; —

высмеивал богов в человеческом виде; —

жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека; —

считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных; —

стоял во главе монотеистов и во главе скептиков; —

осуществил разделение видов знания.

Парменид (конец VII- VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы: —

разграничивал истину и мнение; —

центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; —

по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; —

сущее считал лишенным изменчивости и многообразия; —

бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида: —

вся его жизнь — борьба за истину и справедливость; —

он развивал логику как диалектику.

4. Школа Сократа.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА:

  1. Тема семинарского занятия №8: Культура Древнего Китая.
  2. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
  3. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  4. § 1. Понятие модели мира
  5. Глава 1 ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЯ, ШКОЛЫ, ПОДХОДЫ (КАРТИНА МИРА - КАРТИНА ДУШИ)
  6. Вопрос пятый. Философские школы 61.
  7. ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
  8. § 3. Рабовладельческое (древнее юридическое) право
  9. Культура древних славян
  10. 5. «Живая этика» в школе
  11. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  12. ОБОЗРЕНИЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ1
  13. Педагогика Древнего мира.
  14. 2. ДИСКУССИОННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
  15. § 8. Школы и направления европейской и американской этнографии конца XIX — середины XX в.
  16. ШКОЛА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО МИРА