<<
>>

53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

Платон (427-347 гг. до н. э.) — величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.
По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.

Платон любил философию: все философствование этого мыслителя — выражение его жизни, а его жизнь — выражение его философии.

Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.

По мнению Платона, космос — это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности.

По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится: —

на видимый мир изменчивых предметов; —

невидимый мир идей.

Идея является центральной категорией в философии Платона. Идея вещи — это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью вещи.

Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой разум, ей подобает название разума и Божества.

В платоновском учении о познании недооценивается роль чувственной ступени познания. Философ полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

Платон рассматривает познание с позиций диалектики. Понятие «диалектика» происходит от слова «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит, спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. Диалектика — это искусство думать, думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектики: —

единого и многого; —

тождественного и иного; —

движения и покоя и т.

д.

Философия природы Платона тесно связана с математикой. Платон исследовал диалектику понятий, что имело большое значение для последующего развития логики.

Платон считал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поэтому не подлежит логическому уразумению. Философ отличал знание от субъективного ощущения. Связь, которую мы вносим в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.

Общие понятия — это результат особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не применимы к отдельным вещам. Общие определения и понятия относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то иному: они выражают род или вид, т. е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По мнению Платона, получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и есть суть его объективного идеализма. В платоновском объективном идеализме «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон утверждает, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «мир идей».

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА:

  1. 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
  2. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  3. ОПЫТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ESSAI SUR L'ORIGINE DES CONNAISANCES HUMAINES
  4. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  5. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  6. § 3. Метафизика веры и мистика
  7. § 1. Генезис метафизики сверхсущего и трансцендентного начала в античности
  8. § 3. Языковые обнаружения философии
  9. КОММЕНТАРИИ
  10. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  11. 1. «АгниЙога» – этика или религия?
  12. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  13. Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ
  14. 1.2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии.
  15. Систематическая теология П. Тиллиха: эпистемологические и методологические проблемы
  16. Лекция 2 РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И СОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. НАУКА КАК ФОРМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  17. § 3. Эволюция исторических подходов к проблеме понимания
  18. § 1. Триадичные учения в мировой философии