<<
>>

26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.

Основные модели философского мышления в XX в.: —

позитивизм; —

марксизм; —

неотомизм; —

экзистенциализм и др.

Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность: —

роль философского и научного познания; —

человек и его жизнедеятельность; —

взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного; —

свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т.

д. Позитивизм. Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX — начале XX вв. Его основные представители: —

немецкий физик Э. Мах; —

швейцарский философ Р. Авенариус; —

французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре; —

английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Эта форма позитивизма получила название махизма. В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.

Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма. Логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях: —

логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики; —

лингвистической философии, отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий. Марксизм.

Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс.

Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается: —

философским обоснованием бытия Бога; —

доказательством различных религиозных догм; —

рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; —

толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.

Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер.

Экзистенциализм. Экзистенциализм — философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.:

  1. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
  2. 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
  3. ГЛАВА I ЗАЧАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В КАЗАХСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
  4. ГЛАВА 8 КОНСЕРВАТИВНО-БУРЖУАЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЕГО ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
  5. 7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
  6. 1. Вольфовская школа: эволюция и основные представители
  7. 3. Основные философские направления периода зрелого Просвещения (спинозизм, материализм, „естественная религия", атеизм, эмпирико-психологическая гносеология)
  8. 2. Основные течения и проблематика социально-философской мысли.
  9. 3. Философская проблематика «Кысса-и Йусуф» Кул Гали.
  10. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОЛЬБАХА