<<
>>

71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

История — это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Важнейшие системы философии истории: —

теологическая философия истории (движущая сила истории —

Бог); —

метафизическая философия истории (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т.

е. судьба); —

идеалистическая философия истории (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека); —

натуралистическая философия истории (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями); —

материалистически-экономическая философия истории (движущая сила — экономические отношения). Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремленностью.

Принципы понимания истории с точки зрения философии: —

принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни; —

принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего); —

принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.

Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории : —

что заставляет развиваться человеческое общество? —

есть ли направление у истории, если есть, то какое? —

насколько наша история определяет настоящее и будущее? —

чего ждать людям в будущем? —

имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?

В истории философии существует множество концепций, которые можно разделить на три группы: —

концепции однолинейного прогрессивного развития; —

концепции многолинейного развития; —

концепции циклического развития.

Карл Ясперс (1883-1969) — знаменитый немецкий философ, классик европейской философии — в своей книге «Истоки истории и ее цель» предложил схему мировой истории: 1)

доистория, или «прометеевская эпоха» (начало речи, возникновение орудий труда, умения пользоваться огнем), когда человек только начинает быть человеком; 2)

культуры древности, которые существовали тысячелетия (древневосточные, древнегреческие и др.); 3)

«Осевое время» — время формирования подлинного человека; 4)

научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие испытывает современный человек. Объективный фактор в истории — это в основном труд, производство и формы общественных отношений, которые в значительной мере являются кристаллизацией предшествующей деятельности людей.

Но любое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разноплановая деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди.

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ:

  1. § 2. Философия как тип знания. Методы философствования
  2. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
  3. 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  4. Деонтология истории
  5. А. К. Можеева К истории развития взглядов К. Маркса на субъект исторического процесса
  6. § 1. Между «философией понятия» и «философией смысла»
  7. III. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ.—ФИЛОСОФИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ ПОНЯТИЮ И ПО ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ.— СУЩЕ- СТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.— САМЫЕ ОБЩИЕ И ВЫСШИЕ ЗАДАЧИ ЭТОЙ НАУКИ
  8. К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
  9. О "НАЧАЛЕ ФИЛОСОФИИ"
  10. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ