68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Основные произведения: —
«Бедные люди» (1845); —
«Записки из мертвого дома» (1860); —
«Униженные и оскорбленные» (1861); —
«Идиот» (1868); —
«Бесы» (1872); —
«Братья Карамазовы» (1880); —
«Преступление и наказание» (1886).
Начиная с 60-х гг.
Федор Михайлович исповедовал идеи почвенничества, характерной для которого была религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С такой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Роль России на этом пути и заключалась в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Русский народ призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».Три истины, пропагандирующиеся Достоевским: —
отдельные лица, даже лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; —
общественная правда не выдумывается отдельными лицами, а живет во всенародном чувстве; —
эта правда имеет значение религиозное и обязательно связана с верой Христовой, с идеалом Христа. Достоевский был одним из самых типичных выразителей начал, призванных стать основанием нашейсвоеобразной национальной нравственной философии. Он находил искру Божию во всех людях, в том числе дурных и преступных.
Идеалом великого мыслителя были миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора.
Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, которое было связано с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, которое способно объединить народы на основе христианского братства.
Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально- религиозного плана в вопросах понимания человека, он пытался через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он рассматривал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека — это воплощение, реализация идеи.
В произведении «Братья Карамазовы» Достоевский словами своего Великого Инквизитора подчеркнул важную мысль: «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться».
Достоевский утверждал, что быть личностью трудно, но еще более трудно быть счастливой личностью.
Свобода и ответственность подлинной личности, которые требуют постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. Достоевский описывал неисследованные загадки и глубины человеческой души, пограничные ситуации, в которые попадает человек и в которых его личность терпит крах. Герои романов Федора Михайловича находятся в противоречии сами с собой, они ищут скрывающееся за внешней стороной христианской религии и окружающих их вещей и людей.
Еще по теме 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО:
- 2. Русская идея: проблема национального величия России
- 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
- Я и МЫ (проблема общества)
- 1.5. Философское и художественно-интуитивное предвидение: прозрения Достоевского
- ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
- ПРИРОДА СИМВОЛА. ПРОБЛЕМА ГРАДАЦИИ
- Степень разработанности проблемы
- Жирков Г. В. Журналистика эмиграции: истоки и проблемы (Предисловие)
- Особенности литературного редактирования художественных произведений
- Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
- К проблеме «Пушкин и христианство»
- 2.1. КОМПАРАТИВИСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Глава 1. Становление сущности: нигилизм и онто-историзм
- 3.2. Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания)
- 1.2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ(ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ)
- 1.1. Возрождение этнической культуры как социально- историческая проблема
- Глава 5. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ
- 4.4. Соотношение «факт — автор» в журналистских произведениях разных жанров
- 3.1.3 Богостроительство и проблема социальной неодновременности
- Степень разработанности проблемы