<<
>>

84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.

Широкое распространение имеют различные религиозные модели философского мышления.

К ним относятся: философия католической церкви (неотомизм); философия православия; философия ислама; различные восточные религиозные философские учения: философия буддизма, философия даосизма, философия йоги и др.

Возникновение неотомизма относится к концу XIX в.

и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, которые живут в странах, где господствует католическая церковь.

Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению. Международным центром неотомизма стал Высший институт философии в Бельгии и Папская католическая академия в Риме.

Основу этого направления составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского.

Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозных догм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно- научныхтеорий и социальной практики.

Наиболее яркими представителями неотомизма являются: —

Жак Маритен; —

Этьен Анри Жильсон; —

Юзеф Мария Бохенский; —

ГуставАндреас Веттер. Неотомизм старался синтезировать: —

эмпиризм и рационализм; —

созерцательность и практицизм; —

индивидуализм и соборность; —

религию и науку.

Представителями неотомизма продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.

Главный раздел неотомизма — метафизика, или «первая философия», что значит учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. В это время утверждается трансцендентность понятий «единство», «истина», «благо», «прекрасное»; доказывается бытие Бога путем аналогии с бытием мира.

Натурфилософия этого направления основана на рассмотрении диалектики формы и содержания, которая понималась в духе учения Аристотеля: материя пассивна, а форма активна, и только через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.

В теории познания неотомисты обращались к различным формам познания: чувственному познанию; рациональному познанию; интуиции.

Смысл и назначение человеческого сознания философия неотомизма видит в обнаружении трансцендентного и субъективного в чувственном восприятии.

Человеческий интеллект обязан согласовываться с божественными истинами. Наука открывает только внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу.

Значит, творчество личности, ее самопознание и свобода органически связаны с Богом.

Неотомизм также немало внимания уделяет социально- философским проблемам: формам отношения личности и общества (индивидуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).

Конечно, главной проблемой в неотомизме является проблема Бога. Бог может быть постигнут как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Именно Бог сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.:

  1. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  2. 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
  3. Современная Западная философия
  4. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  5. трансперсональный опыт, проблема субъект-объектного дуализма и недвойственность
  6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  7. 1.4. Философы истории и прогнозирование. Сбывшиеся прогнозы Шпенглера, Тойнби, Соловьева, Бердяева, Ясперса, Ортеги-и-Гассета
  8. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  9. Жирков Г. В. Журналистика эмиграции: истоки и проблемы (Предисловие)
  10. Страхов как метафизик
  11. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  12. Глава 14 РЕЛИГИЯ
  13. 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)
  14. Г ерменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
  15. Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
  16. Глава 14 ОТ УТИЛИТАРИЗМА К СИМВОЛИЗМУ. РУССКАЯ ЭСТЕТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  17. Глава 17 ЭСТЕТИКА НЕОКАНТИАНСТВА: ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ АКСИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  18. К. Ясперс: искусство как экзистенциальная коммуникация.
  19. Лекция 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
  20. Степень научной разработанности проблемы.