73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Российская цивилизация — последняя по времени возникновения великая цивилизация.
Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности.
Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории — Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.
Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, — постсоветская.
Русская история была одной из самых мучительных историй: —
борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями; —
усиление государства; —
Смутное время; —
раскол; —
насильственный характер петровских реформ; —
крепостное право; —
гонения на интеллигенцию; —
казнь декабристов; —
режим Николая I; —
безграмотность народной массы; —
неизбежность революции и ее кровавый характер; —
самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, — это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев — сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции: —
беспочвенность; —
отщепенство; —
скитальчество; —
невозможность примирения с настоящим; —
устремленность к грядущему.
В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты — лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер.
Этот идеалистический класс был поставлен в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех достижений мирового и российского развития, революции, цивилизации.Славянофилы и западники так же рассуждали о судьбах русского народа, но с двух противоположных точек зрения. Самое главное — русская философия истории должна была решить вопрос о значении и смысле реформы Петра, разрезавшей историю страны на две части. Западники были сторонниками реформы и видели будущее России в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, которая возникает на духовной почве православия. По их мнению, реформы Петра и европеизация были изменой России.
Главное — нельзя забывать, что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.
Еще по теме 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:
- М.Д. Головятинская, Н.И. Цицилина. Русская философия истории: основные концептуальные подходы XIX века: Учебное пособие / Сост. М.Д. Головятинская, Н.И. Цицилина. — Волгоград: Изд- во ВолГУ,2001. — 72 с., 2001
- 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
- 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ
- ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА: ДВА ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЯ В.В. Цацарин
- Г. ГЕГЕЛЬ И ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ А.О. Белоус
- БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Г.И. Касперович
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
- Философия истории.