<<
>>

22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Начальный период становления русской философии — XI-XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: —

процесс европеизации России , связанный с реформами Петра Великого; —

секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: —

М.В. Ломоносов; —

А.Н. Радищев; —

Феофан Прокопович; —

В.Н. Татищев; —

А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный,

антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: —

славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); —

западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты: —

антропоцентризм; —

гуманизм; —

религиозный характер; —

возникновение русского космизма (мистического, теологического).

<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты / М.: Аллель, 2009. — 64 с. 2010

Еще по теме 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ:

  1. 2. Основные русские княжества и земли: особенности их развития.
  2. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  4. Основные направления развития
  5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  6. Основные направления развития
  7. Основные направления развития
  8. Основные направления развития
  9. Основные направления развития
  10. />Основные направления развития
  11. Основные направления развития
  12. Основные направления развития
  13. Основные направления развития
  14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ