24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
ХХ в. — это эпоха: —
социальных катастроф; —
антигуманных политических режимов; —
многочисленных локальных и мировых войн; —
разрушения природной среды; —
кризиса гуманистических ценностей; —
научно-технической революции; —
расцвета знаний и образования и др.
Другими словами, ХХ в.
— это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния.Основными философскими течениями этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм. 1.
Иррационализм — направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.
Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.
Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, а идея прогресса — неверием в него.
Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное. 2.
Рационализм — совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей — с объективной .
Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время.
В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации.
Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм — преувеличение роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой культ научно-технического разума, его защиту и оправдание.К рационализму ХХ в. относятся: —
неопозитивизм; —
структурализм; —
неорационализм; —
критический рационализм.
Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в
ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ
способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации. 3.
Гуманизм — философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.
Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений. 4.
Персонализм — направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.
Формой проявления персонализма является философская антропология.
Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.
Еще по теме 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.:
- 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
- ГЛАВА 8 КОНСЕРВАТИВНО-БУРЖУАЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЕГО ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
- ГЛАВА IX БУРЖУАЗНО-ПРОГРЕССИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ (ЖУРНАЛ «АЙКАП», К. ТОГУСОВ И «УШ-ЖУЗ»)
- § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
- Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
- 2. Основные течения и проблематика социально-философской мысли.
- 3. Философская проблематика «Кысса-и Йусуф» Кул Гали.
- ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОЛЬБАХА
- Культура России XIX — начала XX вв.
- ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ
- Основные древнекитайские идеологические течения.
- Философские идеи в русском масонстве
- Главные философские труды
- Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
- ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
- § 8. Философская герменевтика
- Философские основания: полемика с предшественниками
- Богостроительство в контексте религиозных и социально философских споров в России начала XX века