<<
>>

Диалогичная журналистика для детей: межпоколенческий диалог в рамках информационного пространства              (на              примере «Юношеской газеты»)

Функционально-целевое назначение

Главное назначение детства - непрерывное становление человека, превращение индивида в личность, принятие подрастающим человеком норм и ценностей общества, освоение общественного опыта, который копился веками, языка, культуры, идеалов.

Этот многослойный и многоплановый процесс, необходимый ребёнку для получения навыков полноценной жизни в

обществе, определяется как социализация[232]. Первоначально она происходит в семье, вторичная социализация происходит уже вне дома, в обществе, когда индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Анализируя особенности детской аудитории, М. Ф. Попова определяет детскую прессу (всю, независимо от её вида) как некий альтернативный институт социализации подрастающего поколения и подчёркивает её основное предназначение - возможность более естественного включения подрастающего поколения в систему общественных отношений[233]. В этом смысле детская пресса является элементом одновременно двух систем - СМИ и системы социализации. С помощью детских средств массовой коммуникации «совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», компенсируя этим частичное ослабление своего влияния в качестве конкретных отдельно взятых родителей или учителей. И дело не только в доступности изложения, а в собственной концепции этой группы СМИ. Самым важным для проблемы социализации является то, что это активный коммуникативный процесс, не совместимый с представлениями об однонаправленной передаче прошлого опыта (культурных образцов) субъекту - молодому поколению. Это в корне меняет представление о социализации как воздействии общества на изначально пассивного индивида. Установлено, что социализация проходит тем успешнее, чем активнее индивид участвует в коммуникации с взрослыми и сверстниками и в творческо-преобразовательной общественной деятельности . Область проявления и формирования отношений с миром, особенно в детском возрасте - это область общения и взаимодействия.

Общение может быть рассмотрено как особая форма духовной деятельности, способ регуляции, единения людей, в том числе и с материальными, культурными ценностями

предшествующих поколений, процесс усвоения и созидания общественных отношений. Причём его значение в ходе развития человечества возрастает, из вспомогательной стороны деятельности оно становится самостоятельной ценностью. Процесс общения влияет на саморазвитие личности именно благодаря              информационно-коммуникативным              механизмам.              Особую

актуальность в современных условиях построения единой образовательной парадигмы приобретает интегрирующая коммуникативная функция детских СМИ, вбирающая в себя многочисленные аспекты познавательного, образовательного, воспитательного, организационного и иных процессов. В этом аспекте особенно важно, чтобы создаваемое коммуникативное поле организовалось не только ради самого общения, но и для того, чтобы в ходе этого диалога осуществлялась как познавательная, так и социальноориентационная деятельность, проявляющаяся в формировании у детей общественных позиций, оценок, политических, правовых, нравственных, эстетических норм и ценностей.

М. М. Бахтин пишет, что внутреннее содержание личности может быть раскрыто в диалоге с другим субъектом1. В зависимости от способа общения субъектов различают следующие виды коммуникации: интраперсональная (разговор с самим собой как ансамблем существ); межличностная (в ней участвуют двое или более как партнёры); представительская (однонаправленная информация от одного к другому или многим); групповая (коммуникация внутри группы, между группами, где каждый участник - равноправный партнёр); массовая (происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп);

— диалог культур              (специфический              способ коммуникации с

цивилизациями как прошлой, так и нынешней эпох).

Данный ряд может быть дополнен таким специфическим видом, как межпоколенческий диалог, осуществляемый зачастую только посредством СМИ через информационно-коммуникативные процессы. В исследованиях С. Б. Цымбаленко было обнаружено, что коммуникативная деятельность существенно и позитивно влияет на характер личности, целевые установки и смысловые конструкты, мировоззрение, особенно в возрасте 15-16 лет, стимулирует социальную и профессиональную активность, развивает лидерские качества[234]. Российский учёный Б. Г. Ананьев объясняет это так: раньше всего непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений между её членами возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в практике общественного поведения, превращаются в наиболее общие и первичные черты характера - коммуникативные[235]. Эти черты, в свою очередь, становятся основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных и др.). Все эти свойства, базирующиеся на коммуникативных свойствах характера, появляются в процессе развития на основе тех или иных видов деятельности, из разнообразия отношений к жизненным обстоятельствам и событиям.

Дети и подростки, признаваемые полноправными и значимыми личностями, вступают в межпоколенческий диалог с взрослыми, причём он происходит не в форме наставлений старшего поколения младшему - организуется площадка для обсуждения актуальных вопросов, результатом которого становится взаимообогащение сторон. Ребёнок «формирует» родителей ещё больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия[236] [237]. Одной из площадок межпоколенческого диалога становятся детские издания.

«Еженедельная общероссийская «Юношеская газета» подростков» (1991 - 2002 гг.) - уникальный феномен продуктивного сотрудничества взрослых и детей . Учредителем газеты было агентство «Юнпресс», в редакционный совет входили Н. Кулакова, С. Соловкин, С. Цымбаленко, Е.

Кузин, С. Щеглова - люди, которые внесли значительный вклад в развитие юнкоровского движения в России. Газета сотрудничала с такими организациями, как Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Комитет по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Это свидетельство того, что газета являлась проектом общественного значения. Целевая аудитория: дети и подростки 14-17 лет. Исследование контента всех номеров 2002 г. (№№1 - 44) позволяет говорить о том, что эта газета была для юных читателей и корреспондентов площадкой для обмена мнениями со сверстниками и взрослыми, пыталась помочь подросткам установить связь с взрослым миром, адаптировать их к взрослой жизни. На полосах отражался своеобразный бесконечный межпоколенческий диалог, причём часто даже в конфликтной форме, направленный на определение себя как личности и своего места в жизни. Редакторы не просто создавали для детей информационное пространство; газета обеспечивала условия для самореализации и самопознания как юнкоров, так и читателей

Проблемно-тематическая направленность

Социализация личности теснейшим образом связана с инкультурацией, т.е. освоением личностью общей человеческой и конкретной культуры, гармоничным вхождением в ценностно-смысловое поле национальной культуры, что проявляется в детской газете не только на коммуникативном уровне. Необычайно важно также рассмотреть векторы информационносодержательного поля, образующего особое диалоговое пространство в газете. Индивидуальная тематическая направленность издания, базирующаяся на освещении всех сторон жизни, общения и досуга подростков, определяет динамичность и некоторую пестроту контента, что, в свою очередь, обуславливало появление в газете нерегулярных и плавающих рубрик. Межпоколенческий диалог: плавающие рубрики «Спасательный круг»/ «Поговорим по душам»: психологические проблемы и комплексы подростков, советы при подготовке к экзаменам, методики аутотренинга, судьба ребят из интерната.

Авторы - взрослые: врачи-психиатры, психологи; плавающие рубрики «Особое мнение»/ «Прошу слова!»/ «Деликатная тема»: дискуссии по общественным проблемам («Нужно ли служить в армии?» «БЕСплатное образование» и т.д.); постоянные рубрики «На родительское собрание»/ «Детки и предки»: взаимоотношения с родителями.

Ребёнок становится источником, транслирующим свой инфопоток на довольно широкую аудиторию, в которую входят и взрослые. Само взаимодействие читателей-авторов и взрослых строится по модели субъектно-субъектных отношений, реализующих принципы педагогики сотрудничества. Обсуждение происходящих событий: постоянная рубрика «Те самые новости»: официальные сообщения,

молодёжные акции, новости ЕГЭ, проекты в области образования, жизнь студентов,              происшествия в              университетах,              итоги городских и

общероссийских конкурсов и пр. Источники: подростки, школьные и городские детские пресс-центры, детские областные газеты,’^^^1еп1а.ги, www.ynpress.ru; нерегулярная рубрика «Физкульт-ура!»: спортивные события в школах, в городах России. Авторы - подростки; нерегулярная рубрика «Куда сходить»: информация о выставках, спектаклях в театре и других культурных событиях. Авторы - подростки и взрослые; плавающая рубрика «Мой город на карте»: рассказы о родных городах. Выявление социальных проблем и их оценка сверстниками: постоянная рубрика              «Жизнь не по учебнику»: несовершеннолетние беспризорники, зависимость от Интернет-среды, знакомство/общение по Интернету, угроза терроризма, проблема взаимопонимания с друзьями и родителями, сложные ситуации в общение с педагогами, вымогательство денег в школе и т.д.; плавающие рубрики «Между нами, девочками»/ «Между нами, мальчиками»: проблемы подростков (мода, красота, дружба, предательство, общение, отношения и пр.); постоянная рубрика «Настроение...» (какого-либо автора-подростка): фото + небольшая лирическая исповедь этого автора; постоянные рубрики «Ликбез отношений»/ «Территория общения»/ «Мы + этот мир»: истории с одноклассниками, дружба, любовь, лидерство в классе.

плавающая рубрика «Не верь глазам своим»: интересные случаи с одноклассниками; нерегулярные рубрики «Деньги не пахнут»/ «Работа - не волк!»: обсуждение перспектив временной работы, где можно подзаработать, выбор профессии и пр.

Г. А. Цукерман утверждает, что диалог со сверстниками является необходимым условием психического развития ребёнка:              в группе

сверстников отношения равные и симметричные, а между ребёнком и взрослыми (какими бы демократическими они ни были) - иерархические и несимметричные[238]. Ж. Пиаже считал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой[239] [240]. Старшеклассники значительно откровеннее со своими друзьями, чем с родителями, и приписывают им более высокую степень понимания, то есть высвечивается проблема взаимосвязи становления «Я» и с внутриличностной, и с межличностной коммуникацией . Общество сверстников становится универсальным и жизненно важным каналом информации, занимая лидирующее положение среди других. На Западе давно уже используется институт так называемых «сверстников- консультантов». Формирование своей позиции по той или иной социальной проблеме: плавающая рубрика «Человек за бортом»:              о местах заключения

подростков, о наркомании, о людях нетрадиционной ориентации, о детях- инвалидах; нерегулярная рубрика «Бескулътурное пространство»/«Совершенно

секретно»:              состояние современной культуры, мелкое хулиганство

сверстников; нерегулярная рубрика «Телеревизор»: каким должно быть телевидение для подростков.

Точка зрения автора является доминантой всего текста - оценочное поле содержится уже на уровне заголовочного комплекса: «Как ни странно, в минобразе знают школьные проблемы»[241];              «Агрессивная деградация

прогрессивной молодёжи», «Родителей надо ставить на место!»[242]; «Как законно откосить от армии?»[243] и пр. Большинство материалов можно объединить общим названием «Моя реальная жизнь» или «Мои переживания». Реализация творческого потенциала: плавающая рубрика «В мире с животными»: рассказы о своих животных, интересные факты; плавающая рубрика «Картинки с натуры»: рассказы о приключениях на каникулах, о своих одноклассниках, о необычных происшествиях в школе; плавающая рубрика «Звезданутые»: о будущих звёздах эстрады (дворовые или школьные вокально-инструментальные ансамбли).

Эффективность массовых коммуникаций во многом определяется включённостью в информационный процесс аудитории. А. А. Грабельников подчёркивает: вероятность усвоения информации зависит от её качества, уровня образования читателей и, что немаловажно, от степени их причастности к созданию и распространению этой информации[244]. Характерной особенностью диалогичной журналистики является нарастающая интерактивность, которая, с одной стороны, обеспечивает тонкий баланс между журналистом и читателем, а с другой стороны, превращает читателя в соавтора в работе с информацией. Интерактивность позволяет человеку переключиться с ситуации монолога на ситуацию не только              диалога, но и речевого              взаимодействия[245]. Интерактивная

составляющая проявляется в намерении участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого. Ключевым в системе такого взаимодействия является принцип обратной связи. Общение с аудиторией - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов, которые могут осуществляться прямо (непосредственно) и косвенно. Главной задачей непрямой коммуникации является установление доброжелательных, доверительных отношений с аудиторией.

Интерактивная составляющая коммуникативной стратегии редакции определяла частое появление на полосах газеты диалоговых материалов (независимо              от диалогической или монологической              формы)

преимущественно полемического характера, которые выполняли функцию контакта, стимуляции общения, хотя и обостряли противоречия между оппонентами, чётко противопоставляя разные точки зрения, но вместе с тем позволяли установить эффективный контакт с подростковой аудиторией. При этом инициаторами и наиболее активными участниками были подростки. Иногда дискуссионность, провоцирующий конфликтный тип общения охватывал все уровни. В этом ракурсе можно говорить о полифоническом диалоге, благодаря которому создавалась всесторонняя картина освещаемой проблемы, а полоса превращалась в форум мнений, взглядов и взрослых, и детей. Таковы дискуссии о вышедших в прокат мультфильмах и фильмах[246], о проблемах школ накануне нового учебного года[247] [248], о проблемах детского

3

чтения, детского телевидения . На психологическом конфликте построено интервью с чиновниками из министерства образования введения ЕГЭ[249]. Активно обсуждаются темы личностного плана: служба в армии[250], СПИД, беременность несовершеннолетних[251], судьба беспризорников[252]. Газета привлекала аудиторию своей открытостью: обсуждаются проблемы насилия, любви, первого полового акта. Редакция не вмешивалась в диалог, но композиционное оформление полосы зачастую отражало её точку зрения: рядом со статьями о плохих, со стороны автора-ребёнка, родителя, располагались статьи родителей о непонимании их детьми; статьи о нежелании служить в армии соседствовали с рассказами девушек о том, как они гордятся своими молодыми людьми, прошедшими через армию и т.д. Там, где это необходимо, оценку происходящему давал эксперт, чаще всего

психолог или специалист в              какой-либо              области. Такой

персонифицированный подход - через обращение к герою публикации - во многом ключ к воздействию на детскую аудиторию.

Газетные материалы, созданные детьми, имеют следующие характерные черты. Происходит трансформация традиционных журналистских жанров в связи с целями и задачами детского издания. Материалы, имеющие актуальный личностный характер, представляют собой в больше степени «исповеди», рассказы о своей жизни, поэтому их сложно дифференцировать по жанрам, доминирующий тип информации в газете - описание, выполняющее функцию «иллюстрирующей информации», и авторская оценка. Условно можно выделить следующие жанры: краткая и расширенная информация, «исповедь», дневник, рассказ, зарисовка, заметка, опрос, интервью, письмо, путевые записки, фоторепортаж[253] [254] [255], объёмные

2              3

репортажи на разворот , спецрепортаж с выставки , журналистские расследования («юнкор меняет профессию»). Информационный повод юные корреспонденты выбирают непосредственно из микросреды. Следует отметить высокую оценочность подаваемой информации: субъективность автора проявляется и на уровне стиля, и на уровне фактов. Юнкор передаёт не социально значимую, а личностно окрашенную информацию, сообщает не о времени события, дате его проведения или участниках, а о собственных впечатлениях.

Таким образом, контент-анализ конкретного юнкоровского издания отчётливо свидетельствует об острой потребности подростков в товарищеской среде и диалоге с взрослыми. В 2003 г. «Юношеская газета», выходившая в течение 12-ти лет на четырех полосах четыре раза в месяц и распространявшаяся по всей России, превратилась в «Виртуальный ЮГ» («Юношеская газета-онлайн», http://www.ynpress.ru/yg-online/). Печатного издания, аналогового «Юношеской газете», сегодня в России нет. Многочисленные, зачастую никем не контролируемые социальные сети, стихийно рождающиеся в недрах Интернета, не способны выполнять конструктивную, а отнюдь не фиктивную функцию медиатора между подростком и обществом. В этом ракурсе целесообразно говорить о разработке коммуникативных каналов для детей и подростков, не ограничивающихся Интернет-средой.

Тип читательской аудитории

Читательская аудитория «Юношеской газеты» представляет собой «коммуникативный» тип: она нацелена на социальную идентификацию, самопознание и самоутверждение. Таких читателей отличает потребность в контакте с другими: обсудить увиденное и услышанное, найти свои референтные группы и т.д. Этим детям свойственно желание познать себя, наблюдая за другими, стремление утвердиться в своих взглядах, ценностях. Это читатели-«авторы», которые рассматривают газету прежде всего как трибуну, с которой можно выступить, активно участвуют в наполнении контента (обсуждения, конкурсы, письма в редакцию); т.е. они сами задают вектор развития издания и фактически формируют каждый номер газеты.

Образ коммуникатора (газеты)

Газета в диалогичной журналистике в системе социальных отношений ребенка-читателя рассматривается в амплуа «собеседника»: это обеспечивает чёткая адресность и конкретность контакта (анализируются конкретные ситуации конкретных людей конкретными специалистами), простота и разговорность материала. Ключевыми в данном случае являются те характеристики, которые вызывают доверие и симпатию к нему со стороны аудитории; сюда можно отнести известный аудитории престиж, авторитетность коммуникатора (когнитивный аспект), его внутреннюю и внешнюю привлекательность, умение редакции газеты стать частью значимой для читателей группы (эмоциональный аспект), а также умение адекватно реагировать на обратную связь (поведенческий аспект). Иначе говоря, это те характеристики, которые присущи участникам субъектносубъектного, диалогического типа общения[256].

Характер взаимоотношений с аудиторией

Подростковая аудитория отвечает доверием и симпатией лишь в том случае, когда видит, что коммуникатор общается с ней на равных, искренне стремясь поделиться с ней своими знаниями и убеждениями, не поучая, но и не заискивая, не занимаясь самолюбованием. Отношения редакции с читателями в диалогичной журналистике проектируются по схеме «аудитория - коммуникатор»:              хозяином положения здесь выступает

аудитория, поскольку контент газеты формируется в соответствии с её информационными потребностями; аудитория осуществляет выбор, самостоятельно интерпретируя поступающие к нему сообщения, и таким образом удовлетворяет свои потребности.

Формы связи с аудиторией в таких детских газетах проявляются в массовом привлечении детей и подростков к наполнению контента, организации сети юнкоровской деятельности, в создании и работе клубов юных журналистов при газете или дистанционной помощи в организации региональных юнкоровских объединений.

Таким образом, диалогичная модель детской журналистики (вариант «дети для детей») строится на основе интерактивного многоканального сотрудничества взрослых с детьми и детей с их ровесниками и чаще всего реализуется через самодеятельные детские и юношеские газеты, которые создаются вокруг реальных проблем подростков, с учётом социальных и психологических особенностей данной аудиторной группы, помогают ребёнку выразить свои мысли, распространить их среди сверстников и взрослых, преодолеть личную замкнутость, раскрыть своё «Я» и так быть услышанным. Детская аудитория нуждается в целостной открытой диалогической субкультуре в рамках «большой» полифункциональной культуры. Диалог создаёт ситуацию фактического равенства с взрослыми. Коммуникативная деятельность разрешает главное противоречие подросткового периода - между готовностью к преобразующей общественной деятельности и отсутствием необходимых условий для проявления социальной активности - и помогает осуществить межпоколенческую трансмиссию норм и ценностей. На наш взгляд, развитие детской газеты как самостоятельного типа издания в рамках диалогичной журналистики - самое перспективное направление. М. М. Бахтин подчёркивает, что внутреннее содержание личности может быть раскрыто только в диалоге с другим субъектом: «Самое бытие человека ...есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Быть - значит быть для другого и через него - для себя. Диалогическая природа сознания, диалогическая природа самой человеческой жизни. Жить - значит участвовать в диалоге. В этом диалоге человек участвует весь и всей своей жизнью»1. В коммуникативной деятельности человек, создавая значимое для других, создаёт значимое для себя, изменяет и творит свою личность. 

<< | >>
Источник: Капустина Галина Леонидовна. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ГАЗЕТА КАК ТИП ИЗДАНИЯ. 2014

Еще по теме Диалогичная журналистика для детей: межпоколенческий диалог в рамках информационного пространства              (на              примере «Юношеской газеты»):

  1. Диалогичная журналистика для детей: межпоколенческий диалог в рамках информационного пространства              (на              примере «Юношеской газеты»)