Дореволюционные общественно-политические журналы для детей (конец Х1Х - начало ХХ в.).
Государственной Думе, разъясняли детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Находили отражение на страницах и события Русско-Японской войны, Первой мировой войны. Материалы приобрели
чёткую публицистическую направленность, которая лишила журнал многих атрибутов альманаха.
Иллюстрирует этот процесс журнал «Детское чтение» (1881-1906). Начала издавать его Н. А. Истомина, первыми редакторами были известные передовые педагоги А. Н. и В. П. Острогорские. Демократическую направленность журнала с самого начала отмечал Н. В. Шелгунов в журнале «Дело», называя «Детское чтение» «новым и прогрессивным явлением в детской литературе»[71]. Отделы «Детского чтения»: художественная литература (оригинальные повести с продолжением, стихи, переводные произведения, рассказы, сказки); научно-популярные и научно
художественные статьи и очерки (по истории, природоведению, астрономии, сопровождались иллюстрациями, основные понятия выделялись в тексте курсивом), занятия, игры (вооружали практическими навыками, например, сделать табуретку, лестницу). Впервые в детском журнале был серьёзно поставлен музыкальный отдел (конец 1870-х гг.), к участию были привлечены композиторы Н.
А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, профессора консерватории Н. Ф. Соловьёв, Ю. И. Иогансон и др. С 1885 г. был введён отдел «По белу свету», в 1890-х гг. - отдел «Из книг и журналов» («Новости книг и журналов»), в 1904 - 1905 гг. - отдел «Про войну». Журнал отличался прекрасными художественными иллюстрациями, некоторые его обложки оформлял Евгений Лансере. В 1906 г. журнал «Детское чтение» (редактор Д. И. Тихомиров) был переименован в «Юную Россию», всё чаще поднимались темы нищеты крестьян, жёстко осуждались такие «вечные» для России и не только проблемы, как взяточничество и антисемитизм. Во время РусскоЯпонской войны в рубрике «Разные сообщения» печатались статьи и очерки военных корреспондентов и свидетелей событий, помещались фотографии разрушенных станций и тонущих кораблей. Материалы отличает реалистичный, без сентиментализма и возвышенной романтики, характер. Можно с уверенностью сказать, что всё лучшее, что было в русской литературе для детей в конце XIX - начале ХХ в., нашло своё место на страницах журнала «Детское чтение». Его опыт и в области журналистики для детей, и в сфере детского чтения открыл широкую дорогу другим прогрессивным русским детским журналам - «Родник», «Всходы», «Юный читатель», «Маяк» и др.Журналы «Родник» (1882 -1917, редакторы Е. А. Сысоева, с №3 1886 г. Е. А. Сысоева и А. Н. Альмединген; затем редакторы менялись) «Юный читатель» (1899-1906, редактор Э. К. Пименова), «Маяк» (1909-1918, редактор-издатель Э. Монтвид), «Всходы» (1896-1917, редактор П. В. Голяховский) продолжали традиции прогрессивных изданий и стремились воспитывать в своих читателях активное отношение к жизни, объяснять политическое и социальное устройство, объективно рассказывать об окружающем мире, явлениях природы, научных открытиях; в беллетристике подчеркивалось тяжёлое положение детей рабочих, крестьян [72] [73] [74].
Отдельного внимания заслуживает необычный - от названия до содержания - еженедельный юмористический детский журнал «Галчонок» (1911-1913) .
Его выпускали сотрудники «Сатирикона»: А. Т. Аверченко, С. Т. Городецкий, В. В. Князев, П. П. Потемкин. В художественном отделе принимали участие А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, А. А. Радаков, Ре-Ми (А. М. Ремизов). А. А. Радаков писал: «Создавая «Галчонок» и начиная его редактировать, я тоже задавал себе вопрос - нужен ли нашим русским детям этот новый у нас тип детского журнала... Не испугаются ли многие родители фразы - ребёнок должен учиться, играя» . Концепция детского чтения строилась вопреки всем педагогическим правилам, существующим в то время: средствами юмора, иронии, а подчас и сатиры «Галчонок» раскрывал необходимость прилежного учения. Новшеством «Галчонка» были и целевые номера, посвящённые какой-либо одной теме: о12 3
животных , о грамматике , о жизни индейцев и др. Увидев в «Галчонке»
.... 4
«детский юмористический журнал оппозиционного характера» , цензура запретила его выпуск.
Итак, дореволюционные общественно-политические журналы для детей закрепили основные тенденции отечественной периодики для детей - объективное изображение социальных и нравственных противоречий современного мира, приобщение подрастающего читателя к происходящим событиям. Заявляет о своём право на существование новый тип детского журнала - с элементами сатиры. Продолжается наметившаяся дифференциация журналов по полу и возрасту читателей.
Еще по теме Дореволюционные общественно-политические журналы для детей (конец Х1Х - начало ХХ в.). :
- Методология религиоведения второй половины Х1Х - начала ХХ века
- ОСОБЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
- ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В.В. Боннер-Смеюха Ростовский государственный университет
- Общественно-политические взгляды.
- «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Янковская С.Ю.
- 3.1. Философия «национальная» и «универсальная». Институт философии КАК НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ мысли Беларуси ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ В.Б. Еворовский
- 2. Общественно-политическая жизнь страны. От реформаторских настроений к укреплению тоталитаризма.
- Общественно-политические движения
- 8.1.2. Общественно-политические движения
- ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИНА БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
- НОВЫЕ ВЕЯНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
- Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература.
- Общественно-политическая мысль России в Екатерининскую эпоху.
- Опыт создания и выпуска детских журналов в контексте ключевых тенденций исторического развития периодики для детей
- Дореволюционные общественно-политические журналы для детей (конец Х1Х - начало ХХ в.).
- Пионерские журналы для детей (1922 - 1990-е гг.): общественнополитические, научно-популярные, литературно-художественные и развлекательные.
- Просветительская журналистика для детей: информационно публицистический аспект (на примере газеты «Пионерская правда»)
- Развивающая журналистика для детей: специфика региональных газет (на примере липецкой областной детской газеты «Золотой ключик», тамбовской областной школьной газеты «Ровесник»)
- Диалогичная журналистика для детей: межпоколенческий диалог в рамках информационного пространства (на примере «Юношеской газеты»)