Глава 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГОФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ГАЗЕТ
3
активные медиапользователи, участвующие в создании контента , аудитория должна рассматриваться не как объект воздействия, а как субъект взаимодействия, поэтому типологическая модель должна быть
интерактивной, динамичной, развиваться на основе систематического мониторинга потребностей целевой аудитории. Среди основных форм интерактивного взаимодействия, встречающихся в массовой коммуникации, для младших школьников и подростков наиболее эффективно вовлечение, подразумевающее обращение к читателю как соавтору, а также метод инспирирующего диалога, предполагающий заинтересованное и самое
4
активное непосредственное участие аудитории в подготовке материала . Сотрудничество с детской невозможно без организационномассовой работы. Конкурсы, движения, экспедиции, читательские конференции, юнкоровские отряды и пр. не оставляют читателей пассивными потребителями информации, развивают творческие способности. Вымышленные персонажи в детском издании - это оригинальный приём, позволяющий совместить потребности детской аудитории в игре и развлечении и традиционные дидактические задачи детской журналистики.
С психологической точки зрения, введение персонажа, чьё поведение имитирует общение, вызывает у детей, как правило, встречную эмоциональную реакцию, стимулирует диалог. На данном этапе личностного развития СМИ воспринимаются детьми как доминирующее средство познания мира. Индивидуальных фильтров, осуществляющих критическое, избирательное потребление информации, пока ещё нет. Именно эта аудиторная группа в большей степени внушаема и поддаётся манипулированию. В этом контексте особенно актуально говорить о профессионализме и этичности штатных сотрудников редакции.Детская периодика пытается найти способы выживания на информационном рынке. Исследователь С. А. Петрова констатирует, что с начала перестройки (1985 г.) и до конца 1990-х гг. детские издания, оказавшиеся без финансирования, стремятся к расширению своей аудитории за счёт выпуска новых аудио-, видео-, мультимедийных приложений («Колобок и два жирафа», «Клёпа» и др.), использования имиджа популярных телепередач («Спокойной ночи, малыши!», «Ералаш» и т.д.). Интересным ходом представляется появление новых журналов под «старыми» названиями, позиционирующих себя продолжателями традиций ранее существовавших («Детское чтение для сердца и разума», «Новая игрушечка», «Чиж и Ёж» и др.). Крупные российские издательские дома увеличивают количество детских журналов для разных возрастных групп
(издательства «Весёлые картинки», «Карапуз», «Аргументы и факты», «Лазурь» и т.д.); создаются совместные издательские концерны с основной долей иностранных инвестиций, расширяющие аудиторию за счёт производства детских, подростковых и молодёжных журналов чаще всего развлекательного характера (Издательский дом «Бурда»,
«Эгмонт. Россия. LTD» и др.)[265].
В условиях жёсткой конкуренции с другими ресурсами, давления западных детских изданий, ограниченной финансовой поддержки нам представляется особенно важным учитывать собственные возможности редакций, поэтому в своей работе мы намеренно сосредоточились на более узких, конкретных направлениях их работы, связанных с поиском новых форм и методов работы, переоценкой отношений с читателем, уточнением социальной направленности. Эти меры также позволяют повысить качество детских газет и расширить аудиторию, причём без существенных денежных затрат. Исходя из этого, считаем целесообразным обозначить следующие перспективные направления: внедрение интерактивных форм общения, развитие самодеятельной прессы (в рамках непрофессионального
медиаобразования), сегментирование детской аудитории, создание сетевых версий детских газет.