Просветительская журналистика для детей: информационно публицистический аспект (на примере газеты «Пионерская правда»)
Функционально-целевое назначение
Каждое последующее поколение обновляет предыдущее за счёт своей созидательной деятельности. Сегодня мы наблюдаем процесс резкого снижения уровня общезначимых ценностей, норм, вследствие чего социум погружается в кризисное положение, что, соответственно, негативно влияет на поведение аудитории.
Московский исследователь С. П. Суворова утверждает, что для обеспечения «бесперебойного» функционирования массового сознания общества в качестве механизма его саморегуляции должна быть востребована к жизни просветительская деятельность, которая реализуется через различные социальные институты (театры, кинотеатры, музеи и библиотеки, научные сообщества, туристические центры и т.п.), а также и через СМИ, в которых становится одной из функций журналистики[168]. Л. Г. Свитич среди наиболее важных функций журнализма выделяет функцию просвещения, распространения знаний, которая призванарегулировать нравственное здоровье людей. На метауровне функция просвещения - это распространение знаний о закономерностях развития Вселенной; на мегауровне - распространение знаний о развитии Земли, её истории, культуре, науке; на макроуровне - распространение знаний о стране, её истории, культуре, науке; на мезоуровне - распространение знаний об истории и культуре, науке региона[169]. Московские учёные Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают, что уместнее вести речь о «культурнопросветительской» журналистике, так как, с их точки зрения, это несколько более широкое понятие[170] [171]. Задачи и культурно-просветительской, и просветительской журналистики схожи: повышение культурного уровня читателей, их образованности, воспитание эстетического вкуса, удовлетворение потребности в саморазвитии, поэтому нам представляется более целесообразным употреблять термин «просветительская
журналистика» в его традиционном и всеохватывающем значении.
В связи с этим будет полезным обратиться к уже упоминаемой нами работе С. П. Суворовой, посвящённой постижению сути просветительской деятельности вообще и просветительства с помощью СМИ в частности . По мнению учёного, просветительская функция журналистики - особая её обязанность в системе СМИ, в просветительских материалах внимание авторов сосредотачивается на проблемах духовного творчества, духовного поиска; новых и неизвестных аудитории тенденциях, идеях, явлениях духовной сферы[172]. Особенно актуально это звучит применительно к прессе для детей. Дети более чем кто-либо стремятся к познанию мира, нуждаются в формировании способности понимать и правильно оценивать не только происходящие события, но и продукты человеческого труда, поэтому назначение детской газеты в данном случае - ориентировать подрастающеепоколение в духовных богатствах, накопленных обществом, и давать оперативное знание об их приросте и возможностях применения. «Перевод» важнейших компонентов интеллектуального, культурного слоя общественной жизни на язык детской аудитории, возможность постижения смысла многочисленных научных, культурных достижений происходит в рамках просветительской журналистики, готовой «навести мосты» между континуумом специализированных информационных продуктов и массовыми информационными потоками, адресованными детскому
сообществу.
С. П. Суворова уверена, что просветительство во всех типах газет следует осуществлять через информирование, поскольку зачастую задача журналистов сводится именно к оповещению аудитории о том, что происходит в области науки, искусства, культуры[173]. В детских газетах задача просветительства, на наш взгляд, значительно расширяется и затрагивает также публицистический аспект.
Реализацию такой концептуальной модели рассмотрим на примере всероссийской детской газеты «Пионерская правда»[174], проанализировав для полноты картины все номера, вышедшие за 2010 г.
Целевая аудитория издания: дети и подростки 9-16 лет, лидеры детских общественных организаций.
Постоянные рубрики: «Мой сверстник», «Вместе весело!», «Мисс Очарование», «Моя малая Родина», «Где были? Что видели?», «Давай поспорим!», «Пестрая лента», «Про маленьких», «Учиться? Пригодится!», «Ручная работа», «Очень нужен ваш совет», «Имею право!», «Свет надежды», «Пробуем перо», «Пошелестим страницами», «Ася и Клава» и др. Сегодня газета отказалась от политики: концепция редакции основана на идее активного сотрудничества газеты как с другими компонентами СМИ (журналами, теле- и радиожурналистикой), адресованными юной аудитории, так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой, классической и современной детской литературой). Это способствует процессу социализации детей и подростков, воспитанию всесторонне развитой личности. Надо сказать, что главным своим делом газета всегда считала воспитание образованных, культурных, честных юных граждан страны. Преемственность с «Пионерской правдой» советского периода реализуется в рубрике «Привет, мальчишки и девчонки», регулярно появляющейся на последней, 8-й полосе с 1992 г. Она содержит стихотворения, отрывки из писем, которые присылали читатели газеты 40-50 лет назад. У газеты есть специализированные приложения: «Юная Москва» и «Олимпионик», к функциям и содержанию которых мы вернёмся в 3 главе.«Пионерская правда» - яркое и красочное издание. Бытует мнение (даже в среде профессиональных журналистов), что дети - аудитория непритязательная, а потому возможна более примитивная художественная форма подачи материала. Однако сложность работы в этой сфере увеличивается во много раз: нужно не только оперативно сообщать обо всем новом - это должно быть интересно, достоверно, полезно, необходимо, актуально для юного читателя, с обязательным сохранением принципа научности. Консультанты газеты - специалисты из разных областей[175]. Подобного рода экспертно-консультативный подход - действительно высший пилотаж в журналистике вообще.
Проблемно-тематическая направленность
В детской газете просветительство выступает как одна из функций журналистики, имеет целевой характер и реализуется через совокупность определённых тематических направлений, в «Пионерской правде» это: спортивное и патриотическое (кураторы Тамара Кузнецова, Илья Смирнов), культурно-образовательное (куратор Татьяна Кудрявцева), литературнохудожественное творчество (детские писатели и поэты, дети), медиаобразование (куратор Елена Усачёва), рекреативное (дети, журналисты).
1. В русле патриотического направления газета инициирует проекты, связанные с изучением истории родного края, своей малой Родины. Например, в мае 2010 г. редакция «Пионерской правды» запустила проект «На карте Отечества», цель которого - рассказать читателям об истории, культурных ценностях разных уголков России[176] [177]. Размещаются эти материалы традиционно на второй полосе в рубрике «Моя малая Родина». В №18 дебютирует Мурманская область, №19 рассказывает об Архангельской , Нижний Новгород появляется в №20-м[178]. №22 посвящён Псковской области[179], №30 - Волгоградской[180]. Для всех материалов характерна особая мозаичность, проявляющаяся в свободном выборе жанра: легенды, сочинения, рассказы, детские стихи, фоторепортажи, заочные экскурсии и просто письма. Каждая статья открывается крупным репортажным фото областного центра или крупного города с его основными достопримечательностями. Среди авторов не только дети, но и взрослые: редакция связывается с краевыми, городскими, областными детскими центрами.
В 2009 г. в газете стартовал специальный проект «По страницам истории "Пионерской правды"». Рубрика так и называлась; её дизайн включал логотип «Пионерской правды», характерный для того года, о котором будет идти речь в конкретном номере[181]. Содержание рубрики весьма разнообразно: письма учеников того времени (орфография и пунктуация сохранены), заметки о школьных состязаниях, конкурсах, рассказы о героических поступках. Встречаются и размышления исповедального характера: «Один раз я задумался: почему меня зовут "стилягой"?»[182] [183] [184]. Отличительной чертой является традиционное обращение к редакции: «Дорогая редакция!», «Уважаемые товарищи!» и т.д. Много статей о жизни детей в современном обществе: один из номеров посвящён празднованию 50-летия «Орлёнка» . Систематически сообщаются сведения о деятельности Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО ФДО).
2. Второе направление - культурно-образовательное. Культурный слой общественной жизни - это вся совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством за время существования и непрерывно прирастающих новыми .
Духовные ценности - это традиционно искусство, художественная литература, а также многогранная (по преимуществу профессиональная) деятельность - наука. Г азета приучает детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой. Вместе с Российским Фондом Культуры и Советом по детской книге России «Пионерская правда» проводит Всероссийский детско-юношеский литературный конкурс «Пробуем перо» для юных писателей 9 - 16 лет, цель которого - духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков. На конкурс представляются литературные произведения на русском языке (рассказы, повести, стихи, поэмы, пьесы и т.д.), созданные и написанные самими детьми и подростками без участия взрослых (родителей, педагогов и т.д.). Интересно, что редакция газеты даёт возможность любому читателю заочно стать членом жюри конкурса, оставив свои замечания на сайте «Пионерка.ги». Кроме того, детско-юношеская редакция «Пионерской правды» традиционно составляет основу детского жюри Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Тематические литературные полосы также выступают как компонент содержательной модели газеты в аспекте культурно-образовательного направления. Например, в №4 целая полоса посвящена жизни и творчеству А. П. Чехова: «Родился я в Таганроге...»[185]; часто публикуются кроссворды по сказкам, сканворды по художественным произведениям, авторами которых являются читатели.Пожалуй, «Пионерская правда» - единственная газета, где юные читатели могут познакомиться с жанрами литературно-художественной критики, правда в их «детской» обработке. Так, рецензия в теории журналистики традиционно понимается как аналитический текст, рассматривающий и оценивающий художественное явление в сфере литературы, музыки, живописи, театра или кино[186] [187]. Вместе с тем, адресованная детской аудитории, рецензия не только знакомит с произведением или писателем, способствует постижению глубины авторского замысла, но и привлекает юное поколение к чтению тех или иных произведений художественной литературы, просмотру новых познавательных фильмов.
Например, литературная рецензия Николая Красильникова на книгу Леонида Мезинова «Лучшая собака в мире» содержит творческую биографию писателя, сюжет и анализ рассказа и т.д . Библиографический отдел представлен практически в каждом номере. Постоянная рубрика газеты «Пёстрая лента» включает минирецензии на вышедшие мультфильмы и фильмы: например, «Превращение в лягушку и обратно»[188] - монорецензия на мультфильм «Принцесса и лягушка», в которой автор подробно останавливается на профессионализме режиссеров (Рон Клементс и Джон Маскер), на характере персонажей, на технике создания фильма (рисованная анимация); кинорецензия на фильм «Ученик чародея»[189]. То пространство текста, которое создается автором на основе его собственных ценностных ориентаций, его собственных интеллектуальных и эмоциональных запасов -оценочный компонент рецензии. Оно по определению индивидуально и по определению дискуссионно. Журналист не может отказаться от необходимости дать аудитории знание об артефакте, но не может избавиться и от неизбежности высказать о нём своё собственное мнение, поэтому хорошая рецензия всегда публицистична. Это очень важно для детской аудитории: публицистический аспект позволяет расширить рамки
обсуждаемого явления, рассмотреть его в плоскости актуальных социальных проблем, ведь журналист оценивает не только отдельное произведение, работу одного автора (или коллектива), а ту тенденцию, которая обнаруживает себя во всех рассматриваемых артефактах как линия развития данного рода творческой деятельности. Так, журналист Илья Смирнов в проблемной статье «Аватар - 1968» замечает относительно фильма «Аватар»: «В фильме Джеймса Кэмерона есть тема для серьезного обсуждения на уроках биологии, истории, географии, физики... А в кино главное все-таки не техника. Главное - люди. Такие герои, которым можно сочувствовать и подражать»[190]. Ещё один материал, посвящённый этому фильму, но касающийся в основном сюжета, съемок, актеров, техники кино, принадлежит перу Елены Усачёвой[191].
Особенно ценными являются проблемные статьи, требующие от журналиста всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости. Они помогают детям, создавая панораму той или иной сферы культурной жизни общества, ориентируют аудиторию (и детей, и родителей) на критический анализ предлагаемых артефактов, на осознание их значения, их места в культуре общества, их влияния на социальные процессы. Вопросы, анализируемые в них, часто вырастают из «детских». Однако навязчивой дидактики нет, текст строится как рассуждение, призывающее включиться в разговор, высказать свою точку зрения, но вектор изначально задаётся журналистом. Так, в проблемной статье «Вместо урока - кино?» обсуждается просьба режиссера Светланы Дружининой к бывшему Министру образования РФ А. Фурсенко включить последний фильм цикла «Виват, Анна!» в школьную программу[192] [193]. Вот как комментирует этот шаг журналист: «Пока неизвестно, что ответил на просьбу режиссера министр образования. Но... Может, всё-таки не стоит использовать историко-фантастическое кино как наглядный материал для изучения школьных тем? Лишь как дополнительный». Обращение, по сути, направлено не к детям, а к общественности: родителям, педагогам. Привлекает внимание и статья о президенте Боливии Эво Моралесе: «А вот его [Э.М.] соображения насчёт того, как и чему следует учиться: "Чтобы молодежь наша не шла исключительно на факультеты права и политических наук. У нас и так много адвокатов, а нужны технические профессии и точные науки: алгебра, химия, физика... ". Как будто и не про Боливию 150 лет назад, а про современную Россию сказано, правда?» .
Ещё один жанр, который имеет свою нишу в жанровой структуре газеты, - путевой очерк, авторы которого - дети. Путевой очерк рождается в результате непосредственного контакта автора с определённым пластом «культурного слоя» общественной жизни. Он содержит в себе, помимо объективных характеристик культурных ценностей, непосредственные впечатления от контакта, придающие артефактам новизну и субъективную значимость. Примером могут служить путевые очерки школьников «Самое низкое место на суше»[194], «Жизнь без холодильника, полная ссадин и приключений» о путешествии во время летних каникул по Европе[195].
В газете находят отражение тексты, опосредующие отношения общества и науки. Основной принцип научной популяризации может быть сформулирован так: то, что открыто только посвящённым, требуется
превратить в понятное для непосвящённых[196]. Детская аудитория
воспринимает такие материалы с интересом, в каком бы формате они ни были представлены, в каком бы канале коммуникаций ни появлялись. Самые «работающие» жанровые модели в нише просветительской журналистики - научно-популярная статья и научно-популярный очерк. Научно-популярная статья - постоянный компонент жанровой структуры «Пионерской правды»[197] [198]. Это наглядный пример того, как журналистика играет роль «медиатора», посредника, обеспечивающего диалог между неблизкими сферами бытия: наукой и детским социумом. Создание увлекательного произведения на материале науки требует от корреспондента детской газеты не просто высокого профессионализма, но и соответствующей адаптации для аудитории.
3. Проблема формирования мировоззрения у детей и подростков не теряет актуальности, так как собственная точка зрения на политические, религиозные, культурные события предполагает наличие знания. Учёные справедливо констатируют, что сегодня иметь собственное мнение - время - и трудозатратное занятие, гораздо легче транслировать чужое суждение о событии, которое упаковано в информационном сообщении . Однако медиакомпетентность растёт медленнее, чем объём информации. Не случайно именно на СМИ возлагается ответственность за адекватное, сбалансированное отражение разнообразных ситуаций. Внимательное изучение рецензий позволяет увидеть стремление авторов-журналистов подготовить человека, способного критически оценивать не только происходящие события, но и продукты человеческого труда, разного рода артефакты: новинки литературы, новые песни, клипы, новые фильмы и мультфильмы. Эту тенденцию, по нашему мнению, следует рассматривать в русле медиаобразования как особого направления работы редакции. Журналисты «Пионерской правды» помогают детям увязывать явления художественной жизни (литературной, музыкальной, театральной и т.д.) с реальностью, с актуальными вопросами времени и в то же время оставляют возможность для самостоятельного принятия решения, показывают варианты действий, которые ребёнок может либо отвергать, основываясь на собственном опыте, своих моральных убеждениях, либо принимать как легитимные с точки зрения нравственности. Наличие подобных материалов можно расценивать как элементы медиаобразования. Ценно, что «Пионерская правда» ориентирует своих читателей и в море информационных и музыкальных Интернет-ресурсов[199].
Парадоксы и сложности детской прессы проявляются не только на уровне текста. Ключевое значение имеет кадровый состав, сотрудники редакции, чей профессионализм во многом определяет лицо газеты. Чтобы быть услышанным в сфере культурно-просветительской журналистики, будь то литературно-художественная критика или научная популяризация, требуется гораздо более высокий исходный уровень компетентности. Уже одно то, что журналисту данного профиля необходимо выявить в процессе пополнения «культурного слоя» те события, которые требуют внимания широкой аудитории и потому их нельзя пропустить, - задача не из легких. Ведь этот процесс нескончаем: постоянно выходят фильмы и мультфильмы, появляются новые книги, компьютерные игры, постоянно идут научные исследования самого разного свойства. Однако роль журналиста, работающего в детском издании, не может быть сведена к работе диспетчера по отбору какой-либо информации. Мало быть в курсе дел, нужно обладать эрудицией, вкусом, знать законы восприятия, возрастную психологию. Качество статей «культурного пространства» «Пионерской правды» справедливо характеризует их авторов как специалистов, обладающих и широким кругозором, и глубокими специальными познаниями, и высокой культурой. Следующее направление - литературно-художественное
творчество, стихи, истории о своих учителях и школьной жизни. Примечательно, что на полосах газеты публикуются рассказы известных и начинающих писателей[200]. Это направление исторически восходит к образцовым публицистическим традициям отечественной журнальной периодики, возрождая беллетристическую составляющую детского издания. В рамках рекреативного направления редакция публикует скороговорки, шуточные рассказы, кроссворды, квадрасловы, головоломки, метаграммы, загадки, анекдоты (рубрика «Ха-ха-ния»). Особо остановимся на том, что увлекательность и развлекательность - понятия разные, хотя и восходят к одному корню. Увлекательность сообщает процессу переработки информации многогранность, многослойность, включает в него все сферы личности, все уровни психики - способствует развитию человека. Развлекательность же позволяет доставить адресату информации сиюминутное удовольствие. В русле просветительской журналистики целесообразно говорить именно об увлекательности. Спортивное направление газеты реализуется в рамках приложения «Олимпионик», к анализу которого мы обратимся в следующей главе.
Происходящие в России активные изменения затрагивают духовнонравственную сферу, оказывают влияние на отношение общества к семье, браку. Видные деятели культуры и искусства, социологи, психологи, политики в своих выступлениях употребляют сочетание «кризис семьи», характеризуя его как кризис социального института, системы ценностей. Дети очень часто оказываются «лишними» и потому нуждаются в квалифицированной психологической помощи, хотя стесняются в этом признаться. Современные СМИ могут скорректировать негативные процессы и тенденции, либо, наоборот, усугубить их. В «Пионерской правде» часто появляются письма детей, где они спрашивают совета, рассказывают о своих желаниях. Такая «исповедь» позволяет сделать вывод о том, что газета пытается выполнять очень важную функцию общения, аккумулируя размышления самих ребят о жизни, важных общественных проблемах. Рубрики «Очень нужен ваш совет», «Трудно новеньким быть» ведут практикующие психологи, в газете публикуется детский телефон доверия1.
Подводя итоги, отметим следующие достоинства «Пионерской правды» как показательной концептуальной модели реализации просветительской журналистики в детской газете: просветительство доминирует и реализуется в разнообразных жанрах; литературно-художественная критика; беллетристический и библиографический отделы; разнообразная тематика и дифференцированное содержание, литературный язык, консультанты газеты - известные поэты, писатели, художники, психологи и другие специалисты, высокий профессионализм журналистов; широкий охват территории (Россия и СНГ), «Пионерская правда» претендует на статус газеты для семейного чтения (много материалов для совместного обсуждения), конвергентность (Интернет-портал «Пионерка.ги»), отлаженный механизм «обратной связи» (Интернет-портал,
традиционные письма),
Нужно отметить, что «Пионерская правда» стремится стать «государственной» детской газетой: её материалы направлены на формирование имиджа страны, заботящейся о детях. Острых, полемичных материалов в газете нет.
В качестве пожелания: название газеты - «Пионерская правда» - свидетельство устойчивых традиций детской отечественной журналистики. Однако нынешняя информационная ситуация такова, что это словосочетание рождает в подсознании противоречивые ассоциации, что в конечном счете определяет выбор юного читателя, для которого слово «пионер» - часть очень далекого прошлого, многим современным школьникам, увы, вообще незнакомого. Без сомнения, проведение ребрендинга не должно идти в разрез со сложившейся концепцией. Но компромисс найти можно. Как это сделала газета «Ленинские искры» (с 1924 г.), изменив в 1992 г. своё название1. Представляется целесообразным и изменение маркетинговой политики (пока издание распространяется только по подписке, и это обстоятельство заведомо лишает потенциального читателя (и его родителей) возможности познакомиться с газетой). Следует обратить внимание и на дизайн: сочетание противоположных насыщенных тонов зачастую создаёт ощущение хаотичности на полосе, мешаёт сосредоточиться на важном материале, формируёт у юных читателей стереотип, что газета для маленьких.
Тип читательской аудитории
Читателей «Пионерской правды» можно описать как аудиторию с преобладающим информационно-познавательным мотивом. Они стремятся изучить накопленный человечеством опыт в разных сферах науки, культуры, искусства, получить знания о мире, их привлекает информация о социальных событиях и явлениях. Эти читатели умны, начитанны, любопытны, эрудированны, неравнодушны, имеют собственное мнение, любят свою страну, рассматривают газету как источник объективной информации, ценят достоверность и обстоятельность. Им важно всегда иметь газету под рукой, поэтому подписка для них удобна. Это идеальный образ будущего достойного гражданина великой страны, своего рода элитный юный читатель - именно на него и делает ставку редакция газеты. Тираж 15 тыс. экз. говорит о том, что такие читатели в России пока есть.
Образ коммуникатора (газеты)
С позиций просветительской журналистики в системе социальных отношений ребенка-читателя газета, по нашему мнению, выступает в амплуа «наставника»: редакция доминирует в своих отношениях с аудиторией и её коммуникативное воздействие ощутимо. В соответствии с этим можно выделить такие характеристики газеты как коммуникатора: компетентность, (когнитивный аспект), искренность, объективность, убеждённость
(эмоциональный аспект), умение донести свои знания, мысли, взгляды до юного читателя и воздействовать на него (поведенческий аспект). Все эти характеристики - признаки концептуальной модели просветительской журналистики для детей.
Характер взаимоотношений с аудиторией
Аудитория СМИ тонко чувствует отношение коммуникатора к себе. Н. Н. Богомолова, разрабатывая социально-психологическую модель
коммуникатора, выделяет несколько схем, через которые могут проявляться отношения коммуникатора с аудиторией с точки зрения коммуникативного воздействия1; применительно к модели просветительской журналистики они разворачивается в плоскости «коммуникатор (газета) - сообщение», так как доминирующим в комплексе средств просветительской деятельности детской газеты выступает именно контент, включающий информирование, популяризацию, критику.
Формы связи с детской аудиторией традиционны и во многом исторически обусловлены; газета организует школы юных корреспондентов, литературные ассамблеи; конкурсы, проводимые «Пионерской правдой» в ХХ1 в., имеют такой же успех, как и все, что организовывала газета за все годы своей жизни: так, редакция возродила и проводит Всероссийские соревнования по лыжным гонкам, отчёты о соревнованиях помещаются в приложении «Олимпионик». Сотрудничество с комитетом по делам молодежи Московской области и создание собственного портала «Пионерка.ги» также можно рассматривать как особые формы общения с детьми и молодежью.
Таким образом, просветительская модель детской журналистики
(вариант «взрослые и дети для детей») должна строиться на побуждении подрастающего поколения к нравственному, интеллектуальному обогащению и соответствовать гуманистическим тенденциям общественного развития, поэтому может быть отнесена к тем информационно-публицистическим газетам, функционально-целевая предназначенность которых - сообщать об окружающем мире (науке, культуре, искусстве), формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения личных, социальных и др. проблем, а самое главное - создавать здоровые условия для нравственного развития юных читателей.