<<
>>

Развитие самодеятельной школьной прессы

Специалисты в области ювентологии, науки о молодёжи, считают, что для успешной программной политики издания необходимо правильно представлять систему ценностей, обычаи, одежду, моду, музыку, танцы и прочее, характеризующее мир тех, кому минуло «надцать» лет[268].

Субкультура - культура относительно мелких групп с собственными нормами, нравами и привычками, нередко противоречащими господствующим в обществе правилам[269]. Детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми[270]. Ещё одно определение детской субкультуры представлено в психологическом словаре - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития[271]. До недавнего времени детскую субкультуру не принимали во внимание в процессе становления и развития ребёнка, как и сам период детства. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида. Лишь 20 ноября 1989 г., после единогласного принятия Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка дети и подростки юридически стали независимыми личностями. Однако впервые представление про детей как субэтнос было сформулировано в работах М. Мид: ребёнок - равноправная и значимая              личность,              субъект информационного пространства и преобразующая социальная сила. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях русского философа И. С. Кона и психолога М. В. Осориной[272] [273] [274].

Детская субкультура - это мир детей «для себя»: необходимые механизм и форма существования ребёнка в информационном пространстве. Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребёнок принимает возрастные нормы поведения, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познаёт мир, себя и окружающих людей.

В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности, способность самоутвердиться в коллективе сверстников и среди взрослых. Содержание детской субкультуры - не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты - элементы различных исторических              эпох,              архетипы бессознательного              коллективного,

зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Профессор И. С. Кон выделяет три главные подсистемы этой культуры: 1) детская игра, 2) детский фольклор и вообще художественное творчество, 3) общение, коммуникативное поведение детей . Петербургский учёный, философ, культоролог, профессор М. С. Коган говорит о том, что культура детства двуслойна. Один ее слой - культурные формы, создаваемые взрослыми для ребёнка. Второй - формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребёнку приобщиться к достижениям истории культуры, и через процессы распредмечивания стать культурным человеком. Таким образом, человек является не только творцом культуры,

3

но и её творением .

С. Б. Цымбаленко выделяет следующие функции детской субкультуры: во-первых, это социализация, формирование идентичности; во-вторых, детская субкультура предоставляет экспериментальную площадку для самореализации; в-третьих, она служит психологическим укрытием, защитой от неблагоприятных воздействий взрослого мира; в-четвёртых, она выполняет культуроохранительную функцию - особую миссию по сохранению того, что забыто, утрачено в истории человечества1. Таким образом, детская субкультура обладает неисчерпаемым потенциалом вариантов развития личности.

В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская. Субкультуру школьного периода можно дифференцировать тремя периодами: начальные классы (дети 6/7 - 10/11 лет), среднее звено (дети 11/12 - 15/16 лет - подростки) и старшее звено (16 - 18 лет) .

В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы: для дошкольников и младших школьников - игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8 - 12 лет - другой фольклорный репертуар и традиции, для старших подростков - мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения. В Европе и США разрабатываются специальные государственные программы по предоставлению возможностей подросткам проявить себя путём зарабатывания средств, общественного самоуправления. У нас эту задачу в советское время выполняли пионерская и комсомольская организации, ученическое самоуправление, которые и стали частью субкультуры детей и подростков.

По мнению С. Б. Цымбаленко, ветвью детских и подростковых субкультур являются самодеятельные средства массовой информации и коммуникации, посредством которых социализируется подрастающее поколение современной России . В этом контексте следует вести речь о детском печатном издании как субкультурном явлении. Специфика [275] [276] [277] самодеятельной прессы активно изучалась и изучается. Если говорить о зарубежных исследованиях, то следует выделить таких практиков и теоретиков школьной периодики, как Жак Гонне, Януш Корчак, Поль Робен, Джон Дьюи, Селестен Френе. Из отечественных исследователей обращаются к теме юнкоровской прессы в своих работах Л. А. Вяткина, А. П. Гостомыслов, А. А. Журин, И. А. Руденко, Н. Л. Кулакова и др. Системный и завершённый характер носит монография Ю. Б. Балашовой1.

В данной работе речь пойдет о части медийного массива, определяемого как «самодеятельная пресса» - школьных газетах, т.е. периодических изданиях, выпускаемых в рамках одного учебного заведения (школы, колледжа, центра дополнительного образования и т.п.) силами обучающихся. История издания самодеятельных ученических журналов в России насчитывает более двух веков. В дворянских семьях и закрытых учебных заведениях традиция домашней детской прессы культивировалась и в Х1Х в., и в начале ХХ, но все это были по большей части опыты в изящной словесности, истории, философии .

В начале ХХ в. ситуация поменялась. Возникли школы, в которых детская «самиздатовская» пресса всерьез влияла на учебный процесс; постепенно детская газета из пространства чистого самовыражения стала местом обретения социальных навыков и самоопределения. После революции 1917 г. детское юнкоровское движение в России стало развиваться в духе коммунистического воспитания. Появляется свойственный тому времени тип издания идеологической направленности - стенгазета. Современный подростковый самиздат возник в конце 1980-х гг., в разгар перестройки, которая сильно повлияла и на профессиональную печать. Пиком в развитии и распространении школьных СМИ можно считать вторую половину 1990-х гг. С приходом в нашу жизнь информационных технологий школьная пресса переживает второе рождение (примерно с 1995 г.). Стали [278] [279]

традиционными фестивали, конкурсы, выставки (городские и областные конкурсы школьных изданий, Всероссийский конкурс «Больше изданий хороших и разных», Всеукраинский фестиваль школьной прессы «Один плюс один», ежегодный конкурс «Издательская деятельность в школе» (г.Санкт-Петербург) и мн. др.).

Кроме того, школьная самодеятельная газета играет ключевую роль в построении новой парадигмы навыков общения со СМИ. Культура здравого восприятия, развивающая умственную активность и творческие способности читателей, зрителей, слушателей в общении с современными средствами коммуникации, необходима, чтобы отличать действительно ценные произведения и сведения от многочисленной информационной «чепухи».

О.Б. Шергова видит проблемы взаимодействия СМИ и школы в России в усугублении противоречий между всё возрастающей популярностью медиатекстов, являющихся важнейшим рычагом воздействия определённого культурного формата на молодое поколение, и смысловым ценностным полем социокультурного характера[280].

Зарубежный опыт свидетельствует, что выпуск детских газет и журналов - элемент общего социально-культурного образования. По методу знаменитого французского педагога Селестена Френе с 1920-х гг.

во многих учебных заведениях активно развивалось движение юных журналистов, выпускавших школьные, лицейские и университетские газеты. Так появился термин «медиаобразование», являющийся логичным звеном в системе отношений «коммуникатор - информация - реципиент». История медиаобразования насчитывает уже не один десяток лет, но разные исследователи вкладывают разный смысл в это понятие. Под медиаобразованием понимают и профессиональную подготовку журналистов, и непрофессиональное обучение медиаграмотности и даже использование СМИ в обучающих целях. В данном исследовании под

медиаобразованием понимается процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникационных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиаиндустрии[281] [282] [283]. Профессор И. А. Фатеева в зависимости от целей выделяет профессиональное и непрофессиональное (синоним - массовое) медиаобразование . Непрофессиональное образование обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа и, как следствие, обеспечивает эффективное функционирование самих СМИ. Исследователь считает, что в идеале медиазнания и медиаумения должны быть центральным элементом системы образования и необходимым звеном средней школы.              Анализируя              международный опыт              в сфере

медиаобразования, отметим, что европейские страны демонстрируют примеры большего влияния государства на образовательную сферу . Там и медиаобразование, как правило, в большей степени стимулируется, направляется и              финансируется образовательными и другими

государственными ведомствами. Глобальное практическое решение проблемы массового медиаобразования в российской школе - дело будущего. Сегодня же можно говорить о фрагментарном охвате этим видом формального образования детей школьного возраста через следующие формы[284]:

— целенаправленное медиаобразование школьного или межшкольного характера, осуществляемое в школах или центрах дополнительного образования (организация собственного издательского проекта);

—медиаобразование, осуществляемое спонтанно (через проведение разовых акций), чаще всего межпредметного типа;

—медиаобразование в специализированных (журналистских) классах или в классах более широкого (чаще всего гуманитарного) профиля, в которых преподаются курсы по журналистике.

Кроме школ, медиаобразовательную деятельность с подростками осуществляют учреждения дополнительного образования и сами редакции. А в последние годы со школьниками активно стали работать и вузовские преподаватели журналистики. Внедрение идей медиаобразования в России может быть достигнуто только при активной поддержке государства. Один из основных тормозящих его развитие факторов - отсутствие подготовленных в необходимых масштабах медиапедагогов; сказывается и недостаток обеспеченности учебно-методическими материалами школ.

Одной из ключевых целей медиаобразования, как отмечает О.Б. Шергова, является формирование навыков критического восприятия СМИ, которое может возникнуть только у владеющего определённым «инструментом» понимания механизмов работы СМИ реципиента[285] [286]. С этой позиции, на наш взгляд, и следует рассматривать самодеятельную прессу в школе. Привычка чтения школьной газеты со временем превратится в потребность чтения периодики. Первое в России детское и юношеское информационное агентство «Юнпресс» работает с 1989 г. Самодеятельная пресса сегодня стала массовым явлением. Результатом многолетней прицельной работы со школьными СМИ стал образовательный портал «Школьная пресса». По данным Реестра школьной прессы России (RSPR), ежегодно в стране выходит более трех миллионов школиздатовских выпусков (а если посчитать маленькие газетки и сборнички, то свыше 12 миллионов). Круг читателей одного школьного издания в России может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек, учитывая самих подростков, их родителей, родственников, педагогов[287] [288] [289]. Школьные газеты уникальны, и потому рассматриваются как самостоятельные, занимающие отдельную нишу. Проанализируем их функционально-целевое назначение и проблемно-тематическую направленность. Материалом для исследования послужили школьные самодеятельные издания, представленные на образовательном портале «Школьная пресса» .

Функционально-целевое назначение

Детская самодеятельная пресса обеспечивает сферу реальной социальной деятельности, позволяющей детям реализовать творческий потенциал, а также способствует подготовке подрастающего поколения к

3

разрешению социальных проблем . Ориентация в гигантском круговороте информационных потоков, осознание собственной позиции по отношению к современным СМИ, воспитание гражданской активности, привычка просто читать и читать прессу - вот основные задачи школьного издания. Школьную газету сейчас можно рассматривать как средство создания настоящего крепкого творческого коллектива, воспитания, формирования общественного мнения. Кроме того, школьная пресса — уникальный источник сведений о том, что на самом деле происходит сейчас в российской школе.

Школьные газеты издаются детьми и подростками, но в абсолютном большинстве случаев при активной помощи и руководстве со стороны взрослых, которые оказывают и различного рода учебно-методическую помощь юнкорам. Создание школьной редакции может инициироваться как «сверху», руководством школы, так и «снизу», самими учениками. Существует несколько вариантов появления в школе своего печатного органа: вынужденный, стихийный и фундаментальный[290]. Вынужденный вариант: администрация решает создать газету из имиджевых соображений, приказом назначает куратором ответственного и серьёзного учителя, а «назначенец» отбирает в инициативную группу ребят. При стихийном варианте идея зарождается внутри детского коллектива. Фундаментальный вариант предполагает симбиоз двух предыдущих, когда уже на начальном этапе обе стороны могут услышать и понять друг друга, - этот удачный и перспективный дуэт подросткового максимализма и мудрого педагогического руководства, наверное, самый желательный вариант.

Какое издание следует считать самостоятельным? Исследователь Н. Л. Кулакова определяет следующие разновидности медиаобъединений, характерные для самодеятельной детской (подростковой) прессы [291] [292]: детская (подростковая) пресса + администрация школы; детская (подростковая) пресса + школьный совет; детская (подростковая) пресса + редакция (группа), издающая рекламное приложение; детская редакция + подростковая редакция + объединённая редакция для детей и педагогов (родителей) + рекламное издание; организация работы школьных редакций на базе внешкольных учреждений.

В школьной журналистике невозможно выделить конкретные типы изданий, что объясняется непрофессиональным характером выпускаемых СМИ. Газеты в школах доминируют . У большинства из них формат А4 и журнальная периодичность -              1 раз в месяц (возможна и другая

периодичность: несколько раз в месяц, раз в четверть, раз в полгода и даже раз в год). Иногда учебные заведения выпускают издания, ориентируясь на какие-то даты (календарные праздники, юбилеи). Тогда правильнее вести речь об информационных вестниках.

Особая функция, реализуемая школьной прессой, - функция общения, очень важна функция формирования медиакультуры, включающая в себя информационную защиту школьников, коммуникативные              умения,

формирование критического мышления учащихся, выстраивание собственной системы ценностных ориентаций1. На первый план выходит воспитание в детях личностных качеств, гражданской позиции и полноценная адаптация творческой личности подростка к социальным условиям. Кроме того, создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. При этом газета обеспечивает возможность диалога в школьном пространстве не только между детьми, но и между детьми и учителями, детьми и их родителями, учителями и родителями. М. Е. Аникина считает эту функцию важнейшей в молодёжных изданиях и называет её функцией организации и поддержания общественного              диалога1.              Редакции большинства школьных газет

представляют собой ещё и своеобразные группы по интересам, поэтому коммуникативная функция доминирует. Кроме того, периодическое издание в школе может быть «мастерской» будущих профессий, связанных с выпуском СМИ: журналиста, филолога, художника, программиста, фотографа, бухгалтера, управленца и пр. Газета может стать и средством приобретения навыков коммерческой деятельности.

Проблемно-тематическая              направленность школьных газет

обусловлена местом их издания и распространения. Главная тема школьной прессы - школьная жизнь в самом широком смысле: увлечения ребят, их заботы, их общие радости и печали, сомнения и открытия. Никаких проблем общественной жизни школьная пресса в массе своей не замечает, да и [293] [294] проблемы собственно школьной жизни вскрывать не стремится. Чаще всего в школьных изданиях для освещения выбираются самые позитивные моменты будней, всевозможные внеклассные мероприятия, путешествия и т.д. Тема любви, отношений между полами интересует любого подростка, эти размышления проявляются в виде грустных стихотворений о несчастной любви, «разговора по душам».

По данным образовательного портала «Школьная пресса», основные герои публикаций ученики и учителя[295]. Первые как участники описываемых мероприятий и событий, учителя попадают на страницы газет крайне редко. Сегодня школьные СМИ не обличают двоечников и хулиганов, а наоборот, нацелены на популяризацию здорового образа жизни и знаний. Философские вопросы школьной прессы: «Кто я? Кто мы? Почему мы такие? Какими мы хотим быть?» - поднимаются через раскрытие личности ученика - героя и автора публикаций. Как ни странно, но самая сложная, самая проблематичная для школьных изданий тема - учителя и их работа. Именно в освещении учительского труда на страницах школьной прессы встречается больше всего пустых и затертых банальностей. Очень часто учителя заменяет несколько условных масок: он либо остроумный юморист, либо «пострадавший» недотёпа, либо адресат сезонных поздравлений.

О жанрах в школьной газете можно говорить условно, поскольку о жанрообразующих признаках дети в большинстве своём имеют смутное представление,              ограничивающееся рамками узких знаний по

литературоведению. В связи с этим чаще всего встречаются смешанные тексты: эссе, рассказы, коротенькие истории с непредсказуемым, но обязательно благополучным окончанием, стихи, потому по своей жанровой структуре школьная газета может считаться альманахом. Новости - традиционный информационный жанр - приобретают специфическую окраску. События, происходящие в школе, уже известны читателям, так как они - непосредственные их участники, а может быть, и инициаторы. Поэтому чаще всего появляется сообщение о чём-либо через призму детского взгляда. Жанр новостной заметки авторы путают с жанром репортажа, и из-под их пера выходят материалы, представляющие симбиоз этих двух жанров. Распространено в школьной прессе интервью, героями которого становятся и без того всем известные люди: директор, популярные учителя, ученики. К сожалению, случается так, что им предлагаются одни и те же вопросы, не предполагающие в ответе ничего индивидуального. Проблемный очерк предстаёт на страницах школьной прессы как попытка найти ответы на волнующие вопросы, иногда предметом отображения выступает некая проблемная ситуация, а иногда автор материала просто выражает своё мнение по тому или иному тревожащему его вопросу. Распространены на страницах «откровения» юнкоров: они делятся своими переживаниями и чувствами, обсуждают те вопросы, которые взрослые считают «детскими». Парадоксально, но именно такие материалы и привлекают внимание сверстников: в этих не журналистских в профессиональном значении текстах читатели узнают себя. У современных школьников хорошее чувство юмора, и они не боятся демонстрировать его. Конечно, этот юмор добрый, но вот элементы сатиры и пародии в нем непременно присутствуют.

Жак Гонне уверен, что истинным адресатом статей и заметок, стихов или эссе, рисунков и фотографий являются родители ребят[296]. По мнению французских педагогов и психологов, именно школьные издания могут стать спасительным мостиком между подростками и родителями, так как только там может быть услышан «крик души» одинокого подростка, обращённый к отсутствующим взрослым[297].

Рассмотрим модель школьной газеты «Вестник лицеиста», издаваемую муниципальным автономным общеобразовательным учреждением (МАОУ) лицеем №6 г. Тамбова под руководством диссертанта с 2008 г. Издание представляет собой полноцветную газету формата А4 объёмом 10 - 11 полос. Периодичность у газеты чёткая - 1 раз в месяц. Верстается она в программе MS Publisher, распечатывается на собственном цветном принтере, тиражируется на собственном ксероксе, распространяется бесплатно и только в стенах лицея. Целевая аудитория: учащиеся 7-11 классов, учителя и родители. Возникновение издания шло по «вынужденному» варианту - инициатива исходила от руководства лицея. Сейчас можно с уверенностью констатировать излишнюю «парадность» газеты, её «верноподданнический» тон и соответствие, скорее, интересам взрослых, нежели детей. Г азета была в большей степени престижным атрибутом школы.

За всё время её существования неоднократно менялись не только дизайн, но и концепция издания. В 2010 г. с целью выявления «силуэта» читателя, формирования психологического портрета среди лицеистов, читателей газеты, было проведено небольшое исследование: учащимся предлагались вопросы, выявляющие их информационные потребности и интересы[298] [299] [300] (вопросы для анкеты составлены с опорой на методики С. Б. Цымбаленко, А. В. Шарикова, С. Н. Щегловой ). Результаты исследований показали (было опрошено 75% учащихся 7-11 классов (311 чел.)) , что тип лицейской аудитории -              «коммуникативный»:              ребята нацелены на

обсуждение в газете увиденного и услышанного, своего мнения о лицейских «реформах» (47%), они готовы рассказать о себе и своих друзьях (21%), поделиться своими успехами и проблемами (14%). Подростков волнует в большей степени информация о сегодняшнем дне (69%), им интересно прочитать о себе (29%), своих друзьях (27%), о лицее и происходящих в нём событиях (25%), об учителях (14%). Приоритетные для них темы: проблема «не такой, как все» (35%), конфликты с родителями и учителями (29%), одиночество (25%), взаимоотношения с противоположным полом (9%).

Таким образом, читателей лицейской газеты можно описать как аудиторию, нацеленную на социальную идентификацию, самопознание и самоутверждение. Было решено сосредоточить внимание на проблемах детей и донести их видение мира до взрослых, поэтому в «Вестнике лицеиста» новый вид получили логотип, рубрики и даже расположение материалов на полосе. Цель - организация коммуникативного пространства, установление диалога с взрослыми, сплочение детского и взрослого коллективов.

«Вестник              лицеиста»              содержит материалы              информационного,

художественного, публицистического характера. Лицеисты-журналисты стараются давать свою интерпретацию произошедшим событиям, делятся впечатлениями от увиденного или пережитого. Характерные жанры: информационное сообщение, репортаж, отчёт, интервью, зарисовка, фельетон, эссе, очерк, статья. В газете достаточно распространена практика сопровождения информации пояснениями, оценками «экспертов», которыми становятся преподаватели-предметники, заместители директора.

Материалы газеты распределяются по полосам: «Будни», «Прессдиалог»,              «Учение с увлечением»,              «Лаборатория проблем»,              «Форум»,

«Вернисаж»,              «Обзор». Чёткий и продуманный рубрикатор получил

выражение в следующем расположении материалов. Колонка главного редактора (директора лицея) имеет постоянное название «Пять событий месяца глазами директора» - рубрика «Блиц-рейтинг «ВЛ»; лицейские новости - «Обратная связь», «Чемодан новостей»; тематическое интервью с гостями лицея, его выпускниками или учителями - «Прямая линия», «Персона»; интервью с героями номера - «ОБЪЕКТивно»; специальный проект лицея «Стань звездой» - рубрика «Звёздная коллекция»; проект «Новое старое лицо» - о выпускниках лицея; проблемная статья - «О чём звонит колокол», «Дайте слово», «Термометр»; рубрики педагогов - «Своевременные мысли», «Музейная палитра»; сообщения о достижениях и победах - «Горячий повод»; литературное творчество лицеистов -

«Интеллектуальная роскошь», «ПЕРОчинная мастерская», «Свежая волна»; репортажи - «С места события»; фоторепортажи - «Всевидящее око». Героями становятся не только успешные ученики, но и рядовые, а также заместители директора, учителя, техперсонал. Гости рубрики «Прямая линия»:              учителя-предметники, интересные личности, которых дети

встречают вне школы (преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования, чиновники, журналисты, выпускники). Газета инициирует и запускает проекты, рассчитанные и на целые классы («КЛАССный проект» - своеобразная «визитная карточка» класса). Иногда на страницах разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновение идей. Тогда газета становится настоящим форумом[301]. Но главное: «Вестник лицеиста» выступает как инструмент диалога с родителями. Редакция стремилась создать газету, где ребёнок обсудит любые волнующие его вопросы, поделится своими радостями и тревогами. Совершенно логично поэтому, что одной из самых главных тем в «Вестнике лицеиста» является тема семьи. Это находит своё отражение в стихах, вымышленных историях, журналистских расследованиях о столкновениях «отцов и детей»[302].

Диалог на страницах издания ведут как ученики, так и педагоги. Перелистывая страницы номеров, можно с уверенностью констатировать, что на общем фоне статей про какие-нибудь забавные приключения во время каникул или про события повседневной жизни, в газете всё же преобладает общение со старшими. Так, не торопясь, легко и искренне, директор лицея ведёт разговор о поведении лицеистов, размышляет об ориентирах современного общества, сообщает об изменениях в учебном плане, педагогических технологиях, используемых педагогами в практической деятельности[303] [304] [305]. Для корреспондентов газеты и учеников, принимающих участие в дискуссиях, обращения самого главного человека в школе вызывают не только гордость, но и заставляют почувствовать ответственность за каждое своё слово.

Помимо работы в школьной газете, учащиеся постоянно выполняют практические задания городской прессы. Открываются оптимальные условия для работы в режиме индивидуальной и коллективной деятельности. Выпуск газеты сопряжен с факультативом «Мастерская юного журналиста». Возможности такого обучения в рамках дополнительного образования А. А. Журин              называет              специализированным              (социокультурным)

медиаобразованием . Нам кажется, что это наиболее разумный подход к решению проблемы организации самодеятельной школьной прессы. Ребята получают общее представление о жанрах, законах оформления газетной полосы, посещают редакции. Главная особенность таких занятий - исследование контента региональных печатных и электронных СМИ. Профессор А. П. Короченский подчёркивает необходимость развития медиакритики, которая играет роль не только своеобразного гида, помогающего ориентироваться в бурных (а иногда - и мутных) потоках массовой информации, но и вырабатывать навыки самостоятельной оценки всего того, что предлагает своей аудитории печатная и электронная пресса . Она способна стать защитником интересов общественности в её взаимоотношениях с «информационной индустрией». На занятиях обсуждаются способы подачи журналистского текста, приёмы манипуляции сознанием, зрительный ряд телепередач, ответственность журналистов за материалы, соответствие написанного и показанного действительности (в рамках города это не так сложно). По сути, эти знания вооружают детей навыками безопасного и ответственного поведения в социуме.

Опыт детской и юношеской самодеятельной прессы (вариант «дети для детей») в нашей стране богат, оригинален, имеет длительную историю. Лицо, стиль, характер, содержание школьной прессы определяются в первую очередь потребностями школы. Главную скрипку в школьном издании играет сам ученик. В этом и заключается уникальность феномена школьной журналистики - автор и читатель стоят примерно на одной ступени личностного развития, находятся примерно в одной обстановке и являются «героями» публикаций. Создавая определённые условия, можно добиться, чтобы пресса играла в школе ту же роль обмена мнениями, что и в обществе. Журналистская              деятельность имеет              огромное практическое и

профориентационное значение для школьников, помогает находить в жизни нравственные              ориентиры. Школьная              газета представляет собой

свидетельство диалога между учебным заведением и подростками, между подростками и их родителями, между школой и обществом.

Выделим несколько ключевых моментов в развитии самодеятельных изданий. Самодеятельная школьная пресса воспитывает грамотных медиапоребителей и потенциальных читателей газет. Привычка читать школьную газету перестает в потребность читать прессу, что особенно актуально в современных условиях, когда отсутствует культ домашнего семейного чтения, поэтому «растить» своего читателя нужно со школьной скамьи. Школьным издателям не хватает профессиональных знаний в области журналистики, поэтому необходимо обучение занимающихся школьным издательским делом педагогов и учеников. Полезным будет обращение к зарубежному опыту. Так, показательным проектом в сфере медиаобразования во Франции является «Неделя прессы в школе» (Semaine de la Presse dans lecole), которая проводится с 1976 г. «Неделя прессы» нацелена на совместную работу школьников с профессиональными журналистами, в процессе которой учащиеся сами должны выяснить способы функционирования массмедиа (радио, телевидение, пресса) в основном с помощью имитационных творческих заданий[306]. Удачной представляется такая форма организации школьной газеты, когда она выпускается в рамках факультатива, элективного курса по журналистике и является своеобразной зачётной работой детей. В течение последних десятилетий новые информационные технологии стали причиной многочисленных изменений. Многие детские и молодёжные газеты и журналы приходят в сетевое пространство. Можно говорить уже не только о сетевой прессе, организованной взрослыми для детей, но и о собственно «детской прессе», которую готовят в основном дети и подростки. С. А. Петрова констатирует, что во Франции распространена модель сетевой прессы «дети - детям»[307]. Речь здесь в большей степени идёт о многочисленных детских блогах как персональных дневниках. С. А. Петрова отмечает, что среди блоггеров больше всего подростков (половина населения Франции в возрасте 15-19 лет уже создали свои блоги, в то время как после 25 лет блоггеров всего 9%). Такие сетевые медиаформы, как форум, интернет-конференции, доски объявлений - это источники ценной информации, а также средства обратной связи с читателями. Кроме того, учитывая всё возрастающую популярность Интернета, это одно из главных средств привлечения внимания к школьной газете. Школьная пресса с каждым годом не только разрастается, но и эволюционирует, растёт в профессиональном плане. Новая тенденция - формирование целых групп изданий, формирование в школах настоящих издательств, не ограничивающихся выпуском одной газеты, а работающих сразу над несколькими изданиями, ориентирующимися на разные интересы школьной аудитории.

Согласно информации, представленной на сайте образовательного портала «Школьная пресса»[308] [309], во многих странах мира, в особенности в Западной Европе, информационные возможности школьных СМИ максимально используются государственными              ведомствами,

занимающимися реализацией молодёжных программ . И только в России органы государственной власти явно недооценивают их мощный педагогический и информационный ресурс. Очевидно: детская журналистика - характерный атрибут школьной, шире - детской субкультуры, и в этом смысле должна входить в культурное пространство в контексте общественной жизни, а не вопреки ей. Чтобы изменить положение дел в лучшую сторону, требуется осмысление сложившейся ситуации, разработка мер государственной поддержки школьных издательств и грамотно выстроенная, чёткая система медиаобразования, которая обладает колоссальной воспитывающей силой и большим потенциалом влияния. 

<< | >>
Источник: Капустина Галина Леонидовна. СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ГАЗЕТА КАК ТИП ИЗДАНИЯ. 2014

Еще по теме Развитие самодеятельной школьной прессы:

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ3 И.В. Челышева, Таганрогский государственный пединститут
  2. Введение
  3. Статьи в журналах и научных сборниках Агибалова Г.М.
  4. Принципы развития, самодеятельности и рефлексивности как методологические ориентиры процесса проффесионального самосовершенствования педагога Л. А. Кунаковская (Воронеж)
  5. ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
  6. Хронологические рамки диссертационной работы (1991 - 2012е гг.) 
  7. Возрастные и психологические особенности детской аудитории
  8. Развитие самодеятельной школьной прессы
  9. Сетевые версии детских газет
  10. Заключение
  11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
  12. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  13. Актуальность исследования.
  14. 1.2. Специфика образовательной деятельности самодеятельных детско-юношеские средств массовой информации.
  15. 1.3. Эволюция гуманистических тенденций в процессе развития системы самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации России
  16. 2.1. Изменение социально-педагогических условий образовательной деятельности самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации в первое десятилетие XXI века.
  17. 2.2. Трансформация педагогических коммуникаций в системе довузовской подготовки журналистов в условиях самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации в первое десятилетие XXI века.
  18. 2.3. Уровень гуманизации педагогических коммуникаций в образовательной деятельности самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации на современном этапе.
  19. 2.4. Использование технологии мотивационного программно­целевого управления в целях гуманизации педагогических коммуникаций в образовательной деятельности самодеятельных детско­юношеских средств массовой информации.
  20. Библиографический список