Развивающая журналистика для детей: специфика региональных газет (на примере липецкой областной детской газеты «Золотой ключик», тамбовской областной школьной газеты «Ровесник»)
Функционально-целевое назначение
Московский учёный Е. О. Смирнова констатирует главную парадоксальную особенность современности - противоречие между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста[201].
Ассортимент товаров и услуг для детей растёт быстрее, чем другие сегменты рынка, но подавляющее большинство этих товаров и продуктов (в особенности информационных), как правило, полностью игнорирует специфику детства. Вместе с тем налицо признаки искусственного «овзросления»: и в изменении внешнего облика маленького ребёнка, и в увлечении ранним обучением. Однако повышенная требовательность к умственному развитию и к учебным навыкам малыша, замечает исследователь, сочетается с чрезмерно бережным, щадящим отношением к его телесности и самостоятельности. Дети ограждены от любых рисков, они живут под защитой взрослых, как под колпаком, отгораживающим их от реальной жизни. Данная ситуация исключает развитие мотивационно-волевой сферы, самосознания и личности в целом[202] [203] [204]. Исследователь выделяет еще одну общую тенденцию - потерю смыслов детской деятельности , СМИ воспринимаются детьми не как средство получения информации или приобщения к широкой действительности, а лишь как источник сенсорных впечатлений.Развитие, согласно философскому определению данного понятия, это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В приложении к детскому развитию это означает появление новых способностей, желаний, интересов, мотивов, детской инициативности и самостоятельности. Мы уверены, что информационное окружение ребёнка должно создавать условие для его развития. Под развитием мы подразумеваем процесс формирования личности, совершающийся путём возникновения на каждом возрастном этапе новых качеств, специфичных для человека, подготовленных всем ходом взросления, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях .
Растущие люди, по мнению ярославского исследователя С. И. Ежовой, в современной ситуации оказались в исключительно трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами, с другой - жестко сталкивается с отсутствием: а)понимания, уважения со стороны взрослого общества, б) условий для реального выхода детей на серьезные дела общества[205]. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития растущих людей, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Возможный выход из данной ситуации мы видим в активном включении ребёнка в информационно-коммуникативную деятельность и тем самым в социальное творчество, что, в свою очередь, приведёт к выработке новых форм межличностной и социальной коммуникации, восприятию массмедиа и реальности в целом.
Информационная культура находится в основании коммуникации как базовой операции социальной системы. Как отмечает А. Г. Асмолов, в процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация[206] [207]. Канадский исследователь Г. М. Маклюэн обратил внимание на значимость психологической составляющей средств коммуникации: они как продолжение органов восприятия и соответствующих функций входят в структуру личности, определяют особенности её мировосприятия и деятельности . Чтобы информационное просвещение было действительно эффективным, оно должно опережать собственное развитие ребёнка и не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, помогать ребёнку правильно поставить, сформулировать их. Концепция развивающей журналистики основана на идее развития личности ребёнка, осуществляемом с помощью детских СМИ. В диссертации А. Г. Когатько «Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования» мы встречаем идеологически близкий нам термин «развивающее телевидение для детей»[208].
Исследователь формулирует базовые положения оптимальной модели детского телевидения, указывает его социальные функции и принципы деятельности, преимущественное внимание уделяя духовному становлению, интеллектуальному развитию, физическому и социальному воспитанию. В нашем понимании развивающая пресса для детей должна объединять и адекватно сочетать все аспекты познавательной деятельности ребёнка с обязательным его включением в созидательную творческую деятельность.В качестве показательной концептуальной модели «развивающая журналистика» мы рассмотрим модель липецкой областной детской газеты «Золотой ключик»[209] и проанализируем, на каких принципах развивающей журналистики базируется программная политика редакции (был
проанализирован массив публикаций за 2012 г). Аудитория - школьный возраст (7-15 лет), согласно возрастной периодизации - младший школьный возраст, младший подростковый и старший подростковый возраст; приложение «На вырост!» ориентируется на молодых людей 16-17 лет.
Проблемно-тематическая направленность
Сущность развивающей журналистики соотносится с общей концепцией издания и проявляется в газете с учётом направлений работы редакции. Рассмотрим их. Информационное направление «Я и мир вокруг» реализуется в регулярной рубрике «Спешим сообщить!», которую по содержанию можно считать официальной, так как здесь сообщаются события городской жизни, связанные с жизнью детей (походы, итоги олимпиад, конкурсов). Цели: пропаганда здорового образа жизни, моделирование привлекательного имиджа администрации города, области, популяризация знаний[210].
Систематически идёт освещение итогов Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный, региональный, всероссийский этапы)[211] [212] [213]. Многие материалы подготовлены юными корреспондентами. Образовательное направление представлено регулярной
тематической рубрикой «Хочу быть грамотным». Содержание: правила русского языка.
Рубрику ведут сказочные герои: тётушка Орфографушка и Славик-Словарик. Рубрика построена в виде диалога Коли с Олей, допускающих много ошибок. Выполняя задания, они вместе с читателями постигают секреты русского правописания. Например, на протяжении нескольких номеров печатается «История четвёртая, спортивноморфологическая» (автор - канд. пед. наук Н. В. Семенюченко), которая в увлекательной форме рассказывает о правописании частей речи . Все правила красочно оформлены, их можно даже вырезать и вложить в тетрадь по русскому языку. Культурно-просветительское направление реализуется в рубриках «История вещей», «Беседка», «Кто вперёд?», где содержатся3
интересные познавательные рассказы научно-популярного характера . Ведущий - кот Федот, «который в областной детской библиотеке живёт». В рамках этого направления газета осуществляет информационную поддержку в проведении конкурсов для школьников, например, областного творческого конкурса «Наш Пушкин»[214]. Данный вектор редакционной политики газеты отражает преемственную связь с отечественными детскими просветительскими журналами конца ХУШ - Х1Х вв. Аксиологическое направление целесообразно рассмотреть в двух аспектах:
1) Воспитание любви к своей стране - «Страна, которой я горжусь»: освещение акций, посвящённых крупным историческим датам,
например «К 90-летию пионерии»[215] [216] [217], «К 200-летию Отечественной войны 1812 года» . В течение года в газете действуют аналогичные тематические рубрики. Весь №9 полностью посвящён Дню Победы . Интересно, что и конкурсы, и развлекательные рубрики связаны между собой тематически. Жанровая палитра довольно разнообразна: рассказы детей о подвигах своих дедушек и бабушек, рассказы о пионерах-героях, статьи журналистов редакции, материалы привлечённых сотрудников архива, библиотеки.
Сегодня даже у взрослых журналистов сформированы достаточно устойчивые стереотипы относительно невзыскательных информационных предпочтений детей и подростков, отсутствия у них познавательного интереса, патриотизма и т.п.
Действительно, отсутствие на рынке соответствующих возрасту периодических изданий, культивирующих нравственные ценности, любовь к стране, приводит к тому, что дети вынужденно ориентируются далеко не на качественную периодику, а на модную, коммерциализированную продукцию развлекательного характера. Незнание журналистами основ возрастной психологии, а иногда и просто неумение говорить с данной аудиторией приводит к стандартизации и примитивизации в изложении, однако материалы такие нужны.2) Воспитание любви к своему краю - «Я и моя малая родина» представлено такими жанрами, как сказка, краеведческое исследование, стихи, быль, детский репортаж[218]. Работа редакции в данном аспекте - продуманный и грамотный шаг маркетинговой политики газеты, так как, с одной стороны, позволяет очертить границы «своего» ареала, создать «свой» микромир на уровне региона (Липецк, Липецкая область), с другой стороны, расширить рамки целевой аудитории и привлечь педагогов (учителей истории, классных руководителей), поскольку конкурсы, акции, проекты, освещаемые изданием, идеологически обоснованы и соотносятся с национальными интересами России.
5. Социализация читателей реализуется по следующим направлениям:
— диалог с родителями «Поговори со мною, мама!» прослеживается во всех детских материалах, специализированной рубрики нет. В №4 целый разворот занимают письма воспитанников школы-интерната №6 с. Вторые Тербуны своим мамам[219]. А №12 посвящён 1 июня - Международному дню защиты детей, все рубрики объединены единым лейтмотивом «Чужих детей не бывает!»[220] [221].
Правомочна постановка вопроса о коммуникативной эффективности такого диалога. Выше мы уже упоминали, что в науке есть точка зрения, согласно которой детское издание, выступая в качестве посредника в диалоге между взрослым и ребенком, одновременно является результатом этого диалога . С этих позиций современное культурное пространство (последние два десятилетия ХХ в. - наше время) маркируется системой отношений «ребёнок-ребёнок», в которой понятие «взрослый» стирается, а понимание детства превращается в неизменный шаблон и упрощается[222].
Детальное изучение контента «Золотого ключика» даёт возможность говорить об относительном плюрализме мнений, некоторой внутренней редакторской цензуре: вопросы любви, насилия, полового воспитания даются дозированно, обязательно привлекаются детские психологи; материалы юных корреспондентов и читателей газеты обсуждаются, комментируются специалистами, педагогами, штатными сотрудниками редакции (иногда от лица вымышленных персонажей газеты). Редакция следит за тем, чтобы не провоцировать взрывоопасную психику подростка - подростковую агрессивность, возрастные комплексы. Разговор не сводится к сугубо личным или интимным вопросам, на обсуждение выносятся актуальные общественные проблемы, даже выборы Президента РФ (например, № 23 знакомит с правами избирателей, порядком выбора Президента, рассказывает, как организовать выборы президента школьной детской организации)[223]. Результатом такого общения становится взаимообогащение сторон, а следствием - признание ребёнка полноправной и значимой личностью в обществе. Повторимся, что навязчивой дидактики нет, благодаря этому обстоятельству газета пользуется популярностью и у детей, и у родителей.
— общение детей «Я расскажу вам о себе»: здесь нет зафиксированной рубрики, потому что темы, которые затрагивают дети, очень разнообразны. Дети - аудитория, ограниченная в силу возраста рамками своих информационных тем, общественно-политических, творческих и других потребностей, их волнуют те же проблемы, однако они предпочитают, чтобы новости были рассказаны сверстниками-очевидцами. В жанровом отношении такие материалы трудно классифицировать; рассказы о происшествиях в школе, о родителях, о своих друзьях и сверстниках, домашних питомцах, весёлые истории, анекдоты «из конверта», собственные стихотворения, сопровождающиеся красочными детскими рисунками и фотографиями. Они занимают примерно 1/3 каждого номера и наполняют газету свежим, «детским» дыханием: ребятам интересно читать о своих ровесниках[224]. Рекреативное направление «Мой умный отдых» представлено несколькими регулярными рубриками: «Семь пядей» (ведущий дед Наум) - разнообразные виды кроссвордов (иногда по тематике близки теме номера): «Брэмворд» (ответы - названия насекомых, изображённых на картинках); «Фильмворд» (ответы - названия военных кинолент, указанных на рисунках); «Турворд» (ответы - названия 20 самых красивых мест Европы, изображённых на картинках); «Китайворд» (о Китае); «Царский кроссворд» (ответы связаны «царской» тематикой). Присылать ответы нужно по почте, найти правильный вариант после объявления победителей можно найти в группе читателей газеты «Золотой ключик» в социальной сети «ВКонтакте». «Объективная сказка»: «Сказка, которую фотограф увидел через объектив своей камеры». По фотографиям нужно узнать, о какой сказке идёт речь, и прислать в редакцию ответ. «Глаз-алмаз»: на последнем развороте помещается картина художника, рассказывается история её создания, даётся краткая занимательная информация о самом художнике. Задание: узнать, что изменил в картине художник газеты. Например, «Двойка», «Совет в Филях», «Богатыри», «Март», «Московский дворик», «Письмо с фронта», «Иван Царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Рыболов», «Утро». Иногда картины тематически или календарно связаны с содержанием номера. «Магический квадрат», который составляет дед Наум.
Давление рынка сегодня таково, что «выгодным» продуктом является развлекательный медиаконтент, доказавший свою жизнеспособность и коммерческую целесообразность. Конструктивную роль в реализации рекреативной функции выполняет установка редакции газеты не на «массового» усреднённого потребителя с нивелированными
интеллектуальными запросами, а на подрастающего читателя, девиз которого «Быть умным - это модно!». О формировании спроса на «высокие» формы рекреации, спорта, искусства, обладающие положительным педагогическим эффектом и вызывающие позитивную активность, свидетельствует направление «Я за здоровый образ жизни» в рамках которого можно выделить следующие векторы. Спорт: особое место занимают статьи-зарисовки о спорте[225] [226]: внимание уделяется развитию детского футбола, газета освещает областной проект
-у
«Мини-футбол - в школу» . Ведущий спортивных рубрик - персонаж Эль Капитано, изображённый с мячом и свистком на шее. У него есть также и своя одноимённая рубрика, в которой он организует конкурс по футбольной тематике, включающий рассказ о футболе и развивающее задание по теме. Безопасность жизнедеятельности: тематические календарные
рубрики «Безопасное лето»[227], «Лето на тарелочке»[228], ведущие которой - сказочные персонажи Кнопочка и Кноп.
Итак, редакционная политика «Золотого ключика» направлена не просто на создание детского информационного пространства; газета обеспечивает условия для самореализации и самопознания как юнкоров, так и читателей. В данном контексте очевидно, что газета «Золотой ключик» достаточно устойчиво входит в культурное пространство общественной жизни (в рамках области и областного центра). Отметим ряд важных принципов «Золотого ключика» как показательной концептуальной модели реализации
развивающей журналистики в детской газете:
1. Г азета организует работу с учётом психологических
особенностей возрастного развития ребёнка, где принцип ведущей деятельности обязательно учитывается. Психологи считают, что в отношениях ребёнка и взрослого неизбежно разделение функций: старший ставит цели, контролирует и оценивает действия младшего. Этот тезис детской психологии в практике детской прессы связан с феноменом «выдуманного образа автора» той или иной рубрики, часто это сказочный персонаж или какой-либо сверстник ребёнка, общение с которым помогает избежать менторского тона, дидактики и в большей степени способствует усвоению материала. В «Золотом ключике» это такие герои: кот Федот, «который в областной детской библиотеке живёт»; Эль Капитано, «с мячом и свистком на шее»; Славик- Словарик; дед Наум, «любящий наставлять на ум»; Кнопочка и Кноп; тётушка Орфографушка. Однако для освещения некоторых тем привлекаются специалисты (психологи, медики, спортсмены и т.д.), которым дети доверяют. Газета стремится к постоянному повышению качества своей продукции, о чём свидетельствуют творческие эксперименты, выпуск приложений, поиск новых форм взаимодействия с читателем. Одно из важнейших направлений развития «Золотого ключика» - оптимизация структуры издания. Удачная система рубрикации позволяет структурировать информацию, наглядно представить тему и оперативно донести сведения до читателя. Г азета «Золотой ключик» - газета, сделанная для детей и вместе с детьми. Ребячий авторский актив даёт возможность ненавистное для подростка воспитание перевести в плоскость самовоспитания.
Дополнительную «камерность» газете сообщает то, что она является региональной, более близкой к читателям и многих из них «знает в лицо». Возрастная неоднородность создала условия для тематического разнообразия в газете. Видимо, именно это обстоятельство и приводит к некоторому несоответствию визуального компонента (рисунков, иллюстраций) и освещаемых «взрослых» тем.
Тип читательской аудитории
Читателей «Золотого ключика», как и читателей «Пионерской правды», можно описать как аудиторию с преобладающим информационнопознавательным мотивом. Их также отличает потребность в получении информации о социальных событиях и явлениях, знаний о мире, о научных открытиях. Однако они более активны, важное место для них занимает собственная творческая деятельность, результаты которой они стремятся отразить в газете. В основном, это читатели региональных, местных газет, находящихся в более тесном контакте с редакцией.
Образ коммуникатора (газеты)
С позиций развивающей журналистики в системе социальных отношений ребенка-читателя данная модель может рассматриваться как «старший друг»: коммуникативное воздействие редакции осуществляется посредством «выдуманных персонажей», от лица которых зачастую и ведётся диалог на полосах. Никакой навязчивой дидактики нет и быть не может. Всё, что печатает газета, интересно, весело и познавательно. В соответствии с этим можно выделить такие характеристики газеты как коммуникатора: доброжелательность, тематическая разнообразность,
лёгкость в общении, искренность, увлечённость (эмоциональный аспект). Это признаки концептуальной модели развивающей журналистики для детей.
Характер взаимоотношений с аудиторией
Отношения газеты с аудиторией разворачиваются в плоскости «коммуникатор - аудитория», поскольку ведущим в деятельности детской газеты является не только контент, обладающий развивающим потенциалом, но и инициируемое редакцией участие самого ребёнка в создании номера.
Формы связи с аудиторией разнообразны. При редакции создана школа юного журналиста. Газета активно продвигает себя и в Интернете: есть свой сайт (http://goldkey/lpgzt.ru), группа в социальной сети «ВКонтакте» - «Друзья «Золотого ключика»» (http://vk.com/goldkey48).
Контент-анализ многих региональных детских газет: «Знайка» (Саратов, Саратовская область), «Калейдоскоп на Амуре» (Благовещенск, Амурская
область), «Рыжий кот» (Жуковский, Московская область), «Живая шляпа» (Дубна, Московская область), «Ровесник» (Тамбов, Тамбовская область) и др. - позволяет выделить в рамках развивающей журналистики в отдельную группу особую модель с доминированием аксиологического подхода к освещаемым событиям. В этом контексте объектом пристального внимания станут функционально-целевое назначение и проблемно-тематическая направленность такой модели, а также характер взаимоотношений с аудиторией и формы связи с ней.
Функционально-целевое назначение
В условиях формирования нового коммуникативного пространства, заполняемого потоками часто излишне агрессивной информации, особое внимание обращает на себя медиапродукция, адресованная детям и юношеству, и в частности печатная, призванная не только осуществлять культурно-образовательную, воспитательную функции, но и сохранять, передавать и, что немаловажно, культивировать социокультурные ценности, которые в самом широком смысле можно описать как «набор человеческих качеств, моральных норм, типов поведения, общественных и политических форм, устоев и обычаев, единодушно признаваемых большинством общества в качестве безусловно положительных, достойных уважения и признания»[229]. Другими словами, это некие стратегические детерминанты поведения больших групп людей, легитимизированные и являющиеся предпочтительными в определённой социокультурной среде. Безусловно, на аксиологические процессы существенно влияет рыночный подход, и, как справедливо отмечают исследователи[230], сейчас чаще выживают те издания, которые в детской и подростковой среде стали пропагандистами идеалов общества потребления. Тем рельефнее в свете вышесказанного обозначается необходимость трансляции ценностных содержаний в рамках государственной политики в целом: участие детей и подростков в познавательной деятельности, в формировании моделей своего поведения, социальных позиций и оценок, эстетических, философских представлений и норм.
Оформление жизненных позиций происходит у детей до 15 лет, когда наблюдается наиболее серьёзное отношение к моральным принципам и нормам, поэтому издания для этого возраста должны сочетать и всесторонне представлять разнообразный спектр культурно-духовных, моральноэтических, познавательно-образовательных ценностей. Детское медийное поле Тамбовского региона, в рамках которого ребёнок получает представления о должном, о себе, о мироздании, т.е. совокупность ценностных и нравственных координат, представлено газетой «Ровесник»[231]. «Ровесник» - это областная школьная газета для детей и подростков 10 - 15 лет. Периодичность выхода - 1 раз в две недели. Объём - 8 полос.
Проблемно-тематическая направленность
В анализируемом массиве опубликованных материалов газеты «Ровесник» выделяются три содержательных вектора аксиологического поля газеты, в русле которых происходит проведение общественных ценностей. Патриотизм. В рамках данного направления можно выделить такие линии, как «Моя земля» (репортажи о встречах с ветеранами, о классных часах с участием знаменитых земляков, о путешествиях по стране и т.д.) и «Наши традиции» (календарные праздники и обряды, семейные традиции и пр.). Нравственность (духовность): «Моя семья» (детские материалы
носят исповедальный характер, тема «отцов и детей», рассуждения о ценностях семьи как социального института), «Мои увлечения»
(благотворительность, создание студенческих волонтерских отрядов, социальные акции, события культурной жизни города и области).
3. Здоровый образ жизни: «Я и спорт» (открытие новых спортивных стадионов в городе и области, турниры по бильярдному спорту, дзюдо, полиатлону с участием тамбовских ребят и др.)
Таким образом, газета стремится формировать ценностные ориентиры, и в этих условиях важно, чтобы издание было востребовано читателями.
Характер взаимоотношений с аудиторией определяется идеей близкого сотрудничества со школами, которые в данном случае выступают как площадки для работы и творчества штатных журналистов, поэтому каждая полоса - «школьная». Тогда заголовочный комплекс изменяется: в нём вместо названия полосы появляется логотип, предложенный самой школой и адаптированный штатными художниками.
Формы связи с аудиторией
При редакции функционирует школа юного журналиста, которую можно считать «выездной»: сотрудники редакции обучают детей азам
журналистского творчества в школе. Такая модель сотрудничества помогает избежать формализма (сами корреспонденты имеют возможность погрузиться в школьную атмосферу, стать ближе к детям), найти интересные темы для освещения и (что немаловажно в нашем мире частых и масштабных реформ образования), сэкономить время школьников. Привлекательно в таких занятиях то, что на них могут приходить все, кому интересно не само журналистское творчество, но и фотография, дизайн, вёрстка, компьютерные технологии.
Итак, отличительная черта развивающей детской прессы (вариант «взрослые и дети для детей») - комплексный характер программной политики редакции газеты, направленной на целостное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка, на включение его в созидательную творческую деятельность, на формирование мотивации необходимости образования и самообразования, что характерно для детских и юношеских газет, популяризующих науку, технику, искусство, расширяющих кругозор, заботящихся о нравственном воспитании подрастающего поколения; в какой-
то мере модель развивающей журналистики реализуют и религиозные детские газеты, способствующие духовному обогащению («Воскресная школа», «Светлый отрок», «Православная юношеская газета» (Москва), «Чадушки» (С.-Петербург), «Подарок детям» (Екатеринбург), «Свечечка» (Таганрог), «Воскресение» (Полоцк) и др.). Такие газеты перестают быть только средством массовой информации - они выполняет особую социальную роль в обществе, чаще всего на уровне города, региона или какой-либо «своей» аудиторной группы. Трансляция общекультурных ценностей, социально значимой информации - приоритетное направление детской развивающей прессы. Модель развивающей детской прессы, по нашему мнению, работает, когда редакция газеты в силах создать «свой» микромир, хорошо изучить аудиторию, поэтому чаще всего это региональные, местные детские газеты или детские газеты,
специализирующиеся в каком-либо направлении. Эти газеты обладают в равной степени как образовательным, так и нравственным потенциалом, а самостоятельное детское творчество - журналистика - превращается в деятельность, которая даёт ребёнку возможность постоянного личностного роста.