Рекреационная журналистика для детей: игровое коммуникативное пространство современной детской газеты (на примере газеты «Незнайка»)
Функционально-целевое назначение
Реальная структура досуга конкретного ребёнка включает в себя комбинацию различных каналов коммуникации и информации. Существенно значимым становится спонтанное, неосознаваемое усвоение информации в процессе досуговой деятельности, развлечения, что нуждается в изучении и использовании в работе с детьми и подростками.
Результаты исследований подтверждают: СМИ оказываются для подрастающего поколения средством и способом заполнения свободного времени[257]. Выявленная ситуация становится социальной проблемой, требующей государственного и общественного решения.Развлечение - существенная часть свободного времени детей. Специалист по проблемам коммуникации Никлас Луман характеризует развлечение как часть второй, условной реальности, новую форму мифологии, которая позволяет, как в театре, примерить на себя всё, что увидел или услышал, активизировать забытое пережитое, свои надежды, опасения, скорректировать свои жизненные установки[258]. Оно оказывает усиливающее воздействие на уже существующие знания и опыт, однако, в отличие от новостей и репортажей, не направлено на разъяснение и поучение, чем особенно привлекательно для подрастающего поколения. Именно поэтому сфера развлечений является одновременно огромным резервом позитивных установок, с одной стороны, и реальной опасностью негативного влияния - с другой. Особенно важно уметь создавать и использовать развлекательные ресурсы для тех, кто работает с детскоюношеской аудиторией. Функции прессы - информировать, просвещать, развлекать. В соответствии с концепцией социальной ответственности, пресса должна обеспечивать «хорошее развлечение», иными словами, нужно заботиться о созидательно-организующем, просветительском и
гуманистическом характере рекреации, особенно в детских изданиях. Белорусский учёный Н. А. Федотова относит рекреативную функцию журналистики к системообразующим её обязанностям; продуманная рекреация в издании способствует активной реализации всех остальных функций[259].
В детстве школой социальных отношений, главной формой общения и деятельности является игра. Большие возможности в конструктивном использовании возможностей рекреативной функции открывает игровое коммуникационное поле детской газеты, ведь именно развлекательная сторона игровой коммуникации обрамляет познавательный процесс, что позволяет говорить о формировании как личностной, так и социальной идентичности под влиянием коммуникации. Мы считаем, что рекреационная журналистика в детской газете может успешно выражаться за счёт искусственно смоделированной реальности, инструментом которой является игра, и осуществляться с помощью игровых форм, которые строго соотносятся с возрастной психологией восприятия, интерактивны и обладают большим образовательным и развивающим потенциалом.Логично, что в связи с заявленной темой нас будет интересовать проблема использования игровых технологий для установления
интерактивного контакта с аудиторией и совместной проработки информации автором и реципиентом. Детально разобраться в исследовании этого вопроса поможет работа московского учёного В. А. Савицкого, в которой предложена новая методика определения, анализа и моделирования игровых форм в массовой коммуникации[260]. Общая характеристика метода заключается в том, что коммуникативным пространством игрового вербального журналистского текста становится искусственно смоделированная реальность. В. А. Савицкий подчёркивает: игра может распознаваться или не распознаваться как игра, условное пространство игры обязательно интерактивно.
Инструментом конструирования условной реальности является
воображение. Благодатной пищей для воображения в детской газете могут стать сквозные персонажи - герои сюжетов и ведущие рубрик, чьи приключения и истории нередко моделируют реальные ситуации. Ребёнок, принимающий игру, вступает и в определённые коммуникационные связи, обусловленные игровыми правилами. Правила игры - это своего рода лабиринт-сценарий, где нельзя поступать так, как хочется; исполнять правила - значит, подражать тому образцу поведения или способу мышления, которые приняты.
Ключевым моментом здесь является ролевой аспект: роль в игре - это исполнение в максимально общем смысле всего сценария. С помощью конструирования искусственно смоделированных образов СМИ могут по-новому интегрировать в сознание маленьких читателей накопленные знания и ценностные ориентиры, которые будут активно проявляться как взаимодополняющие доминанты социального и внутреннего поля индивида.Игровое коммуникационное пространство вполне обоснованно мыслится как платформа для плодотворного сотрудничества детской аудитории с редакцией. Примером воплощения такой искусственно смоделированной реальности может служить модель детской газеты «Незнайка»[261]. Мониторинг всех номеров с 1991 по 2001 гг. позволяет сказать, насколько редакционная политика обеспечивает системность этого вида коммуникационной деятельности. Обратим особое внимание на то, что в этот период газета была рассчитана на читателей 6-12 лет.
Проблемно-тематическую направленность газеты рассмотрим в контексте игрового коммуникационного пространства. Контент газеты нередко от первой до последней полосы подчинён логике игры, которая начинается неожиданно, без предупреждения и в финале соединяется с реальностью. Первоначальная ориентированность на младший школьный возраст привела к конструированию искусственно смоделированной реальности, в том числе и с виртуальным образом не только в тексте, но и в целом в композиционно-графической структуре издания - в данном случае это сказочный неунывающий персонаж Незнайка, герой повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Метафорический образ обыгрывает и само название газеты, которое вызывает в памяти удивительные приключения коротышек из Цветочного города; здесь пунктирно обозначен и сюжет повести. Редакция используется заход-
обращение к читателю не от имени конкретного журналиста, а от имени собирательного образа самого издания - Незнайки. Создаётся поистине беспрецедентная игровая коммуникация: ребёнок не только слышит
несуществующих героев, но и сопереживает им.
Идея повести о Незнайке проходит красной нитью не только потому, что периодически печатаются интересные части из этой повести: феномен «выдуманного образа автора» присутствует и в рубрикации газеты. Например, «Мастерская ВШ» (Винтик и Шпунтик), «Знайкины штучки» (Знайка), «Мисс Синеглазка» (Синеглазка), «Великий кутюрье» (Иголочка), «Коротышка Кузбасса» (Торопыжка), «Сиропчик рекомендует»/«Пончик рекомендует» (Сиропчик и Пончик), «Лаборатория профессора Звёздочкина», (профессор Звёздочкин), «Ну а дружба начинается с улыбки», «Звёздный дождь» (Кнопочка), «Игровая комната» (Тюбик), «Видеоатас!» (Кадрик), «Ты + я» (доктор Пилюлькин), («Лаборатория Незнайкиного детектива» (милиционер Свистулькин),«Компьютерные забавы» (Программчик, Штучка), и мн.др. Не все герои из повести, но их «профессия» как-то связана с Цветочным городом.
Парадоксально, но художественный вымысел создаёт иллюзию реальности, чему в немалой степени способствует и привязка к конкретному произведению, и сохранение «художественных» биографий персонажей, а также подражание стилю и языку героев повести. Игровой вербальный текст предполагает определённый характер включённости в игровую коммуникацию автор - текст - реципиент, поэтому газета воспринимается читателями как живой собеседник; эффект участия настолько силён, что стимулирует не всегда осознанную детьми склонность к цитатности, подражанию, даже взаимодействию с героями и авторами публикаций, но дидактика оказывается скрытой благодаря юмору и игровому началу. Идея персонажей-посредников, ставшая интуитивным откликом редакции на особенности возрастной психологии, оформилась как доминирующая составляющая концепции издания.
Тип читательской аудитории. Трансформацию образа своего читателя красноречиво отражают слоганы газеты: «Для маленьких и не очень маленьких читателей» , «Детская развлекательная газета» , «Развлекательная газета для детей и подростков» . Аудиторию рекреативных детских газет можно характеризовать как аудиторию с потребностью в рекреации, желанием отдохнуть, развлечься, стремлением к эмоциональной разрядке.
Эти читатели - активные участники конкурсов, чьи работы (рисунки, письма в редакцию и т.п.) создают контент.Образ коммуникатора (газеты)
Равенство психологических позиций коммуникатора и аудитории реализуется в интерактивных формах общения с аудиторией, что более всего возможно, когда газета имеет амплуа ровесника, который воспринимается детьми как хорошо знающий свою аудиторию (когнитивный аспект), искренне её уважающий (эмоциональный аспект) и умеющий общаться с ней на равных (поведенческий аспект) коммуникатор.
Характер взаимоотношений с аудиторией
Рекреационная модель детской прессы предполагает взаимодействие с аудиторией в рамках отношений «коммуникатор - аудитория», так как именно редакция газеты является модератором игровой реальности и в рамках коммуникативного поля газеты создаёт виртуальный образ не только в тексте, но и в композиционно-графической структуре.
Формы связи с аудиторией
Рекреация в детской газете обладает особыми, специфическими приёмами выражения, собственными выразительными средствами, методами подготовки материалов, формами и способами общения с аудиторией. Детская газета «Незнайка» предлагает богатый ассортимент конкурсов с целью привлечения аудитории в рамках системы отношений «ребёнок - ребёнок»: Незнайка. - 1991. - №1 (январь). Незнайка. - 1991. - №3 (февраль). Незнайка. - 1993. - №1 (январь). «Мисс Синеглазка» (для девочек): конкурс на лучший рассказ или рисунок; «Супермен» (для мальчиков): прислать остроумный рассказ; «Фантастическое троеборье»: викторина; «Смехотворный марафон»: сочинить смешные истории; «Шедевры из Переделкина»: переделать известные стихотворения; «Музыкальная викторина»; «Однобуквенный рассказ»; конкурс на лучшие проекты для Вселенда (Вселенд - страна Весёлых Чудес); «Как в кино»: чья частушка самая ядрёная и забористая? «Ёлки-палки, хрен-морковь»: чья любовная история достойна выйти на большой экран? «Самая задушухватательная история»; «Самый счастливый финал»; «В еликий кутюрье».
Все ответы, рассказы, проекты присылаются в редакцию детьми. Газета активно осваивает Интернет-пространство: до 2009 г. работал
«Развлекательный информационный детский портал «Незнайка»»
(http://gazeta-neznayka.ru), ориентированный в большей степени на младших школьников; изменение группы целевой аудитории внесло коррективы и в виртуальное пространство - редакция запустила новый сайт, центральными вкладками на котором являются «Блог», «Форум», «Обратная связь» (http://neznaechka.ucoz.ru).
Подводя итоги, подчеркнём: рекреационная модель детской газеты
с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (вариант «взрослые и дети для детей») предполагает создание коммуникационного интерактивного пространства, инструментом моделирования которого является игра. Через игровое участие, обязательным условием которого выступает единый язык и, самое главное, единое понимание ситуации общения, рекреация реализуется оригинально и многообразно. Отличительная черта такой рекреации в том, что она в какой-то степени помогает противостоять наплыву западной (главным образом американской) культуры, формируя соответствующие национальному характеру способы поведения и общения, прививает сложившиеся веками ценности. Информация, передаваемая таким игровым способом, имеет не только обучающий, сколько познавательный характер. Интерактивность же определённо следует рассматривать как позитивное достижение детской газеты, которое обязательно повлечёт за собой начало конструктивного диалога, на основе которого может быть создан уникальный, полезный (по крайней мере, в определённых пределах) и оригинальный контент.
Понятие эффективности детской газеты в работе определяется такими показателями, как социальная значимость контента,
неукоснительное следование правовым и этическим нормам, популяризация приоритетов государственной политики в области просвещения и образования, удовлетворение психологических потребностей в познании окружающего мира, высокий уровень профессионализма и мастерства сотрудников редакции. В соответствии с этими характеристиками в современном детском медиапространстве выделяются четыре актуальные для российского общества концептуальные модели профилизации детской газеты, ориентированные не на идеологические установки, а на новые, диалоговые формы массового информационного общения: просветительская журналистика, развивающая журналистика, диалогичная журналистика, рекреационная журналистика. Каждая концептуальная модель «программирует» читателя, конкретизируя доминирующие векторы чтения.