Возрастные и психологические особенности детской аудитории
Теоретики и практики журналистики подчёркивают большую роль читательской аудитории - важнейшего типоформирующего фактора[122]. Аудиторию СМИ описывают как «совокупность получателей сообщения, общего для всех её членов, представляющую собой социальную группу, локализованную в пространстве и во времени, имеющую внутреннюю структуру и предполагающую взаимодействие её членов»[123] [124].
Описывая аудиторию печатного издания, профессор В. В. Тулупов отмечает следующие её признаки: аморфность и анонимность, рассеянность в пространстве и во времени, неоднородность, изолированность, текучесть и изменчивость . Эти характеристики можно отнести и к детской аудитории, однако ключевыми являются основные закономерности и этапы психического развития и особенности информационного поведения детей на разных стадиях развития. Возрастные, психологические, демографические характеристики детей как социальной группы позволяют рассматривать её в качестве аудитории СМИ, обладающей специфическими особенностями.Существуют разные подходы к определению детства. Несомненно одно: «детство - не вечное неизменное явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества»[125]. Московский исследователь М. Е. Аникина подчёркивает, что по мере развития общества и усложнения социальных связей и отношений необходимость учёта своеобразия представителей различных возрастных категорий увеличивается[126]. Поэтому для
формирования теоретических представлений об основных составляющих
детского издания необходимо говорить не только об общих границах группы, но и о внутренней структуре детской аудитории.
Мы проанализировали информацию, накопленную в разных областях знаний, но не дошедшую в обработанной форме до практиков. Значительная трудность обобщения состояла в том, что психологами, педагогами, социологами закладывается неодинаковый подход к пониманию социальнодемографических характеристик детей и молодёжи, и потому нелегко сформировать единый взгляд на детей как аудиторию детского печатного издания, где бы адекватно сочетались все аспекты: социологический, психологический, социально-психологический, журналистский,
филологический.
Интересно, что исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определённым социальным положением. Французский демограф и историк Ф. Ариес проанализировал, как в ходе истории у художников менялось представление о природе детства[127] [128]. В большинстве произведений изобразительного искусства возраст соответствует не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям людей. Интересно, по мнению исследователя, что каждый период истории соответствует конкретному привилегированному возрасту и определённому подразделению человеческой жизни: «Молодость -
привилегированный возраст ХУП века, детство - века Х1Х, подростковый период - ХХ столетия» . Однако детство не зависит от того, когда художники стали изображать детей на своих полотнах, поэтому картины не могут дать всех необходимых данных для анализа.
Вся человеческая деятельность, а с нею сознание, личность, развиваясь, вырастают из жизни общества. Возраст является не только количественной мерой (годы жизни), но и качественным измерением, показывающим динамику соотношения социального и биологического в разные периоды жизни. Возрастная психология определяет детство как период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления личности ребенка, превращение его в полноценного члена человеческого общества[129]. Природу детства изучали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Шпренгер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. П. Блонский, А. П. Усова и др. Однако их работы не могут восприниматься как константа, поскольку единая концепция детского развития так и не была создана.
Можно говорить о параллельном существовании в ХХ в. двух научных подходов - двух парадигм исследования детского развития.
Наиболее известные западные концепции описывали процесс детского развития с позиции естественно-научной парадигмы (Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Тондайк, Штерн, К. Коффка, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А. Бандура и др.), составляющей основу натуралистического подхода к пониманию развития психики ребёнка.Систематизация достижений отечественной детской психологии на основе культурно-исторической парадигмы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), глубокой и сложной в теоретическом плане, представляется нам более разработанной и научно обоснованной. В данном контексте детское развитие изучается исторически, т.е. анализируется переход ребёнка от одной возрастной ступени к другой, изучается изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. От уровня развития общества зависит содержание развития ребёнка, поэтому продолжительность детства - продукт истории, подверженный изменению[130]. Профессор Л. Ф. Обухова подчёркивает, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры социума[131] [132].
Предмет возрастной психологии - психическое развитие личности на разных этапах. В онтогенезе выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Отечественный психолог, специалист в области детской психологии Д. Б. Эльконин создал научно-продуктивную концепцию периодизации на основе идей Л. С. Выготского и другого отечественного учёного, профессора А. Н. Леонтьева, построенную с учётом закона периодичности разных типов деятельности
-э
(табл.1) .
Таблица 1.
Эпохи и стадии детского развития по Д. Б. Эльконину
Эпоха | Раннее детство | Детство | Отрочество | Ранняя юность | |||
Стадия | Младенческий возраст | Ранний возраст | Дошкольный возраст | Младший школьный возраст | Младший подростковый возраст | Старший подростковый возраст | |
Возраст | 0 | 1 | 3 - 6 | 7 - 10 | 11 - 12 | 13 - 15 | 16 - 17 |
В соответствии с указанными стадиями детского развития исследователь детской прессы МГУ им.
М. В. Ломоносова И. А. Руденко выделяет четыре типа изданий: для дошкольников, для младших школьников, для подростков, для старшеклассников[133]. Такая аудиторная сегментация обеспечивает возрастную общность и близость интересов, поэтому само общее понятие детская пресса может быть отнесено к каждой из перечисленных возрастных групп, но одновременно предполагает уточнение: для какой конкретно категории читателей предназначено издание.Таким образом, в качестве ориентира применительно к понятию аудитория детских изданий мы будем оперировать терминами отечественной психологической школы и использовать периодизацию Д. Б. Эльконина, отражающую реалии современной российской действительности, учитывающую такие важные моменты социализации, как начало школьного образования, переход в средние, а затем и в старшие классы. Понятием ребёнок в данной работе охватывается часть общества от рождения до 18 лет согласно международным правовым документам.
Современное общество как информационное прогрессивно в той мере, насколько обеспечиваются его информационные интересы и потребности. Роль информации проявляется уже на генетическом уровне, т.е. с момента зачатия. Данные физиологов и психологов свидетельствуют, что способность ребёнка полноценно участвовать в информационной деятельности складывается к 15 - 16 годам1.
М. Е. Аникина констатирует, что в мировой практике сформировалось несколько точек зрения на аудиторию СМИ . О ней говорят как о пассивном либо как об активном социальном субъекте. Сегодня потребители массовой информации превращаются из объекта в субъект деятельности, общения, медиапользование воспринимается ими как составная часть ежедневного общения и привычной практики. Происходит эволюция части активной аудитории от потребителя информации к со-творцу медиапространства . Доказательство тому - стремительное развитие интерактивных форм коммуникации, блогосферы, использование мультимедийных возможностей СМИ. В сфере детской журналистики роль аудитории всё более очевидна, развитие самодеятельных детских СМИ в этом аспекте чрезвычайно [134] [135] [136]
перспективно.
Закономерно потому определить некоторые понятия, связанные с информацией, применительно к рассматриваемому возрасту. Для этого сошлёмся на руководителя творческого объединения «Юнпресс», который уже более тридцати лет занимается практической деятельностью и исследованиями в области самодеятельных средств массовой информации, доктора педагогических наук С. Б. Цымбаленко[137]. Информационное пространство - система информационных процессов общества,коммуникаций человека и природы, человека и человека. Информационное пространство ребёнка - коммуникативные отношения и действия подростков, информационные каналы, связывающие подростков с обществом; подрастающее поколение как подсистема информационного пространства. Одновременно с уменьшением влияния традиционных источников образования и воспитания, с утратой механизмов передачи социального опыта усиливается влияние СМИ в жизни человека. Интенсивность данных процессов, непрерывно увеличивающаяся с середины ХХ в., приводит к тому, что роль ребёнка в сфере коммуникаций и в обществе в целом становится более явной. Американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии, исследовавший процессы социализации детей в различных культурах, М. Мид выделяет три типа культур (три типа социализации)[138]: постфигуративную, где дети прежде всего учатся у своих предшественников (примитивные общества); кофигуративную, где дети и взрослые учатся у своих ровесников; префигуративную, где взрослые учатся у своих детей (новый этап эволюции общества, межпоколенческий диалог).
Подрастающее поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства, в котором может проявлять активность, влиять на социальное окружение, заявлять о себе обществу в виде своих газет (их количество растёт с конца 1980-х гг., несмотря на отсутствие экономических и правовых условий), видеофильмов, Интернет-ресурсов. Всё это прежде всего показатель перехода к «префигуративной», или диалоговой цивилизации.
М. Мид обосновала особую миссию ребёнка как эксперта будущего в настоящем, потому необходимо взаимообогащение взрослого и юного поколений посредством диалога, предполагающего партнёрство, взаимопонимание. Необходимо создать оптимальные условия для прямого участия самих детей в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего. Возможно, это будут какие-то самодеятельные средства массовой информации или некие иные коммуникативные каналы, позволяющие детям выражать своё мнение и интересы, а обществу - слышать голоса детей.Проблема многочисленных современных детских СМИ заключается в том, что их контент зачастую направлен на слишком общую по составу аудиторию, а значит, не отвечает потребностям и интересам этой группы. В. В. Тулупов в статье «Моделирование в журналистике» указывает, что при создании модели содержания и формы издания есть два пути: учёт читательских потребностей и формирование этих потребностей[139]. В этом ключе важно провести исследование рынка. Определив рыночную нишу, редакция приступает к моделированию сегмента рынка, т.е. определению совокупности потребителей-читателей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Так можно постепенно прийти к обобщённому портрету будущего (желанного) читателя, портрету- прогнозу. Но этот портрет, по мнению автора, будет неполным, если ограничиваться исследованиями социально-демографических характеристик аудитории (возраст, пол и т.д.) - сегодня гораздо важнее выявить психологические группы читателей. М. Е. Аникина подчёркивает: оснований для дифференциации аудитории, не считая возраста, множество. Например, в зависимости от информационной активности различают четыре типа
молодых потребителей информации: аудитория с пассивно-потребительским отношением; активная, социально-зрелая аудитория; инфантильная, с несформированными интересами; «домашняя» аудитория с устойчивой системой интересов в сфере досуга[140]. Детской редакции следует, по нашему мнению, отталкиваться от информационных мотивов своих читателей. В данном контексте понятие информационные мотивы трактуется как информационные интересы. В издательской практике эффективность творческих усилий зависит от того, насколько точно тематика и форма предлагаемого материала попадает в сферу интересов конкретной детской группы. Это подтверждается многочисленными научными исследованиями: так, профессор Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интереса в подростковом возрасте, называя интерес «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка»[141] [142]. Психологи называют следующие мотивы обращения к СМИ: информационный, развлекательный,
коммуникативный, социальной идентификации, утилитарный, самопознания и самоутверждения . Применительно к детской аудитории эту группу следует дополнить, по нашему мнению, познавательным мотивом.
Объединяя названные мотивы в более крупные блоки, учитывая возрастные особенности детей, обозначим 3 психологических типа потенциальных читателей детских изданий:
1. аудитория с преобладающим информационно-познавательным мотивом характеризуется потребностью в получении знаний о мире, научных открытиях, в получении информации о социальных событиях и явлениях, стремится изучить накопленный человечеством опыт в разных сферах науки, культуры, искусства; аудитория с потребностью в развлечении отличается желанием отдохнуть, развлечься, потребностью в эмоциональной разрядке; аудитория, нацеленная на социальную идентификацию, самопознание и самоутверждение представляет собой «коммуникативный» тип, которому свойственно желание лучше познать себя, наблюдая за другими, стремление утвердиться в своих взглядах, ценностях; таких читателей отличает потребность в контакте с другими: обсудить увиденное и услышанное, найти свои референтные группы и т.д.
Учёт особенностей своей психологической группы, своего типа аудитории, «силуэта читателя» (В. В. Тулупов) позволит оптимизировать процесс моделирования газеты в целом, дифференцировать издание в его среде. Соотнесение каждого типа аудитории и модели газеты будет проведено далее.
Следует учитывать при этом, что традиционно детские издания ориентируются на определённые возрастные группы (дошкольники, младшие школьники, подростки, старшеклассники). Данное исследование построено на всестороннем анализе групп читателей младшего школьного и подросткового возраста. Выбор данных возрастных категорий во многом определило то обстоятельство, что целевая аудитория исследованных нами детских газет - дети и подростки, т.е. возрастной диапазон смешанный - 9 - 14 лет. Это аудитория с внутренне близкими и относительно устойчивыми интересами, обусловленными схожими жизненными ситуациями. Впрочем, в последние годы обнаруживается и другой подход, когда возрастные границы детских изданий намеренно размываются, чтобы привлечь внимание более широкой аудитории, читателей сразу нескольких возрастных групп[143]. Заметим, что рекомендации психологов позволяют считать этот шаг весьма сомнительным.
Еще по теме Возрастные и психологические особенности детской аудитории:
- 8.1. Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
- 8.6. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
- Н. Л. Анисимова СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА ПО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
- ГЛАВА 3. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СОВЕТСКАЯ)ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Хронологические рамки диссертационной работы (1991 - 2012е гг.)
- Рассуждая о типологических категориях, мы, вслед за М. Ф.
- Возрастные и психологические особенности детской аудитории
- Профильные характеристики современной детской газеты
- Развивающая журналистика для детей: специфика региональных газет (на примере липецкой областной детской газеты «Золотой ключик», тамбовской областной школьной газеты «Ровесник»)
- Рекреационная журналистика для детей: игровое коммуникативное пространство современной детской газеты (на примере газеты «Незнайка»)
- Глава 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГОФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ГАЗЕТ
- Модель «газетной семьи»: приложения и тематические выпуски
- Сетевые версии детских газет
- Заключение
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ