>>

Введение

Концепции интеркультурного образования и воспитания, в становлении которых большую роль сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, сексологические, социологические и лингвистические исследования отечественных и зарубежных ученых: С.Г.Айвазовой, Е.

В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, Е. М. Верещагина, В.Г.Костомарова, Г. Д. Дмитриева, И. С. Кона, М. Н. Кузьмина, Д.С.Лихачева, С. В. Лурье, Н. Б. Мечковской, В. А. Масловой, Е.И.Пассова, Т.Г.Стефаненко, Л. Л. Супруновой, В. А. Тишкова; А.Вежбицкой, В. Гумбольдта, А. Маслоу, М. Мид, Э. Холла, Г.Ауэрнгеймера (G.Auernheimer), К.Гирца (C. Geertz), К. Леви-Стросса (C.Levi-Strauss), Ч.Тейлора (Ch.Taylor), Г. Триандиса (G. Triandis) и многих других, – появились в последней четверти ХХ века.

Под концепцией интеркультурного образования (вслед за К.А.Абульхановой, А. С. Белкиным, Ю. А. Конаржевским и др., определившими понятие концепции образования в целом) нами понимается совокупность идей, взглядов, определяющих принципиальные пути решения задач организации и управления образовательным процессом, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признакам [68, с. 3]. Термины многокультурный, мультикультурный, поликультурный, кросскультурный являются синонимами, поскольку первая часть этих слов обозначает одно и то же, но происходит из разных языков. Немецкие педагоги используют термин интеркультурный (interkulturell), чтобы подчеркнуть взаимодействие (и взаимопроникновение) между представителями национального большинства и национальных меньшинств (W. Nieke). В России единого термина пока нет: используются многокультурный (Г.Д. Дмитриев), поликультурный (Н.В. Бордовская, А.Н. Джуринский, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова).

Чтобы научить людей жить вместе в условиях глобализации, решить вопросы профилактики этно- и ксенофобии и сформировать у молодого поколения навыки сотрудничества с людьми разных национальностей, рас, культур, конфессий и разных жизненных ценностей, система образования развитых стран должна отвечать вызовам времени.

Интеркультурное образование призвано решать двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Продуктивное взаимодействие культур в поликультурном обществе, каковое и есть в России, является необходимым условием ее существования и дальнейшего развития.

Целью интеркультурного образования является воспитание интеркультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур [68, с. 3].

Философской основой интеркультурного образования служит гуманизм, на который опирается педагогика личности: «Гуманистические концепции – это не жесткие требования, а предложения, такие же, как Евангелие, которое по образному выражению Б. Пастернака, было предложением наивным и несмелым, а не утверждением…: „Когда оно говорило, в царстве Божьем нет эллина и иудея, только ли оно хотело сказать, что перед Богом все равны? Нет, но оно говорило: в том сердцем задуманном новом способе существования и новом виде общения, которое называется царством Божьим, нет народов, есть личности“» [65, с. 5].

Гуманистические концепции – это не готовые правила, как надо жить и воспитывать, а осознание личностью ответственности за то, какой ей быть в современном мире и как этот мир строить. Интеркультурное образование, являясь по своей сути глубоко гуманным и демократичным, интериоризирует общечеловеческие ценности в соответствии с возрастными особенностями учащихся и развивает самобытную личность.

В Германии еще в 70-е гг. ХХ века доминантными были немецкая культура и язык, что предполагало вытеснение других культур и ассимиляцию иностранцев, но это не соответствовало демократическим и гуманистическим принципам немецкого образования и обусловило поворот к интеркультурному образованию как социальному заказу поликультурного общества.

Сейчас в Германии почти каждый десятый житель – выходец из других стран, при этом среди иммигрантов свыше 23% – дети и молодежь до 18 лет, и тенденции государственной демографической и миграционной политики и далее направлены на увеличение количества иностранной молодежи, так что интеграция молодого поколения (как основной нации, так и возникших меньшинств) в немецкое общество является одной из важнейших задач образовательного процесса.

Выявленные системообразующие концепции, взаимодействующие по принципу дополнительности: концепции поэтапной социализации учащихся в поликультурной среде (микро-, мезо- и макроэтапы) и концепции уровневого подхода к формированию интеркультурной компетенции (моно-, меж- и транскультурный уровни), – были определены на основе философско-педагогических идей культурологического подхода и диалога культур М.М.Бахтина, В. С. Библера, Л. А. Беляевой, И. Е. Видт, К. З. Закирьянова, Н. Б. Крыловой, С. Ю. Курганова, В. В. Сафоновой; современных концепций воспитания и образования А. С. Белкина, Е. В. Бондаревской, Б.С.Гершунского, А. Н. Джуринского, В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, З.А. Мальковой; личностно-ориентированного подхода в образовании и педагогики взаимодействий И. Л. Бим, В. И. Данильчук, Э. Ф. Зеера, Е.В.Коротаевой, И.С.Якиманской; теории межкультурной коммуникации Н. В. Барышникова, Е. И. Пассова, И. И. Халеевой, концепций и моделей интеркультурного образования и воспитания Г. Д. Дмитриева, Л.Л.Супруновой, Д. Бутьеса (D.Buttjes), В. Зайлер (W. Seyler),В. Миттера (W.Mitter), Л. Кольберга (L.Kohlberg), Э. Киля (E. Kiel), Ф. Клиппель (F.Klippel), Р. Ляйпрехта (R.Leiprecht), М. Майера (M. Meyer), В. Нике (W.Nieke), В. Рифлера (W.Riefler), Ю. Рот (Ju. Roth), М. Хомана (M.Hohmann), Х. Ширпа (H.Schirp), А. Эртельт-Фит (A. Ertelt-Vieth).

Обращение автора к опыту Германии произошло в результате знакомства с образовательными учреждениями различного типа (Grundschule, Hauptschule, Realschule, Gymnasium) в городах Кальв, Фройденштадт, Карлсруэ, Этлинген и Ройтлинген и сравнительного дидактического анализа учебных планов земли Баден-Вюртемберг в ходе лингвострановедческих стажировок при поддержке Государственной Академии повышения квалификации учителей земли Баден-Вюртемберг (Staatliche Akademie fur Lehrerfortbildung GmbH, Calw).

В результате анализа был сделан вывод, что интеркультурное образование и воспитание в Германии, базирующееся на вышеуказанных концепциях, происходит на основе организационно-дидактических моделей: гуманно-личностной интеркультурно-воспитательной; лингвистической образовательной и личностно-социальной [68, с. 5].

Хотя система образования в Германии в достаточной степени отличается от российской (см. раздел 2.1), опыт организации интеркультурного образования, базирующегося на системообразующих концепциях и организационно-дидактических моделях, воспитывающих интеркультурную, успешно интегрирующуюся в общество личность, может быть рекомендован для практического использования в образовательном пространстве полиэтнического и поликультурного Уральского региона, а также в масштабах системы образования Российской Федерации в целом.

| >>
Источник: Т. Б. Лаврова. СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Опыт Германии. 2007

Еще по теме Введение:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ. БОРЬБА ЗАВВЕДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
  15. Раздел II ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -