<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В результате исследования установлено, что этнокультура — средство развития и воспитания личности, овладения ценностями окружающей социоприродной среды, главное условие гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой посредством присвоения социально-исторического опыта, фиксированного в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенного в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемого в деятельности.
Синкретизм этноса и его культуры, взаимообусловливающий, скрепляющий сообщество и предохраняющий от распада, включает в себя рациональные и иррациональные элементы. Все культуры равноположенны и значимы, но каждая имеет свой уникальный путь развития, взаимодействует с другими культурами. Этнокультура детерминируется, организуется, структурируется под влиянием стратегии жизнедеятельности. Каждый этнос имеет свою специфическую культуру, характерный тип личности, свою неповторимую систему социального наследия, свой уникальный подход к постановке и решению образовательных проблем.

Проблема разрыва и преемственности поколений — одна из существеннейших для человечества, а проблема формирования культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству этнокультуры является ключевой. Этносу, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связь между поколениями. Человек становится наследником этнокультуры в процессе образования; осваивая этнокультурный феномен, он формируется как личность. Интенциональность — главная черта образования, способствующая вхождению человека в целостное бытие культуры, постижению и осуществлению индивидом родовых и видовых смыслов жизни. Этнос не просто пытается хранить исторически сложившиеся

404

образовательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности. Каждый этап в развитии общества стимулирует систему образования на поиск новой системы ценностей, которая концентрируется вокруг образовательного идеала.

Для нормального функционирования этноса нужна воспроизводящаяся и постоянно обновляемая система ценностных ориентации, задающих цель, в соответствии с которой корректируется образовательная система. Система этнокультурного образования превращает общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном наследии. Только глубоко познав себя, можно понять общечеловеческие цели и ценности, и только этническое чувство делает индивида способным постичь всеобщее.

Образование — деятельность, этнокультурно-детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Одна из причин эффективности использования родного языка и этнической культуры в образовании заключается в эмоциональной насыщенности: их коннотации столь сильны, что практически самодостаточны. Этнокультура, а не эфемерные политические или идеологические рефлексии, должна быть источником развития систем образования, призванных обеспечить освоение базового образования и этнокультуры и на их основе предоставить условия для развития личности.

Человек готовится к жизнедеятельности в определенных этносоциокультурных условиях. Этническая культура формирует определенный тип личности, а личность формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо. Личность есть результат распредмечивания ценностей этнокультуры — языка, традиций, способов деятельности и мышления и формирует себя в процессе деятельности как культурно-историческое существо. Это субъект национальных отношений с точки зрения существования и смены исторических форм социально-этнических общностей людей, это уникальный набор ментальных программ, которые не повторяются никаким другим человеческим существом и базируются на чертах, частично унаследованных уникальным набором генов индивида, и частично усваиваются в процессе обучения, в ходе которого личность модифицируется под влиянием коллективной программы (культуры), равно как и уникального опыта самой личности. Человек активно социализируется благодаря целенаправленному воздействию

405

образовательного процесса, состоящего из средств, разработанных культурой для развития личности, формируется как личность в контексте этнокультуры.

Формирование личности проходит через присвоение ею ценностей этнокультурно-исторического опыта.

Личностно ориентированный подход невозможно реализовать без этнокультурологического содержания и эффективных технологий, без разрешения противоречия между социализацией и личностно-этнокультурной идентификацией, осознанием себя субъектом определенной культуры. Целостное содержание образования должно складываться из дидактически переработанного этносоциокультурного опыта, существующего в виде образовательного стандарта и личностного опыта. Все виды опыта, аккумулированные в этнокультуре, должны стать личным опытом воспитанника. Важнейшим является включение в действие и направление на максимальное развитие у ребенка глубинных процессов, генетически связанных с особенностями психологии народа и выведением этих процессов на современный уровень. Это обеспечивает развитие в ребенке уверенности в своих способностях, возрождение этнического самосознания, ответственного за сохранение и развитие родной культурной традиции. Сильная этническая идентичность как условие целостности и саморазвития личности ведет к интеграции и бикультуризму. Отсутствие идентификации предполагает маргинальность.

Человек, осваивая этнокультурный феномен, общеэтнические категории, знания, ценность которых не зависит от времени, формируется как личность, а образование, становясь центральным феноменом культуры, все более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. Несмотря на умаление, радикальное уничтожение языков, культуры этносов, возрождение, развитие их культуры, самосознания все больше становятся актуальной проблемой, приобретают важное значение в формировании личности современного человека и являются этнокультурным парадоксом современности. Задача школы — становление личности в условиях многоязычия и поликультурности. Необходимо развивать ребенка как личность, восходящую от родной культуры к мировой через общероссийскую.

Этнические особенности человека в значительной мере воспроизводятся в его языке.

Язык есть общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, система социальных отношений, традиции, история народа, основной показатель личностного и национального самосознания,

406

важнейший структурный элемент культуры народа, основа развития его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, залог межнационального воспитания молодежи, которое без опоры на родной язык становится антинациональным, лишенным всякого смысла. Язык как особая форма культуры выполняет специфические функции: с одной стороны, он материализует в себе всю духовную культуру народа, с другой — этим же инструментом влияет на формирование этнокультурной специфики духовности народа. Язык образует собственно этническую самобытность.

В этнокультурной детерминации образовательной системы выделяется особая роль вербального языка, формирующего целостную систему этнокультуры. Язык при этом является не только средством мышления, познания и общения, но и средством формирования этнической картины мира как своеобразного способа видения и понимания окружающего мира. В основе этнокультуры лежит родной язык, являющийся материальным носителем этнокультуры. Каждый язык выражает, символизирует, представляет связанную с ним культуру более полно, чем другие. В широком смысле сохранения языка для сохранения культуры недостаточно, но сохранение культуры без сохранения ее языка вообще невозможно. Обучение является ведущей функцией языка.

Значение использования родных языков в качестве средства обучения заключается также и в том, что оно символизирует относительное признание прав национальных меньшинств. Необходимо создавать учащимся такие условия, чтобы они как можно дольше продолжали образование на родном языке.

Родной язык — наиболее совершенное лингвистическое средство в начале школьной жизни. Очень важно, чтобы обучение ребенка начиналось на его родном языке, поскольку это создает необходимые условия для развития его личности, улучшает возможности социальной адаптации.

Возможность обучения на родном языке в системе профессионального образования — это восстановление востребованности родного языка в современном обществе, это единственная реальная возможность его сохранения и дальнейшего развития. Этнокультурное начало в образовании не должно ограничиваться только изучением родного языка или преподаванием нескольких этнически-ориентированных

407

предметов. Проблему возрождения языка и обеспечения этнолингвистической преемственности поколений без формирования системы непрерывного образования школа решить не сможет. Ясно осознается триединая взаимосвязанная задача — возрождение, сохранение и развитие родного языка, которую можно решить только в системе целостного, вертикального непрерывного образования на родном языке — от дошкольного образовательного учреждения до вуза, на основе системного подхода. Язык следует развивать таким образом, чтобы на нем можно было говорить и писать об истории, политике, культуре и науке.

В современном мире все возрастающее значение приобретает явление двуязычия (билингвизм), обычно перерастающее в многоязычие (полилингвизм). Двуязычие является мощным средством развития речи, мышления и всех сфер личности развивающегося человека. Вместе с развитием коммуникативных свойств в двуязычии происходит развитие эмоционально-волевой сферы личности. Особенность двуязычия как стыка двух стихий языка, двух культур, двух образов мира рождает энергию творчества и пробуждает сознание и язык народа к высокому напряжению, к полному развертыванию их возможностей. Двуязычие — главный механизм социально-экономического, общественно-политического и этнокультурного взаимодействия народов. Использование родного языка национальных меньшинств в качестве дополнительного средства обучения — одна из форм билингвизма, и она не сможет привиться, если не будут отрегулированы вопросы использования обоих языков за стенами школы. Основная цель — реальный билингвизм детей. Преподавание является одной из ведущих общественных функций языка, а обучение — важнейшей сферой формирования двуязычия.

Решение этой задачи требует смещения акцента в системе обучения с русского языка на вербальные этнические языки в целях взаимосвязанного обучения языкам, имеющим неоспоримые преимущества интеллектуального и личностного развития учащихся. Выпускники владеют государственным, родным и, как минимум, одним иностранным языками.

Право пользоваться родным языком включает в себя и право иметь письменный вариант этого языка. Письмо не сводится к простой транскрипции устного слова. Как важный социальный и культурный феномен, оно вызывает глубокие изменения в

408

поведении, формах коммуникации и способах мышления. Язык и письменность лежат в основе процесса передачи предшествующими поколениями накопленного филогенетического опыта, обеспечивающего индивиду в онтогенезе адаптацию к условиям постоянно изменяющейся этносоциокультурной среды на генетической основе. Индивид, усваивая письменную речь, адаптирует в целях индивидуального применения психологическую технику, содержащуюся в этнокультуре, «вращивает» этнокультурные формы поведения. Решение многих современных проблем сохранения и развития родных языков связано с орфографией, кодификацией норм литературного языка, который вместе с различными диалектами составляет сам язык. Традиционная письменность как неотделимая ценностная доминанта этнокультуры нуждается в широком применении. Языковая жизнь этноса формируется, сохраняется и развивается благодаря национальной письменности и образовательной системе, обучающей на родном языке.

Особая роль отводится этнокультурной двуязычной школе, которая из объекта унифицированной культурной и языковой политики превращается в активную движущую силу этносоцио-культурного развития, в которой ученики — представители национальных меньшинств — наряду с родным также обучаются на государственном нормированном языке. Главной целью обучения становится нравственное развитие и саморазвитие индивида, воспитание в нем чувства ответственности за будущее сообщества. В основе функционирования такой школы лежит принцип взаимодействия двух культур и двух языков. Она способна к формированию умений взаимопонимания, интеграции, к выработке эталонов взаимодействия между людьми как представителями разных этнокультурных ментальностей, конфессий, мировоззрений.

Двуязычная этнокультурная школа способствует осознанию единства и полифаничности картины мира. В процессе двуязычного обучения встает проблема формирования культуры, специфическим воплощением которой является язык обучения. Обучение культуре — задача более сложная, чем обучение умению говорить на языке. Основная задача этнокультурного образования — воспроизводство двух культур, неизбежно вступающих во взаимодействие.

Двуязычие в образовании — это взаимодействие двух культур как двух специфических ментальных программ. Параллельное

409

бытование и взаимообогащение языков (общегосударственного и родного) является важнейшим инструментом сохранения народов. В двуязычном обучении необходимо целенаправленное создание двух взаимодействующих культурных контекстов, ведущих к осознанному билингвизму, или бикультурализму, в результате которого формируется необходимая межкультурная компетенция. В процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия в рамках образовательной системы возникает возможность использования второго языка не только для общего развития, но и для развития родного языка ребенка.

Межкультурное двуязычное образование имеет своей целью подготовить учащихся-билингвов, способных общаться на родном и основном языках, и одновременно дать им возможность идентифицировать себя со своей этнокультурой, познакомиться с другими культурами, знание которых помогло бы обогатить собственную культуру, внушить гордость за свою культуру и содействовать ее развитию. Приоритетная цель двуязычной школы, функционирующей в условиях взаимодействия двух культур, — формирование культуры взаимопонимания и взаимодействия с другим человеком как представителем иной этнокультурной общности, конфессиональной принадлежности, другой системы взглядов и установок, воспроизводство целостной культуры общества в единстве ее этнической и общечеловеческих форм развития, формирование личности как носителя этнических и общечеловеческих ценностей.

Воспроизводство этнокультуры — это путь вхождения в мир общечеловеческих ценностей. Изучение вербальных языков как универсальных средств воспроизводства культуры и развития личности принадлежит к числу ведущих аспектов образования в двуязычной школе, где центральным звеном является обучение родному языку. Целесообразно изучение родной культуры на родном языке. Происходит обучение культуре речи и письма на родном языке на основе этнокультурной традиции. Развитие языков национальных меньшинств возможно только в системе целостного, непрерывного этнокультурного двуязычного образования от дошкольного до окончания высшего с созданием организационных условий для использования языка обучения в общей средней и профессиональной школе. Нормой должен стать билингвизм как средство преодоления культурной изоляции, развития языкового мышления и общего интеллектуального уровня детей.

410

Все этнокультурные системы образования, решая свои внутренние задачи, строят общее культурное поле как мультикультурное, пересекающееся с такими же другими и умножающее свои разнообразные влияния, выражающее этносоциокультурные цели современного образования. Мультикультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия этнокультурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу молодому поколению этого наследия; стремится дать равные возможности получения образования представителям всех расовых, этнических и социальных групп путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала их этносоциокультурнообразовательные интересы и предусматривала адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества культур; взаимодействие людей — носителей различных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от образовательно-культурной монополии одного этноса; взращивает дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных этносов. Культура коренного населения — отправная точка и основной стержень образовательной деятельности. Только глубоко познав себя, можно понять общечеловеческие цели и ценности, и только национальное чувство делает индивида способным постичь всеобщее.

Мультикультурное образование дает возможность реализации педагогического потенциала, заложенного в каждой этно-культуре. Главные цели мультикультурного образования — удовлетворение образовательных запросов представителей национальных меньшинств и формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в полиэтническом, поликультурном обществе. Развитие мультикультурного образования предполагает развитие этнокультурно-коннотированных образовательных систем.

Системы образования национальных регионов России, вырабатывая сначала национально-региональный компонент, затем национально-региональную систему образования, в начале XXI в. вышли на уровень становления этнокультурно-коннотированных личностно ориентированных систем образования, активно использующих родной язык как средство обучения и воспитания и этнокультурную традицию, органически интегрированную

411

в мировую культуру. Этнокультурно-коннотированное образование не просто указывает на этническую культуру, но и несет обозначение ее отличительных свойств; его основу составляет система формирования этнического менталитета на основе изучения этнокультуры. Средством обучения и развития является родной язык, а целью — передача базового содержания образования и этнокультуры, создающих условия для развития личности ребенка, становления этнокультурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения.

Проведенное исследование относится к числу наиболее актуальных проблем образования. Согласно новой образовательной парадигме образование строится как деятельность, этнокультурно-детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления.

412

<< | >>
Источник: Панькин А. Б.. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. 2001

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -