<<
>>

ПЕРВЫЕ ШАГИ

1

От греч. syllaba — слог.

2

Эсхил. Прометей прикованный. 460—461 (пер. С. Апта).

3

Кадм также считается мифическим основателем Фив, предком

Эдипа.

4

Геродот, V, 58-59 (пер.

ГА. Стратановского). 2

Здесь: «приблизительно» (т.).

В нем, в частности, проводилось различие между кратким и долгим о (обозначавшимися соответственно через омикрон и омегу) и между кратким и долгим е (обозначавшимися через эпсилон и эту). 7

Мы не беремся рассуждать о запутанных и до настоящего времени не решенных проблемах, связанных с личностью и творчеством Гомера. Предельно упрощая, можно выделить следующие дискуссионные вопросы: 1) Были ли гомеровские поэмы сложены устно или сразу же записаны? 2) Существовал ли Гомер? 3) Если да, то был ли это один поэт или два (один — автор «Илиады», второй, живший позже, — автор «Одиссеи»)? 4) Что представляла собой цивилизация, описанная в ш- эмах Гомера? На сей счет ясно одно: эта цивилизация, вопреки распро страненному долгое время мнению, не была микенской. 5) В какой мере гомеровские поэмы можно считать историческими источниками? Проблемам, связанным с «Илиадой» и «Одиссеей», посвящено множество прекрасных обобщающих работ. Отметим прежде всего: Finley M.I. The World of Ulysses. — L., 1954; Kirk G. The Songs of Homer. — Cambridge, 1962 (оба автора отстаивают теорию полностью устного творчества и относят существование мира Улисса к «темным векам», X—IX вв. до н.э.); книга: Moss? С. La Gr?ce archa?que d'Hom?re ? Eschyle. - Paris, 1978, резюмирует ведущиеся споры. 8

«Одиссея», VIII, 43 слл. (пер. ВА. Жуковского).

9

Parry Milman, L'?pith?te traditionnelle dans Hom?re (1928)

“ Гесиод, «Теогония», 100 — 101.

Гесиод, «Трудыидни», 650 сл. 12

«Илиада», XXII, 304-305. 13

Возможно, повествований нескольких авторов. 14

«Илиада», III, 79-85. 15

«Илиада», I, 233 слл. 16

Frontisi-Ducroux F.

La cithare d'Achille. P. 36.

Двойственное число относится к Гере и Афине, поскольку Афину к Ахиллу отправила Гера.

10

«Илиада», I, 216-218.

19Ibid., IV, 55-56. 20

Ibid., VI, 123-210. 21

Ibid.,VI,226-231. 22

Ibid., I, 248-249. 23

Ibid., III, 216-224.

24

Ruz? F. La fonction de d?lib?ration dans le monde des cit?s grecques: de Nestor ? Socrate. P. 40.

28 ЗаисключениемХ1Хпесни «Илиады», где раненый Агамемнон говорит прямо с места, не выходя на середину. 26

Ср., например: D?tienne М. Les ma?tres de v?rit? dans la Gr?ce archa?que. P. 84 sq.; Ruz? F. Op. cit. P. 56.

? Ruz? F Op. cit. P. 63.

29

Ibid., И, 265-269. 29

Ibid., II, 142-151. 30

Ibid., II, 271-275.

32

«Одиссея», II, 239 слл. 31

Ibid., XVI, 375 слл.

Moss? С. La Gr?ce archa?que d'Hom?re ? Eschyle. P. 72.

” «Одиссея», I, 117-121. *

«Одиссея», III, 31-35.

37Ibid., IX, 174-176. 38

Ibid., VII, 15-17. 39

Ibid., VII, 31-33. 40

Ibid., IX, 39 слл. 41

Ibid., VIII, 186 слл. 42

Ibid., III, 464 слл.

43

Ibid., IV, 52 слл. (здесь, как и в некоторых других случаях, перевод В.А. Жуковского не полностью отражает содержание оригинала: в частности, в русском переводе нет упоминания о вестнике, наливающем вино. - Прим. пер.). Мы имеем дело со стихотворными формулами, неоднократно употребляющимися в «Одиссее». 43

Ibid., IV, 61. 44

Ibid., IX, 272 слл.

46

Ibid., I, 165-166 (здесь содержание строк в оригинале и в переводе Жуковского не вполне совпадает - в греческом тексте это строки 169-170. -Прим. пер.). 45

Ibid., IV, 26-28.

48

Ibid., V, 77-80 (в оригинале - 75 слл. - Прим. пер.). 46

Ibid., III, 345-355. 47

Ibid., IV, 588. 48

Ibid.,XV, 200-201. 49

Ibid., IX, 229-230. 50

Ibid., IX, 266 слл. 51

Ibid., IV, 125 сл. 52

Ibid., IV, 587 слл. 53

Ibid., I, 170 слл. 54 Finley M.I The World of Ulysses. P. 00. 55

«Илиада», IX, 122 слл.

59 3

ДемНёфсчп. III, 139- 14Шротив Аристогитона», I, 56

Архэ — «власть» (греч.) 57

Логос — «речь» (греч.)

02

VemantJ.-P. Les origines de la pens?e grecque. P. 45.

“ Солон, фрагмент 36 Wesl, стихи 18-20 (рус. пер. Вяч. Иванова). 8

Ср.Г Полнсное^щейтвенное зда^^е, где поддашеддеатся свящедрый

огонь и столовались почетные гости полиса и лица, находившиеся на государственном обеспечении. 65

Гортина — город на о. Крит. 66

Известно также по меньшей мере три шумерских и аккадских свода законов, составленных раньше кодекса Хаммурапи и явно повлиявших на него.

D?tienne М. «L'espace de la publicit?» - Les savoirs de l'?criture en Gr?ce ancienne. P. 46.

“ Пер. I5.A. Якобсона.

m Плутарх, «Солон», XXV (пер. С. Соболевского).

Ср .: Ruz?F. «Aux d?buts de l'?criture politique: le pouvoir de l'?crit dans les cit?s». — Les savoirs de l'?criture en Gr?ce ancienne. P. 82—94. Автор анализирует, в частности, случай писца Спенсифия на Крите ок. 500 г. до н.э.

<< | >>
Источник: Куле К.. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия- / Пер. с франц. СВ. Кулланды. — Новое литературное обозрение,— 256 с, ил.. 2004

Еще по теме ПЕРВЫЕ ШАГИ:

  1. ПЕРВЫЕ ШАГИ
  2. 2. Первые шаги
  3. В Правительстве: первые шаги
  4. ГЛАВА 2 С ЧЕГО И КАК НАЧИНАТЬ. ПЕРВЫЕ, НО НЕ РОБКИЕ ШАГИ
  5. §6 (62). Первые шаги критической философии
  6. Первые шаги нового императора
  7. ПЕРВЫЕ ШАГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ
  8. Первые шаги человека в освоении планеты.
  9. 1.4. Первые шаги к коучингу: рождение понимающей психологии
  10. ГЛАВА ПЕРВАЯ ПЕРВЫЕ ШАГИ ПРИМЕНЕНИЯ МАШИН В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  11.    Первые шаги на стезе образования
  12. I. ПЕРВЫЕ ЛУЧИ
  13. Первые цехи.
  14. Первые результат
  15. § 40 Первые десятилетия XX в.
  16. Первые «документы»