<<
>>

1.1.1 Медиа и «ценности»: теория вопроса

Потребность в дискурсе о журналистике как ценностной основе для общества, осознающего необходимость в публичной рефлексии смыслов своего прошлого, настоящего и будущего, существовала давно.

Она возникла с завершением перестройки, создавшей пространство для формирования новой медиасреды, заполнявшейся на протяжении более чем двух десятилетий разнообразными СМИ.[51] Сегодня пришло время напрямую заняться изучением аксиологической функции СМИ, поскольку на рубеже XX и XXI столетий они без преувеличения стали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общения личности с историческим, духовным и материальным опытом наций, поколений, государств, причем принесли колоссальное увеличение и расширение границ информации по сравнению с традиционными формами межкультурных контактов.[52] [53]

С точки зрения медиапсихологии, становится очевидным, что взаимосвязь между ценностями общества и СМИ не является однозначной и линейной. С одной стороны, ценности общества спонтанно «обнаруживают» себя в массовой коммуникации как общественные тренды, детерминирующие социальную динамику. И в этом смысле массовая коммуникация может рассматриваться как самый достоверный скрининг общественных потребностей, достигающих уровня ценностей. То есть если общество не придерживается пуританской морали, это отразится и в СМИ. Если определенные религиозные ценности доминируют в обществе, в масс-медиа они также будут преобладать.[54] С другой стороны, различные СМИ, пытаясь целенаправленно воздействовать на социальную динамику, оказывают «возмущающее» влияние на процессы самоорганизации и самостановления общества, затрудняя, искажая или задерживая их реализацию.[55] При этом существуют и другие отрицательные моменты. Например, угроза подмены подлинных социальных и духовных ценностей синтетическими, полностью зависящими от мировоззренческих установок создателей теле- и радиопрограмм, авторов публикаций в прессе, от чего предостерегает в своей концепции «мозаичной культуры» А.

Моль, предполагающий существование на одном культурном полюсе «рядовых членов массового общества», потребляющих массовую культуру и синтетические ценности, а на другом - сосредоточение «аристократии духа», потребляющей элитарную культуру и истинные ценности.[56]

Таким образом, медиатекст, имманентно нацеленный на аксиологическую репрезентацию, является уникальной лабораторией по синтезу и трансляции ценностей. В результате журналистика предстает как социальный и политический

институт, формирующий аксиологию потребителя. Поэтому целесообразно говорить о своевременности изучения аксиологической функции СМИ в контексте современных философских и социологических исследований. Однако для этого необходима специальная методология, гарантирующая эффективный метод аксиологических исследований СМИ. Серьезный шаг в этом направлении был сделан факультетом журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, где сформировалось и продолжает разрабатываться отдельное направление изучения СМИ как аксиология журналистики . Это научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации аудитории СМИ.[57] [58] [59] И хотя, по убеждению авторов, до полноценного становления новой дисциплины еще долгий путь: еще нет собственного инструментария, а в исследованиях журналистики и массмедиа в целом еще гораздо продуктивней пользоваться уже испытанными методами, инструментами и путями решения научных проблем, которые сложились к настоящему времени в «большой» аксиологии и аксиологии культуры. Тем не менее, разработка аксиологии журналистики актуальна - вне зависимости от того, выступает ли она частью обращенного к журналистской практике философского знания или вполне автономной областью теоретического анализа журналистики.[60]

<< | >>
Источник: САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа). 2015

Еще по теме 1.1.1 Медиа и «ценности»: теория вопроса:

  1. 8.11. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  2. Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения. Пути противостояния
  3. §3. Существование в теориях и в текстах
  4. К ВОПРОСУ О РАЦИОНАЛЬНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ А. ДЖ. ТОЙНБИ А.Н. Чёрная
  5. ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  6. ГЛАВА 5. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ. СМИ В РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ПАСТЫРЕЙ
  7. О. Г. Федорова кандидат юридических наук, докторант БЕДНОСТЬ В РОССИИ В 90-е гг.: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ (Теория вопроса)
  8. СКАНДИНАВИЯ И ГИПОТЕЗА ГЕРМАНИСТОВ
  9. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И НЕОБХОДИМЫЕ ГИПОТЕЗЫ
  10. Г лаваХ1У ТЕОРИЯ ИГРЫ
  11. НЕ «КАМАСУТРОЙ» ЕДИНОЙ...
  12. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
  13. Основные направления теоретической разработки проблемы ценности
  14. А.М. Белякова О              предмете и методе исследования в связи с развитием экономической теории
  15. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ: теория вопроса
  16. 1.3. Сущность подготовки будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиа- образовательных технологий
  17. Идеалистические (универсалистские) теории вождизма
  18. Глава 2 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА