<<
>>

1.2.1 Морально-нравственные ориентиры советского общества

С падением самодержавия относительно стабильная система ценностей русского народа претерпела значительные изменения. С введением коммунистической идеологии ее религиозная основа была «выбита» из общей структуры ценностей.

Оставшиеся ценностные ориентиры трансформировались, приобретая идеологическую окраску. Так, в советском государстве начинает формироваться так называемая коммунистическая мораль , которая отражала интересы рабочего класса и всех трудящихся, борющихся против угнетения и эксплуатации. Поэтому с этой точки зрения новая мораль стала классовой, но в то же время осталась по большей части традиционной, общечеловеческой, поскольку ее фундаментальные истины (коллективизм, гуманизм, труд), представляли собой ту ценностную основу, которая могла сплотить, объединить людей в единой

79

ассоциации.

Отличительной чертой советского сознания были явно или неявно выраженный миф о государстве - собственнике всех материальных ценностей, всех продуктов прошлого, настоящего и будущего труда своих подданных, о государстве, которое «одаряет» их этими благами в соответствии с заслугами перед ним, а также принципами социальной справедливости и равенства. Поэтому центральной советской ценностью, под которую подстраивались и в соответствии с которой видоизменялись все остальные ценности, было «Государство», дающее свет и тепло, жизнь и благоденствие (при этом «государство» было важной ценностью и до революции 1917 г. Только в тех условиях оно ассоциировалось с монархической формой правления и персонифицировалось с личностью монарха).

В соответствии с ключевой ценностью советского периода понимались и многие другие важные категории, приобретавшие специфически советскую окраску. Так, «социальная справедливость» означала распределение благ государством в соответствии с заслугами перед ним и занимаемой позицией в [78] [79] иерархии государственных постов, чинов и профессий.

«Равенство» выражало не столько равенство всех перед законом (в этом отношении были равные и «еще более равные») или равенство возможностей, как оно понимается в странах Запада, сколько равенство, обеспечиваемое государством при распределении материальных благ и при исполнении обязанностей перед ним - опять-таки с учетом занимаемого положения в советской иерархии. «Порядок» - очень важная ценность для советского сознания - означал прежде всего порядок во всем государстве, устойчивую систему власти, имеющей силу и авторитет, и в гораздо

меньшей степени воспринимался как порядок в делах отдельного человека или

80

малой группы людей.

Эти общественные ценности, наряду с личностными установками советского человека зафиксированы в 12 пунктах «Морального кодекса строителя коммунизма», своде научно обоснованных принципов коммунистической морали. Сформулирован он был в 1961 году, на 22-м съезде КПСС. Ценностные ориентиры были четко представлены и преподнесены обществу идеологами партии:

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. [80]

9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.[81] [82] «Преданность делу коммунизма», «каждый за всех, все за одного», «от каждого

по способностям - каждому по потребностям» - можно рассматривать как ключевые тезисы для понимания коммунистической морали.

Менталитет советского общества содержал в себе основные общерусские нравственные черты, но изменились их определения и формулировки: «соборность» стала созвучна «коллективизму», «гуманные отношения между людьми» пришли на смену «сопереживанию».

Таким образом, для нравственности этого времени характерны последовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что развитие каждого является условием развития всех. Этот период привел к образованию

менталитета «советского человека», по выражению Л.Н. Пушкарева,

82

«сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях» , поскольку все вместе и каждый в отдельности «строитель коммунизма» должен был стать ревностным, активным борцом, «подпоркой» в идеологической платформе политической системы.

<< | >>
Источник: САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа). 2015

Еще по теме 1.2.1 Морально-нравственные ориентиры советского общества:

  1. ГЛАВА6.Морально-нравственный аспект мира политического
  2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА Можейко П.П.
  3. Ю. В. Никулина ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
  4. М. Е. Минова НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  5. ГЛАВА 3 СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО в КОНЦЕ 20-х - 30-е гг.
  6. I. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО в ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
  7. 7.5. Политическая система советского общества в 1930-е гг. Сталинская модель социализма: теория и практика.
  8. 9.2. Советское общество после смерти И. В. Сталина. Реформы Н. С. Хрущёва, их противоречия и результаты.
  9. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В ПЯТИКНИЖИИ: философско-нравственные ориентиры
  10. ТЕМА 23. ПОИСК ПУТЕЙ ОБНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 50-х — НАЧАЛЕ 60-х ГОДОВ
  11. ТЕМА 24. Советское общество в условиях нарастания кризиса (середина 60-х — первая половина 80-х годов)
  12. моральные воззрения на рыночное общество
  13. Формационные общности советского общества
  14. Нравственная сущность служения обществу и государству
  15. Нравственные традиции  советской милиции
  16. ТЕМА 4. Советское общество от 1917 г. до начала 50-х годов: формирование и утверждение «казарменного социализма»
  17. 4.3. Советское общество в 30-е гг.
  18. Разрушение социалистической идеологии и культуры и проникновение в советское общество буржуазной идеологии и культуры
  19. 2.1. Поиск духовно-нравственных ориентиров в литературе Серебряного века