1.2.1 Традиционные аксиоустановки русского народа
Как известно, ценности любого общества традиционно связаны с его ментальностью - глубинным пластом общественного сознания, совокупностью коллективных представлений, содержащихся в сознании ценностей, моделей поведения и стереотипных реакций, характерных для общества в целом.[61] Применительно к России, «инкубационный период формирования национального характера, - как утверждает известный исследователь российской ментальности М.М.
Решетников, - завершается к началу XIX в. XIX век - фаза устойчивого развития и обогащения, начало XX - высшая, завершающая фаза формирования российской ментальности».[62]К этому времени сформировались характерные для российского общества национальные черты и ценностные ориентиры, впоследствии сгруппированные современными учеными в 12 аксиологических блоков: 1) труд, 2) душа
(духовность), 3) соборность, 4) нематериальные ценности, 5) любовь (семья, дети), 6) инновационность, 7) альтруизм, 8) терпимость, 9) ценность человеческой жизни, 10) сопереживание, 11) креативность, 12) стремление к совершенству. При этом исследователи сходятся во мнении, что перечисленные базовые для Российского государства ценности имеют универсальный для всего человечества характер.[63]
Рассмотрим ключевые ценности более подробно. Идеология труда на Руси носит устойчивый характер нестяжательства, преобладания духовнонравственных мотивов над материальными интересами. Для России работа - порыв души, творческое вдохновение, которые не укладываются в строгий график рабочего дня, это попытка изменить себя и мир вокруг, это сама жизнь, к которой нельзя относиться равнодушно (данную тенденцию российского менталитета использовало советское правительство, пропагандирующее почти бесплатный труд ради красивой идеи).[64] Исследователи Российской цивилизации В.А. Тонких и Ю.Л. Ярецкий подчеркивают, что именно моральные формы понуждения к труду качественно значимы для нашей ментальности.
Человек, живущий в бескрайней, богатой и непредсказуемой России, по своей природе трудоголик. Не случайно в жизни русских работа занимает 62%, в судьбе европейца - 46% [65].Не меньшее значение в аксиологической модели российской ментальности занимает и духовная составляющая. Так, по мнению доктора филологических наук И.В. Ерофеевой, питающим источником и мощным фундаментом российского менталитета, вследствие его многовековой истории религиозного развития, стали русский язык и православие.[66] Видимо поэтому известный философ Н.О. Лосский[67] называет чувство религиозности объединяющей чертой русских. Проявлялось оно в преданности, сочувствии русского человека, стремлении к добру и соборности. Последнее, в свою очередь, долгое время официально считалось одним из главных духовных условий национального единства и создания мощной Российской державы. В декабре 1999 г. В.В. Путин, предлагая модель новой матрицы сознания россиян, попытался изложить семантику соборности с помощью категории «Социальная солидарность». Правда, в нормативно-правовые документы данная модель так и не вошла.
Идея соборности получила свое выражение главным образом в трудах Д.А. Хомякова. По его мнению, это целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Соборность предполагает свободное единение людей и мира, не отвергая тем самым самоценность и самобытность составляющих это единство субъектов. Слово «соборность» непередаваемо на иностранных языках, причем дело не в грамматической трудности, а в том, что протестантская и особенно католическая мысль склонны противопоставлять индивида, человека и некий церковный авторитет. В рамках соборного объединения подобное противопоставление исключено. По утверждению Н.Ф. Федорова, российское единство «не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие личностей скрепляет единство».[68] Акцент делается не на подчинении, а на собирании, уважении и любви друг к другу.[69] [70] Отсюда и следующий нравственный закон и ценностный ориентир - добротолюбие, который по замечанию О. Рассмотрение ценностной системы русского народа было бы неполным, если не обратиться к национальному языку и литературе как выразителям российской ментальности. В лучших произведениях отечественной словесности мы, в частности, находим следующий аксиологический концепт - патриотизм. «Патриотические мотивы, - отмечает один из исследователей зарождения идеи отчизнолюбия в России М.М. Кром, - словно рассеяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества, они не обобщены, не собраны в понятие. Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов». Патриотическая идея пронизывает, например, «Повесть временных лет» - древнейший памятник русской литературы, дающий представление о зарождении и развитии общественно-политической мысли Киевской Руси. Автор летописи, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, с любовью говорит о родной земле, прославляет борцов за ее единство, осуждает междоусобицы, играющие на руку врагам. «Зачем, - говорится в летописи, - губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю». Яркое представление о патриотизме русского народа, о его гордости за свою страну иллюстрирует и «Слово о полку Игореве». Главная идея произведения - единство Руси, служение общенациональным интересам.[74] [75] [76] Причем исключительно идея защиты, а не захвата чужих земель была одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности. Таким образом, положительные национальные черты и вместе с ними созидательная ценостная система русского народа формировалась на протяжении всей отечественной истории. Но несмотря на то, что рассмотренные аксиологические константы представляют собой достаточно устойчивые универсальные для российского общества и всего человечества категории, их состав и иерархия может меняться в зависимости от внешних факторов - геополитической обстановки, общественного настроения и др. Что и демонстрирует XX и XXI вв., рассмотренные в следующих параграфах.
Еще по теме 1.2.1 Традиционные аксиоустановки русского народа:
- РУССКИЙ НАРОД И СОЦИАЛИЗМ
- Русский народ и социализм
- Глава V Учение о миссии России и славянства. Самобытный тип культуры. Критика национализма. Византизм. Неверие в русский народ. Предсказания о русской революции
- ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Вонсович Л.В.
- РУССКИЙ ЯЗЫК - ФАКТОР ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ Ксенофонтов В.В.
- Евразийский «проект»
- Тема 2.Политическая раздробленность Древней Руси. Борьба русского народа за независимость (ХII– первая половина ХIУ века)
- 3. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII веке.
- § 5. Тема «вырождения» русского народа
- Глава 34 ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ И РУССКОГО НАРОДА: ПРОЕКТ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМА
- Глава 36 ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ И РУССКОГО НАРОДА: ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
- БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМ НАШЕСТВИЕМ
- Н.А.КОЧНЕВА. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН., 2000
- ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ ДЕЯТЕЛЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ Николай Иванович Илъминский
- Современные проблемы содержания образования
- § 45. ВОПРОС О НАЧАЛЕ ПИСЬМЕННОСТИ У РУССКОГО НАРОДА
- ГЛАВА 3 ФОЛЬКЛОР В РЕКЛАМЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ ЧЕРТ РУССКОГО НАРОДА
- Организация территорий традиционного природопользования коренных народов Севера по результатам социологических исследований.