<<
>>

1.2.1 Ценностные ориентиры современного российского общества

В начале 1980-х гг. Советский Союз столкнулся с целой группой кризисов: кризисом сверхдержавы, выразившимся в отставании СССР в гонке вооружений и безвыходным положением в Афганистане; кризисом государственного социализма и авторитарной политической системы; кризисом сельского хозяйства и др.

На этом фоне в 1985 году М.С. Горбачевым и его ближайшим окружением инициируется реформа преобразования тоталитарной системы в СССР. Но вопреки ожиданиям, период политических преобразований (1985-1991 гг.), получивший название «перестройка», завершился лишь обострением кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.

В подобные переходные, а в данном случае кризисный период истории, происходит деформация существующей системы ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Связано это с тем, что старые устои и ориентиры становятся не актуальными, а новые не успевают сформироваться и утвердиться в обществе.

Чтобы проследить динамику изменения ценностных ориентиров россиян, рассмотрим социологическое исследование, проведенное в 1990 году, в разгар преобразований. В переходный период развития страны доминирующими в ценностном сознании граждан того времени стали три ценности государственного и нравственного толка: законность, общение, семья. В 1990 г. их одобряли 61-

о л

65% населения (см. табл.).

Ценности россиян в 1990 г. ^ (в %)
Ценности Ранги Июль 1990
Законность 1 65,3
Общение 2 65,1
Семья 3 61,0
Работа 4 50,0
Нравственность 5 48,4
Свобода 6 46,1
Жизнь индивида 7 45,8
Самопожертвование 8 44,0
Традиционность 9 41,0
Независимость 10 40,0
Инициативность 11 36,2
Вольность 12 23,3
Благополучие 13 23,0
Авторитетность 14 18,0

83 Перестройка [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=661013 (дата обращении: 13.04.2014).

84 Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: «Эдиториал УРСС», 1996. С. 68.

Приоритет маркера «законность» объясняется распространением в 1990-х гг. таких идеологем как «Можно все, что не запрещено законом», «Надо жить по закону, а не по совести» и др. По существу россиянам предлагалось решить вечную нравственную дилемму: «По совести или по закону?». Выбор в это время делается в пользу последнего, а совесть как главный внутренний этический регулятор отходит на второй план.

Несовременным стал не только данный регулятор, но и целый ряд традиционных и советских постулатов - дух коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине, уважение к культурным и народным традициям. Вместо этого, не без помощи западных политиков, в России началась инфильтрация индивидуалистической идеологии «рыночника», причем не только в сферу экономики, но и в культурную, общественную и нравственную плоскости. На этической арене появился дух индивидуализма, а с ним - дух конкуренции и соперничества, погоня за прибылью и личной выгодой любой ценой, безразличное отношение к людям. Все чаще вместо человеческого сочувствия в ответ можно было услышать фразу: «Это твои проблемы!».

Осознавая нравственное падение нового общества, в ответ на западное влияние в России сформировался запрос на обновленную, либо абсолютно новую «национальную идею». Так, первый Президент РФ Б.Н. Ельцин поручает правительству составить за полгода проект национальной идеи. Однако затея провалилась, поскольку никакими национальными идеями, спущенными сверху, россияне не намерены были руководствоваться. Как следствие, отсутствие объединяющих народные массы этических норм и ценностей повлекло за собой очередные изменения в духовно-нравственном состоянии общества, которые носили, по большей части, деструктивный характер. Неудивительно, что это время сохранилось в народной памяти под словосочетанием «лихие 90-е»: в этот период резко возросла преступность, широко распространились, особенно среди [83] молодежи и подростков, низшие человеческие пороки (сквернословие, курение, пьянство, наркомания, проституция) и т.д.

Усугубили ситуацию и средства массовой информации. Сосредоточение их в руках медиа-магнатов, повлекло за собой изменение их программной политики. Не востребованным оказался познавательный и культурный компонент эфира, исчезли патриотические киноленты. На смену пришла выгодная коммерческая реклама и криминальные фильмы-боевики, в которых прославлялся культ силы и наживы, эгоизма и нравственной распущенности.[84] [85] Постепенно большую часть эфира заняли передачи развлекательные, с ориентацией на прагматизм, легкую наживу. Также активно эксплуатировались человеческие слабости и пороки, биологические инстинкты - потребности так называемого «массового» человека - сексуальные, гедонистические. На это стали ориентироваться и периодические печатные издания, книжная продукция, радиовещание и Интернет, постепенно завоевывающий все больше медиааудитории.

На этом аксиологическая обстановка не стабилизируется. К 1997 г., также как и в начале 90-х, вновь наблюдаются изменения в отношении концепта «спокойная совесть». Число людей, которые власть стали ценить выше сохранения спокойной совести, возросло к 1997 г. в три раза (с 6,0% до 18,0%). В период грядущего экономического кризиса отчетливо стали проявляться качественные сдвиги в размывании и других устойчивых для России ценностных систем. Традиционные ментальные приоритеты также начали вытесняться ценностями сугубо материального, прагматического характера. Так, если в первые годы реформ почти половина россиян отдавали приоритет ценности свободы над ценностью материального благополучия, то с 1996 г. более половины населения страны стало оценивать материальное благосостояние значительно выше ценности свободы. Аналогичным образом поменялись местами ценность интересной работы с ценностью высокой зарплаты. Как следствие, переход к рыночной экономике стал

87

ощущаться как утрата всех и всяческих идеалов.

Как можно видеть, период перестройки и последующие годы реформ стали переломным этапом в жизни россиян.

Политическая и экономическая нестабильность вносила свои изменения и в духовно-нравственную сферу общества. В иерархии ценностных ориентаций традиционные, а также советские идеалы уступили место чуждым, ранее не свойственным русскому сознанию материальным эгоцентристским установкам.

Особенно это заметно при рассмотрении ценностных приоритетов молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. В 2001 г. экспертами Института комплексных социальных исследований РАН, психологического института РАО и сотрудниками «Регион-Информ» (Москва) было выявлено, что люди данной возрастной категории отметили особую значимость для себя таких ценностей, как «дружба», «известность», «любовь», «могущество», «независимость», «образование», «профессионализм», «развитие», «свобода», «смысл жизни», «сотрудничество», «удовольствие» и «успех». Аналогичная картина наблюдается в возрастной группе от 25 до 34 лет. Здесь зафиксированы практически те же ценности - за исключением «могущества», «образование», «свобода», «смысл жизни», «сотрудничество», но с добавлением ценности «стабильность». Не исключено, что это связано с изменением самоощущения людей в этом возрасте, чья потребность в достижении указанных пяти ценностей во многом уже, видимо, удовлетворена. Иные ценностные предпочтения выделяли в это время люди 35-44 лет. В этой группе было выявлено всего два значимых положительных приоритета - в отношении ценностей «профессионализм» и «семья». Примечательно, что участники исследования не демонстрировали повышенного по сравнению с другими возрастами тяготения к абсолютному большинству ценностей. В группе 45-54 года картина меняется уже кардинальным образом. Здесь значимые приоритеты отмечены относительно ценностей «власть», «законность», «порядочность» и «труд». В группе 55-64 года ситуация снова меняется: значимые приоритеты зафиксированы применительно к традиционным ценностям русского народа: «вера», «внимание к людям», «милосердие», «надежда», «мир», «покой», «равенство», «Родина» и «справедливость».

И очень похожи на перечисленные те ценности, которые выделяются группой лиц в возрасте старше 65 лет. Это «внимание к людям», «милосердие», «мир», «покой», «Родина» и «справедливость». Так, очевидно, что молодые люди сильнее других возрастных групп тяготеют к ценностям, связанным с активностью личности и развитием межличностных отношений, люди среднего возраста стремятся к стабильности, а пожилые - к защите.[86] Тот факт, что люди разных временных этапов руководствуются порой противоположными ценностями, подтверждает и разработанная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом так называемая Теория поколений, утверждающая, что именно цен­ности и их сходство формируют и определяют поколение.[87] Так, поколение Х (1963 - 1984 г. р.) характеризует готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.[88] На сегодняшний день, именно в последние буквально несколько лет, социологи отмечают некоторые позитивные изменения ценностных установок в молодежной аудитории, особенно у тех молодых, взросление которых пришлось уже на начало более стабильных 2000-х. Это касается поколения Милениум или Y (1984 - 2000 г. р.). Для них характерны ориентация на престижную и высокооплачиваемую работу, на образование и самореализацию, большая ориентация на семейные ценности при несколько меньшем уровне запросов и амбиций. Если для поколения Х ключевым понятием являются деньги и вещи, то для поколения Y - успех, но уже не любой ценой. Социологи успех называют поколенческой ценностью современной молодежи (90 % опрошенных).[89] Поколение Z (с 2000 г. р.) - это будет в полной мере «цифровое» поколение, представителям которого легче будет устанавливать контакт с компьютером, чем друг с другом. Они непоседливы, расторможены, гиперактивны. Какими они станут взрослыми, сейчас трудно сказать.[90]

Приоритет тех или иных ценностей нельзя оправдывать только лишь особенностями возраста.

Большое значение в этой связи приобретают навязываемые обществу стереотипы поведения, актуализированные и сегодня:

1) «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

2) «саморазвивайся, учись, становись умнее - тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»; 3) «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; 4) «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность» ; 5) «Бери от жизни всё!» - призыв современного мира. «Ты должен это попробовать!» - крик современной рекламы. Как следствие, в перечне ценностей свои позиции прочно заняли такие концепты как «удовольствие», «успех», «могущество». Такой прагматичный подход, акцентирование внимания на собственном «я», следование идеологии потребителя стали причиной нового морально-психологического кризиса нации, о котором все чаще сегодня говорят исследователи и видные общественные и религиозные деятели. Игумен Иоанн (Экономцев), открывая IX Рождественские чтения в Государственном Кремлевском дворце, высказал следующую мысль: «... идеалы общества потребления, человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещами завели человечество в тупик». Подтверждают это и показатели развития общества. За последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка в стране: обесценилась человеческая жизнь, неуклонно растет число убийств (в том числе заказных, садистских, бессмысленных), изнасилований, издевательств, хулиганства, воровства, взяточничества - и все это, как правило, остается безнаказанным (см. табл.). [91]

Индикаторы российского общества (2006 г.)[92]

Федеральная служба государственной статистики[93] регулярно предоставляет эмпирику по основным показателям развития общества. Вот лишь некоторые актуальные данные (см. табл.).

Показатель 2012 2013
смертность от убийств 13,300 12,400
изнасилование и покушение на изнасилование 4,500 4,200
взяточничество 9,800 11,500
зарегистрированные браки (на 1000 человек населения) 8,5 8,5
количество разводов (на 1000 человек населения) 4,5 4,7
дети, оставшиеся без попечения родителей в % по отношению к предыдущему году 98,4 78,7[94]

Стабильно высокие количественные показатели демонстрируют, что российское общество и сегодня продолжает находиться в болезненном состоянии. В основе деструктивных процессов - обилие нравственных суррогатов, таких как: алчность, жесткость, безответственность, стремление к безграничной свободе. Общественность, в том числе и представители научной сферы, обеспокоенная явным состоянием нравственной смуты, морального тупика, предлагает совместными усилиями искать пути решения данной проблемы. Так, по мнению авторитетного социолога В. Добренькова, российскому обществу помогут только сильная власть и четкие нравственные ориентиры, которыми будут руководствоваться все без исключения. Среди прочего, он отмечает: «Нам нужна, я бы сказал, идеология. То есть такая система нравственных ценностей, которая смогла бы дать некую единую идентичность нашей нации и при этом не обидеть те народы, которые живут с нами в одной стране».[95] [96] Солидарен с позицией исследователя профессор Московского государственного социального университета Н.И. Узиков: «Нравственность - главный позитивный и

единственный ограничительный признак идеологии, о которой должна идти речь, - идеологии, обеспечивающей добродетель и отвергающей зло -

98

бескомпромиссную конфликтность между людьми».

Интерес представляет и позиция ключевых фигур государственной власти, которые должны разработать и предложить обществу ту самую новую идеологию, четкий план регулирования аксиосферы. Разделяют ли они опасения россиян по поводу явного ценностно-нормативного хаоса? Д.А. Медведев, будучи президентом Российской Федерации, 10 сентября 2009 года публикует статью с воодушевляющим заголовком «Россия, вперед!», в которой излагает свое видение духовно-нравственной сферы жизни общества. Среди прочего, читаем: «...взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство - пороки, оскорбляющие наши традиции. От них следует избавляться самым решительным образом». Приоритет, в свою очередь, Дмитрий Медведев отдает «межнациональному и межконфессиональному миру, воинской доблести, верности долгу, гостеприимству и доброте, свойственным нашему народу» .[97] Нынешний глава государства В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года констатирует, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей - это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России».[98]

Выздоровление российского общества будет успешным только в том случае, если определить причины недуга. В чем же кроется этиология духовно­нравственной болезни социума? Исследователи склонны считать, что причины наблюдаемых ныне негативных тенденций следует искать в самой истории развития мирового сообщества. Так, среди причин современной нестабильности ценностных ориентаций россиян ученые выделяют следующие:

1) ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей (что воспринимается многими людьми как снижение взаимовыручки, рост эгоизма, подрыв семейных устоев и т.п.).

2) улучшение условий жизни снизило потребность во взаимопомощи. Например, 200 лет назад отказать в помощи родственникам или соседям нередко означало обречь их на полуголодное существование (а иногда и на голодную смерть). Сейчас отказ в помощи может иметь даже позитивный результат, заставляя человека действовать более энергично и отказываться от иждивенческой психологии.

3) снижение «альтруистического начала» по отношению к «ближним» позволило распространить альтруистические установки на «дальних». Многие исследователи (например, Ф. Фукуяма в книге «Доверие») отмечают, что чем крепче связи внутри малого коллектива тем, как правило, хуже отношение к «чужакам», другим членам большого общества. Современный человек в меньшей степени готов жертвовать собой ради благополучия родственников или соседей, но с гораздо большей готовностью платит налоги на социальную помощь людям, которых он никогда не видел.

4) прошлые эпохи были временем страдания: гораздо больше было физической боли, мук голода. За последние столетия срок жизни значительно увеличился, молодость длится намного дольше; благодаря достижениям медицины и фармакологии гораздо меньше стало физической боли.

5) развитие технологий привело к росту жестокости. Во времена средневековых завоеваний ассимиляция и уничтожение покоренных народов проходили достаточно долго не в силу высокой нравственности и сдержанности завоевателей, а лишь потому, что в их распоряжении не было современных технологий уничтожения.[99]

6) упразднение социальных институтов морального и нравственного контроля. В досоветское время - это Церковь, в советский период - партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль.[100]

Несомненно, обозначенные социокультурные факторы наряду с политической, экономической и социальной нестабильностью в стране, в значительной степени повлияли на изменение системы ценностей современного российского общества. Но изменения затронули не столько состав, сколько их иерархические соотношения в индивидуальном, групповом общественном сознании: одни ценности получили более высокий статус или ранг, другие стали менее значимыми. В настоящее время среди основных задач России можно назвать возрождение морально-нравственных устоев и православного самосознания как гаранта духовного обогащения нации. Для этого от государства требуется политические преобразования, налаживание церковно-государственных отношений, активная поддержка институтов брака и семьи, материнства и детства, молодых и многодетных семей, социальная защита трудящихся и малообеспеченных слоев населения, искоренение преступности во всех ее формах, государственная защита нравов и традиционных морально-духовных ценностей и идеалов, ускоренное развитие науки, образования, искусства и культуры, защита и улучшение экологии человека, среды и культуры, активная защита национальных святынь и символов и т.д. То есть необходимы такие созидательные проекты, которые будут инициированы государственной властью и обществом, и в дальнейшем максимально эффективно воплощены для обеспечения благополучной, духовно богатой и материально обеспеченной жизни всех слоев населения.

<< | >>
Источник: САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа). 2015

Еще по теме 1.2.1 Ценностные ориентиры современного российского общества:

  1. ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НОВОМ СЛОВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ) Ю.Н. Шаталова Белгородский государственный университет
  2. 39. Духовная жизнь российского общества в эпоху перемен
  3. § 3. Права человека — консолидирующий принцип! нравственной и правовой ориентации российского общества
  4. ОТКРЫТОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Каравкин В.И.
  5. ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Оришева О. Ф.
  6. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА Можейко П.П.
  7. Н. А. Овсянникова ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  8. ЭКСПОЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ГЕНЕЗИС В.В. Самсонов
  9. НРАВСТВЕННЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ТРАНЗИЦИИ: ИХ ГЕНЕРАТОРЫ И АННИГИЛЯТОРЫ С.Г. Новиков
  10. А. Л. Журавлев1, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с., 2009
  11. Часть 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  12. Духовно-нравственное становление детей 6-11 лет в современном российском обществе
  13. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА в современном российском обществе
  14. ДУХОВНО-ЫРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СЕМЬЯ-ДИТЯ-СОЦИУМ