<<
>>

2.1 Епархиальные СМИ Урала в историческом ракурсе

Первая четверть XVII века стала ключевым периодом в истории православного Урала и Сибири. Осознание особой значимости распространения православия среди коренных народов и исправления нравов первых русских поселенцев стало толчком к учреждению Сибирской епархии.

Кафедральным городом был избран Тобольск, который и по сей день является, наряду с Москвой и Санкт- Петербургом, духовно-образовательным центром России. Следует отметить, что по мере освоения обширной территории страны менялись и представления о границах Урала. Даже само понятие «Урал» очень медленно входило в сознание и быт россиян. В 30-х гг. XIX в. местности, которые сегодня входят в состав Уральского региона, традиционно относились к Сибири. Сибирскими городами, например, считали Екатеринбург, Оренбург, Тобольск (современные границы и характеристику Уральского Федерального округа см. прил).

Но не столько значимы территориальные разграничения, сколько вклад местных епархиальных управлений в развитие православной журналистики русской провинции. Активизация издательской деятельности на Урале пришлась на вторую треть - конец XIX века. В первом случае серьезный импульс развитию церковных средств массовой информации в России и, в частности, на Урале дали реформы 1860-х годов, а во втором, этому способствовал экономический подъем уральской промышленности.

История уральской официальной церковной периодики началась 10 мая 1867 г., когда в маленькую группу местной печати влилась новая газета - «Пермские епархиальные ведомости» (ПЕВ) - церковно-религиозное (духовное) издание. Это был новый тип прессы не только для Урала, но и для всей российской провинции. Он возник на волне демократического подъема, общественного воодушевления накануне и после крестьянской реформы.[145] ПЕВ представляли собой 40-страничное издание книжного формата (17x24,8 см). По существу это была брошюра.

По желанию подписчиков за небольшую дополнительную плату номера брошюровали и высылали читателям. Цели издания были сформулированы следующим образом: «а) знакомить читателей с общим состоянием епархии; б) сообщать о том, что делается в других епархиях;

в) главною же целию нашего издания будет - возбуждать, поддерживать и закреплять братскую духовную связь между местным епархиальным духовенством... и тем самым содействовать всякого рода улучшениям по Епархиям». При этом редакция надеялась, «что местные передовые деятели и руководители каждого церковного причта не откажутся быть ее корреспондентами и сотрудниками.». Ключевой ценностной концепцией данного епархиального издания стала «соборность» как особое духовное единство людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви.

Как и все издания такого типа, ПЕВ состояли из официального и неофициального отделов. С первых номеров в официальном отделе появились рубрики «Правительственные распоряжения», «Распоряжения епархиального начальства», «Епархиальные известия», «Разные известия». Под рубрикой «Правительственные распоряжения» публиковались манифесты, «высочайшие повеления», рескрипты Александра II, информация о «высочайших наградах» иерархов церкви, телеграммы министра внутренних дел и т.п.[146] Рубрики «Распоряжения местного епархиального начальства», «Епархиальные известия» целиком были посвящены темам местной церковной жизни.[147] Рубрика «Разные известия» появлялась то в официальном, то в неофициальном отделе, при этом состояла из перепечаток материалов, опубликованных в тульских, смоленских, казанских, нижегородских епархиальных ведомостях и других изданиях.

Неофициальный отдел, имевший особую, отличную от официального нумерацию страниц, оформлен был так же, как и официальный, с обязательной «афишкой», но без заголовка газеты, номера и даты. Это должно было подчеркнуть подчиненное положение отдела. Хотя именно с помощью неофициального отдела редакция надеялась достичь главной цели издания - осуществлять «духовную связь между местным епархиальным духовенством посредством «взаимных братских указаний, советов и соображений духовно­практической мудрости».[148] Естественно, что никаких столкновений с цензурой, конфликтов с властями издание не испытывало.

И хотя связь ПЕВ с народом сводилась к минимуму, посредством своих публикаций газета наставляла духовенство, формировала их ценностную систему, тем самым воздействовала на паству уже через его живое слово и непосредственное общение.[149]

Делу религиозно-нравственного воспитания и информационно­просветительской цели служило также издание «Оренбургские епархиальные ведомости», официальный печатный орган Оренбургской епархии. Выходило оно с 1873 года периодичностью 2 раза в месяц. Позднее количество номеров увеличилось до рекордных 52 в год. Как было принято, в официальной части печатались распоряжения епархиальной и вышестоящей властей, извлечения из отчетов обер-прокурора Святейшего Синода, сведения о продвижении по службе и награждении клириков епархии, протоколы и журналы заседаний съездов духовенства епархиальных и окружных, правлений духовных училищ (включая Челябинское), публиковались выдержки из отчетов о состоянии духовно-учебных заведений, среди которых фигурировали челябинские епархиальное женское и духовное училища. Неофициальный отдел составляли в основном поучения, статьи по богословским вопросам миссионерского характера, по истории края и народного образования, церковно-статистические описания приходов, различные бытовые наблюдения. Для того, чтобы сделать журнал более отвечающим запросам читателей, редакция прилагала усилия по привлечению авторов как из числа местного духовенства, так и представителей различных областей знаний. Так, с редакцией «Оренбургских епархиальных ведомостях» сотрудничали археолог и этнограф Р.Г. Игнатьев, ученый-историк В.Н. Витевский и др. , что значительно усилило позиции издания в системе религиозной печати того времени. Авторы говорили с аудиторией о вере и Церкве, любви и милосердии, социальных пороках и религии как способе их лечения. Не менее важен был и местный материал, нацеленный на пробуждение любви к своей Родине, осмыслении вклада приходов в развитие православного самосознания общества в целом.

Следующей по хронологии, но не по значению, стала осваивать производство и выпуск собственного СМИ Тобольская и Сибирская епархия, первая православная епархия в Сибири.

28 апреля 1881 года епископ Тобольский и Сибирский Василий (Левитов) направил в Святейший Синод представление о разрешении начать издание епархиального журнала с января 1882 года. Уже спустя три месяца, 29 июля 1881 года, разрешение было получено.

В первом номере редакция сообщала о задачах «Тобольских епархиальных ведомостей»: «Епархиальные ведомости должны быть местным духовным органом не в том только смысле, чтобы имели дело исключительно с духовенством, с его нуждами и интересами (это само по себе), но в том, чтобы в духовенстве, за ним и через него, удовлетворять и религиозно-нравственным потребностям местного общества. В этом единственном случае ведомости будут местным духовным органом, имеющим отразить в себе, по возможности,

154

духовные интересы всей епархии».

В годы своего расцвета, «Тобольские епархиальные ведомости» пользовались большой популярностью у читателей. А все потому, что привлекали в свои [150] [151] авторские ряды непосредственно читателей журнала, а также пользующихся авторитетом в светском обществе и церковной среде людей. Отсюда и обращение редакции с просьбой «принять и оказать поддержку в предпринятом деле издания «Тобольских епархиальных ведомостей» всех, кто любит литературный труд, ценит разработку церковно-археологических и исторических памятников, относящихся до местного края, кому вообще дорого религиозно-нравственное просвещение своих ближних». Таким образом, редактору ТЕВ П.Д. Головину удалось привлечь к сотрудничеству в издании многих преподавателей Тобольской семинарии, а также и «посторонних семинарии лиц». Это и П.В. Знаменский, И.П. Ксенофонтов, А.К. Недосеков, П.Е. Самуилов, В.Д. Сергеев, И.Я. Сырцов,

А.И. Сулоцкий и многие другие.[152]

Возможно из-за налаженного долгосрочного сотрудничества с представителями культурной интеллигенции, ТЕВ с момента своего появления и вплоть до закрытия по праву считались одним из лучших епархиальных изданий в России. А все потому, что его авторы не ограничивались освещением важных событий, происходивших в Тобольской губернии, их интересовали и подробности из жизни российского общества в целом.

Журнал живо откликался на все общественно - значимые события эпохи и помещал на своих страницах их официальную оценку Русской Православной Церкви.[153] Таким образом, «Тобольские епархиальные ведомости» были своего рода литературно-исторической летописью религиозной жизни Тобольской губернии и остальной России. На их страницах публиковались историко-статистические описания монастырей, церквей, сел, летописи приходов, биографии выдающихся церковных деятелей края, итоги археологических, исторических, этнографических изысканий в губернии. Печатались статьи духовно-нравственного содержания, поучения, речи, наставления духовных лиц, оценивалась их деятельность по пропаганде и распространению христианской веры среди коренного населения.[154] По традиции, материалы данного содержания, как правило, размещались в неофициальном отделе ТЕВ. Официальный отдел строился на привычной для данной рода изданий схеме - манифесты, Высочайшие повеления по духовному ведомству, указы и постановления Святейшего Синода, Тобольской духовной Консистории, епархиальные известия, отчёты попечительств, Советов епархиальных и окружных училищ,

I со

постановления съездов, списки учащихся семинарии и училищ150 - материалы перепечатывались с официальной части «Церковного вестника» и дополнялись официальными местными сообщениями. Оттиски этих статей выходили и самостоятельными выпусками. Но их тираж был мизерным - от 20 до 30 экземпляров, поэтому они не поступали в продажу и не пользовались «надлежащей распространенностью».[155] [156]

В свою очередь, по-настоящему массовым религиозно-нравственным изданием Тобольской епархии были так называемые «Листки». Тираж колебался от 15 000 до 400 000 экземпляров, что по признанию В.Н. Волкова, «было не доступно ни одной другой организации Сибири». Сначала «Листки» выходили еженедельно, в течение года не менее 50 раз. Впоследствии - до 100 номеров и больше. Каждый из них имел 4 страницы довольно убористой печати и снабжен изображением святого Димитрия Солунского.

Цена на них была невысокая - 50 копеек за 100 экз. Пятьдесят листков годовой подписки стоили всего 25 коп. Но при этом была практика и бесплатного распространения после религиозно-нравственных чтений, которые проходили по воскресным дням при кафедральном соборе. Бесплатно рассылались они и в тюремные церкви, больницы, другие места,[157] где население остро нуждалось в духовной поддержке. Изложение «Листков» было понятным и простым - авторы должны были избегать, по возможности, употребления иностранных слов, технических и научных терминов непонятных простому народу. Темами листков были рассказы о святых, Двунадесятые праздники, рассказы о местных праздниках, посты, особенно Великий и страстная седмица, объяснение богослужения, особенно литургии, заповедей Божиих, беседы о

Церкви и таинствах, обличения суеверий и дурных обычаев, рассказы бытового и нравственного содержания.[158] Издание поддерживало читателей духовно, подкрепляло их веру в Бога, наставляло на путь нравственного исправления.

Параллельно Тобольской епархии активная издательская деятельность велась и в Екатеринбурге, современной столице Уральского Федерального округа. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» пропагандировали ценностное триединство «Православие. Самодержавие. Народность», противодействуя революционному движению, проявлениям сектантства и инакомыслия, в том числе выступив против учения Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием, поддержав решение Священного Синода об отлучении писателя от Церкви. Другая основная тема «ведомостей» - народное образование, воспитание юного поколения в духе преданности монархии.[159]

Первый выпуск «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» датирован 19 апреля 1886 г. Это были небольшие журналы в мягкой обложке, еженедельно выходившие на Урале тиражом порядка 600 экземпляров. И даже при таком мизерном тираже «Екатеринбургские епархиальные ведомости» распространялись по всей России.[160] Структура издания строилась по тематико­композиционную лекалу всех епархиальных ведомостей этого периода. В официальном отделе публиковались указы и распоряжения центральных и местных властей, списки вакантных мест и сведения о перемещениях по службе, о награждении духовенства и светских служителей епархии, извещения о времени созыва епархиальных и окружных съездов духовенства, журналы и постановления этих съездов, извещения и отчеты епархиального свечного завода. В свою очередь, материалы неофициального отдела были призваны дать почву для размышлений по наиболее существенным проблемам церковно­общественной жизни: о взаимоотношениях причта и прихожан, постановке духовного образования и нуждах церковно-приходских школ, развитии миссионерской деятельности в епархии (особенно относительно старообрядчества, поскольку Урал оставался одним из его центров) .[161] Иногда печатались материалы и светского содержания.

Подобное содержание довольно быстро перестало устраивать новое правительство и 13 марта 1917 года на собрании екатеринбургского духовенства был поставлен вопрос о реформе газеты: «Все собрание единогласно пришло к тому выводу, что теперь, когда настало царство свободы, так вести дело издания епархиальных ведомостей, как велось оно до сего времени, положительно нельзя. Ряд ораторов возмущено говорил о тех недостатках, какие присущи этому изданию: Ведомости редко выходят (раз в неделю), далеко стоят от жизни, много фимиама воскуряют начальству и пр.».

Тогда же была создана комиссия для разработки новой концепции издания, в которую вошел и редактор ведомостей протоиерей Иоанн Уфимцев. Именно он представил новую программу издания, финансовые расчеты и высказал ряд организационных предложений, которые были положительно оценены другими членами комиссии. Однако идеи так и остались изложенным на бумаге проектом, и в духе новых времен епархиальный съезд 20 мая вынес постановление о прекращении издания «Екатеринбургских епархиальных ведомостей».[162]

«Екатеринбургские епархиальные ведомости» вместе с «Оренбургским церковно-общественным вестником» (под таким названием до декабря 1917 года выходили «Оренбургские епархиальные ведомости»[163]), весьма значимые газеты того времени, стали первыми в уральском регионе печатными органами РПЦ прекратившими свое существование (май 1917 г.). Вслед за ними практически все религиозные издания страны, базирующиеся на монархической традиции, в период революционных событий, повлекших за собой падение самодержавия в России, оказались нежизнеспособны. Так, до 1919 г.

просуществовали «Пермские епархиальные ведомости» и «Тобольские епархиальные ведомости». До июня 1919 года выходили «Известия Екатеринбургской церкви», которые на непродолжительное время стали альтернативой уже не существующих к тому моменту «Екатеринбургских ведомостей».[164] В период с 1917 по 1919 гг. на территории Урала Русская Православная Церковь выпускала «Церковно-школьный листок Оренбургской епархии»,[165] «Церковно-народные листки» (г. Екатеринбург), в Челябинске - «Знамя веры», в Нижнем Тагиле - «За веру и Церковь родную». Кроме информации о внутрицерковных делах эти издания содержали призывы записываться в ряды белых армий добровольно, не ожидая приказа о наборе. Подобные агитации содержались также в специальных листовках и

169

прокламациях.[166]

В новых условиях, в советское время церковная периодика Урала была представлена лишь единичными изданиями и рядом антиклерикальных СМИ. Неуверенно некоторые епархии Урала пытались испросить разряжения издавать небольшие по объему и тиражу печатные издания. Один из примеров - ежемесячный бюллетень «Епархиальные вести». Определяющую роль в его выпуске сыграл архиепископ Ювеналий (Иван Кельсиевич Килин). По признанию его современников, он не мог смириться с молчаливой ролью Церкви и благодаря своей способности находить общий язык со всеми, смог организовать выпуск печатного издания. В итоге 20 марта 1948 года в Челябинск пришло разрешение, и вскоре по благословению епископа Челябинского и Златоустовского Ювеналия в свет вышел первый выпуск епархиальной газеты. Она представляла собой два листа бумаги формата А4, печаталась на пишущей машинке под копирку. В первом выпуске газеты рассказывается о поездке правящего епископа Ювеналия в Москву, встрече со Святейшим Патриархом Алексием, передается благословение Патриарха всем верующим Челябинской области. В бюллетене приводится подробный перечень всех праздников и богослужений, отчет о состоянии епархии. Прежде чем попасть к читателю, церковный бюллетень проходил строгую цензуру в Челябинском облисполкоме, а один экземпляр попадал в секретную папку с надписью «Наблюдательное дело». В таких условиях говорить об открытом духовном воспитании и пропаганде христианских ценностей было запрещено. Поэтому издание носило сугубо информационный характер.

Но, так или иначе, официальным изданиям РПЦ в Советской России уже не было места. Печатные органы епархий Урала разделили судьбу с другими православными периодическими изданиями страны. Но нельзя отрицать за ними, при всем консерватизме этих и подобных им изданий, определенной культурной роли: они были прямыми участниками и созидателями культурно-нравственного и культурно-исторического процесса, хранителями традиций в духовной жизни и ораторской «учительной» публицистике России.[167] [168] Именно официальные печатные органы местных епархий стали идеологическим рупором Православной Церкви - проповедника и защитника религиозной догматики и монархизма.

Сегодня теоретическую ценность и практическое значение приобретают электронные факсимильные издания дореволюционной епархиальной периодики. Происходит своеобразное возрождение традиций того времени, когда духовный и исторический потенциал печатной журналистики Урала может быть оценен как современными исследователями истории развития религиозной журналистики Уральского Федерального округа, так и православными работниками СМИ. Так, электронная версия практически всех номеров епархиальных ведомостей Урала позволит современникам оценить качество содержания и оформительской работы (фотоиллюстрации титульного оформления см. прил.), по-новому осмыслить профессиональное значение такого рода СМИ как епархиальная печать, определить жанровую актуальность данных изданий, выявить динамику развития православной прессы Урала, основные тенденции и перспективы конфессиональной журналистики в целом.

<< | >>
Источник: САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа). 2015

Еще по теме 2.1 Епархиальные СМИ Урала в историческом ракурсе:

  1. 2.1 Епархиальные СМИ Урала в историческом ракурсе